Сезонный бизнес
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/sezonnyi-biznes-78925.html Петр Кузнецов: Если можно, последний раз еще: па-бам, па-бам, па-бам! – и все.
Мария Карпова: Нет, я не буду, все.
Петр Кузнецов: Хорошо.
В понедельник, а сегодня среда, т. е. это было позавчера, мы узнали, что спрос на вентиляторы в России вырос на 80%. Удивились, а потом вместе с экспертом поняли, почему.
Во вторник, вчера, узнали, что в июне и июле активно раскупают надувные лодки, даже пробовали, протестировали.
А сегодня вот мы решили выяснить, как же работает сезонный бизнес. Можно ли за пару месяцев сделать годовую выручку и в оставшееся время почивать на лаврах, сидеть просто в лодке и ничего не делать, отдыхать?
Мария Карпова: Обдуваясь вентилятором.
Петр Кузнецов: Да. Па-бам, па-бам, па-бам. Какие риски? Кто идет в такой вид предпринимательства? Чем занимаются сейчас продавцы елок и сноубордов? Вот сейчас, 10 июля, где они? А где зимуют владельцы проката самокатов?
Мария Карпова: Про продавцов елок знаю – они сидят над елками: «Расти давай быстрее! Расти! Через пять месяцев Новый год! Тебя продать еще надо! Что ты какая-то хилая совсем!»
Петр Кузнецов: Денису Балакиреву, судя по выражению лица, понравилась твоя шутка. Денис Балакирев – пресс-секретарь сервиса кикшеринга. Как раз мы упомянули, задали вопрос, казалось бы, куда-то вот туда, в облако, где зимуют владельцы проката самокатов, – сейчас все узнаем. Кикшеринг, если что, уважаемые телезрители, вас можно понять, это как раз прокат самокатов. Денис, доброе утро.
Мария Карпова: Здравствуйте, Денис.
Денис Балакирев: Доброе утро.
Петр Кузнецов: Прошу прощения за поведение соведущей, не все эксперты к такому привыкли, но тем не менее добро пожаловать.
Денис, у самокатов и всего, что с ними связано, есть четкая сезонность, четче не бывает. Чем занимается, чем живет, чем функционирует сервис такой в межсезонье?
Денис Балакирев: Смотрите, самое главное, что хочу сказать: когда мы говорим про самокаты, скажем, в Москве, кажется, что это действительно условно полгода работы и полгода отсутствия. На самом деле сезон заканчивается в ноябре и начинается в марте, поэтому чуть более 3 месяцев есть на то, чтобы закончить один сезон и готовиться к следующему. Естественно, что все самокаты надо собрать с улиц, надо их полностью перебрать, надо их полностью отремонтировать, чтобы они прошли полное, глубокое ТО. Естественно, собираясь работать в новом сезоне в новых локациях, надо закупить новые самокаты, надо их туда доставить, естественно, привязать к системе... То есть работы хватает.
Но даже помимо этого важно понимать, что самокаты, когда мы говорим про кикшеринг, – это только часть работы компании, потому что есть IT-департамент... По сути, наша компания, несмотря на то что мы занимаемся арендой самокатов, – это IT-компания. Мы должны придумать новые технологии, должны внедрить эти новые технологии, ну и параллельно должны работать вместе с государством, с городами над нормативно-правовыми актами, над новыми законами, над новыми какими-то правилами... То есть вот эта работа никогда не останавливается.
Плюс надо учесть, что, допустим, есть Краснодарский край, есть не такой очевидный, но Калининград, который тоже не закрывается на зиму. Поэтому из 53 локаций, в которых мы работаем, хватает городов, которые едут круглогодично. Но при этом даже те, которые закрываются на межсезонье, не останавливают свою работу, т. е. у нас она постоянно кипит.
Петр Кузнецов: Денис, понятно. Тем не менее все равно в это время работы меньше. У зарплат нет сезонности?
Денис Балакирев: У зарплат нет сезонности, потому что, скажем, если наши специалисты, которые работают над новыми технологиями, у них отличия нет в том, как они работают в сезон и как они работают в межсезонье. Скажем, буквально на днях мы презентовали новую технологию, когнитивный тест для пользователей, она разрабатывалась в течение года минимум, т. е. это та работа, которая ведется постоянно, на постоянной основе. Соответственно, те, кто ремонтируют самокаты, те, кто принимают новые самокаты, те, кто закупают детали, – их работа тоже ведется круглогодично, поэтому здесь о какой-то перемене зарплаты нет смысла вести речь.
Петр Кузнецов: То есть да, в этот период вы что-то улучшаете, разбираетесь, какие-то сервисы новые придумываются, здесь это понятно. Денис, но вот за довольно короткий период все-таки компании нужно заработать средства на весь год. Может быть, вот в вашем лице как ко всему сезонному бизнесу этот вопрос: соответственно, должны быть требования серьезные, выше к рентабельности. Вот какой доход, какие показатели у вас получаются? Не знаю, можно в процентах. Достаточно ли этого?
Денис Балакирев: Здесь, знаете, наверное, я все-таки отвечу немножко уклончиво, что достаточно, безусловно. Как вы знаете, если смотреть показатели нашей компании, то можно утверждать, что сервис очень финансово устойчив и успешен. Благодаря тому, что все планируется заранее, благодаря тому, что работа не ведется спонтанно, условно говоря, месяц прошел и подсчитываем, как он прошел, – есть планы на месяц, есть планы на сезон. Эти планы выполняются, и, соответственно, это все позволяет перераспределять средства в т. ч. на те месяцы, когда самокаты не находятся на улицах некоторых городов. Допустим, когда в Москве, в Петербурге они уходят с улиц городов, тем не менее вот это вот планирование... В детали не могу просто вдаваться, потому что не хочется конкурентам рассказывать секреты успешности...
Петр Кузнецов: Да.
Мария Карпова: А то Петр тут уже что-то записывает себе внимательно.
Петр Кузнецов: Кстати, о конкурентах. Расскажите нам, насколько все-таки на сегодняшний день, Денис, это вообще прибыльный бизнес, вот эти шеринги все, каршеринги, кикшеринги. Потому что есть разные данные, обычно владельцы шерингов как раз говорят: «Да вы что, мы тут в лучшем случае в ноль выходим!» Там же все равно ремонтные работы регулярные, постоянно выходящие из строя вообще, полностью самокаты, опять же, различные (особенно к кикшерингу это относится) законодательные меры, которые ужесточают правила пользования самокатами, появляющиеся на рынке все новые конкуренты...
Денис Балакирев: Смотрите, на самом деле вот даже сейчас, если мы говорим про 6 месяцев этого года, которые прошли, все показатели, допустим, если мы говорим про показатели количества поездок, увеличились более чем на 50% по сравнению с прошлым сезоном. В прошлом сезоне за весь сезон они увеличились на 100% по сравнению с предыдущим сезоном. То есть популярность, востребованность самокатов постоянно растет, поэтому... Мы еще даже не можем сказать, что мы нашли пик, то, что мы находимся на пике и теперь, допустим, идет стагнация, – нет, продолжается рост, продолжается увеличение востребованности самокатов.
И то, о чем вы говорите, вот какие-то, допустим, законодательные инициативы, которые ограничивают, – они такие только в трактовке СМИ и в трактовке социальных сетей. На самом деле сейчас ситуация обстоит таким образом, что сервисы, крупнейшие сервисы напрямую участвуют в диалоге с городом, в диалоге с федеральными властями и в т. ч. разрабатывают все эти нововведения. То есть мы знаем о них, мы участвуем в разработке, соответственно, можем предлагать свой опыт, свое понимание, и, естественно, мы ко всем к ним готовы. Поэтому здесь нет каких-то перепадов, нет каких-то неожиданностей – это та работа, которая ведется планомерно: самокаты встраиваются в жизнь городов.
Естественно, если мы смотрим какие-то громкие новости, то очевидно, что негатив всегда популярнее, негатив всегда приковывает к себе больше внимания, поэтому кажется, если судить только по соцсетям, что вокруг самокатов какое-то очень одиозное поле. На самом деле это совершенно не так: это транспорт, который приносит все больше и больше пользы городам.
Статистика по всем направлениям позитивная, даже если мы говорим, допустим, про количество нарушений, количество ДТП. Понятно, что есть закон больших чисел и из-за постоянного увеличения количества самокатов цифры абсолютные растут, потому что больше самокатов становится. Но если говорить в процентах, то и количество нарушений, и количество ДТП – все это снижается. То есть работа планомерно ведется.
Соответственно, если мы говорим про конкурентов... Ну вот, допустим, в кикшеринге есть три крупнейших компании, которые, по сути, определяют состояние рынка. И поскольку, как я уже сказал, мы даже еще пика не достигли, здесь речь идет не столько о конкуренции, сколько о том, что мы стараемся делать свое дело как можно лучше, чтобы вместе развивать отрасль, чтобы к самокатам было позитивное, хорошее отношение, чтобы люди понимали пользу самокатов. Поэтому здесь пока, наверное, мы говорим не столько о какой-то жесткой рыночной конкуренции, сколько о совместной работе в одном направлении. Сейчас работы хватает всем.
Петр Кузнецов: Да-да-да, особенно сейчас над репутацией нужно еще работать, судя по отзывам на СМС-портале, ну вы понимаете.
Мария Карпова: Денис, насколько в вашем бизнесе возможно не делать паузу, скажем так, на несезон, всего на эти 3 месяца, хотя фактически нет никакой паузы в работе, а, скажем так, переформатироваться, например? Я знаю, что те, кто сдают в прокат лыжи в парках, например, в летний период сдают те же ролики, роликовые коньки, те же лыжи для летних тренировок...
Петр Кузнецов: Пункт проката тот же, только меняется ассортимент.
Мария Карпова: Возможно ли это в вашем случае? Может быть, это невыгодно?
Денис Балакирев: Смотрите, теоретически возможно. Как я уже сказал, мы все очень, как показывает практика, грамотно планируем, поэтому распланировать сезон, условно говоря, если мы говорим, допустим, про Москву и про присутствие на улицах непосредственно, не на 9 месяцев, а на 12, конечно, можно, и с точки зрения бизнеса это будет вполне себе рабочая модель. Другой вопрос, что сейчас самокаты не имеют какого-то аналога для зимнего передвижения, такого же комфортного, такого же удобного.
Поэтому если, условно говоря, предположить, что в Москве появятся улицы, которые будут отапливаться, знаете, в некоторых городах Европы такое происходит, асфальт будет чистый в течение зимы, ну или, допустим, температура все-таки повысится и будет держаться около нуля, то теоретически, конечно, с точки зрения бизнеса можно работать и 12 месяцев в году. Потому что вот это планирование, закупка новых деталей, ремонт – все это осуществляется и в течение сезона, поэтому...
Мы, допустим, совсем недавно, относительно недавно, локализовали производство основных деталей непосредственно у нас в России, т. е. мы сами производим то, что чаще всего надо заменить в самокате. Поэтому мы не привязаны жестко к каким-то поставкам, допустим, из-за рубежа, к каким-то еще процессам, которые можно было бы привязать именно к сезонности.
Мы, конечно, можем работать круглогодично, и вот южные города, Краснодарский край или тот же самый Калининград показывают, что все это происходит без проблем, без сбоев, без технологических пауз каких-то.
Петр Кузнецов: Денис, и напоследок больше такой максимально человеческий вопрос: когда у пресс-секретаря сервиса кикшеринга отпуск, как правило?
Денис Балакирев: Это очень тяжелый вопрос.
Петр Кузнецов: Серьезно?
Денис Балакирев: Лето было, но я в этот день работал... Конечно, по окончании сезона, потому что сейчас очень много эфиров, сейчас надо объяснять всем про пользу самокатов... И вот тем, кто пишет вам негативные послания по СМС, которые я, к сожалению, не вижу, вот им надо объяснять, что самокаты – это действительно польза. То, что отдельные нехорошие люди нарушают на них правила, – с этим мы тоже работаем, мы выписываем им штрафы, блокируем, скоро ГАИ будет очень серьезно с ними работать... Мы выправляем ситуацию. Вот надо об этом как можно больше рассказывать. Ну а отдохнуть получается, наверное, после ноября.
Петр Кузнецов: Спасибо!
Мария Карпова: Спасибо, Денис!
Петр Кузнецов: Денис, заранее хорошего отдыха вам.
Денис Балакирев: Спасибо большое! Хорошего дня!
Петр Кузнецов: Спасибо большое! Денис Балакирев, пресс-секретарь сервиса кикшеринга.
Мы говорим о сезонном бизнесе, о его особенностях. Друзья, возможно, у вас тоже есть дополнительный какой-то доход в определенное время года; если да, то расскажите, каких усилий вам это стоит. Кстати, если вы покупатель и тоже не пропускаете какие-то сезонные распродажи, тоже поделитесь, почему они вам, эти распродажи, нравятся.
Мы как раз хотели приступить к этому интересному рейтингу: выяснилось, что каждый 5-й предприниматель в России занимается сезонным бизнесом. По данным недавних исследований, самые популярные категории – товары для дома и дачи, одежда, детские товары, стройматериалы. Причем пятая часть опрошенных, это 21%, призналась, что при старте дела совсем не задумывались о делении бизнеса на сезонный и не сезонный, а вот уже в процессе столкнулись с явлением такой четкой сезонности.
По данным исследования, тоже интересно, наиболее популярным регионом после столичного, где занимаются сезонным бизнесом, оказался Приволжский федеральный округ, далее расположился Уральский и Дальний Восток. При этом больше всего несезонного бизнеса оказалось в Сибири.
Но с нами сейчас как раз на связи Новосибирск, Антон Осипенко, создатель авторского елочного базара. Антон, здравствуйте.
Мария Карпова: Здравствуйте.
Антон Осипенко: Всем здравствуйте.
Петр Кузнецов: Чем вы сейчас занимаетесь, вот прямо сейчас? Елку какую-то видим за вашей спиной.
Антон Осипенко: Помимо елочного базара у меня есть направление, как услуги спецтехники, это самосвал и экскаватор-погрузчик, т. е. направление стройки, оказание услуг для строительства, для частного строительства.
Петр Кузнецов: Не сказать, что прямо совсем другой мир, но тем не менее. Вот как это произошло? Вы поняли, что есть четкая сезонность, это вот как из исследования мы только что выяснили, уже в процессе, поняли, что надо чем-то заниматься в несезон первого дела?
Антон Осипенко: Елки пришли позже.
Петр Кузнецов: А, елки позже.
Антон Осипенко: Да. Это, наверное, больше семейное: у меня отец предприниматель, спецтехника пошла от него. А елки мне просто в студенческие годы хотелось попробовать, для меня это было очень серьезное решение. Я попробовал, мне очень сильно понравилось, и вот уже 9 лет подряд я этим занимаюсь.
Мария Карпова: Но это не тот случай, да, как с самокатами, что весь год вы готовитесь к этому сезону. Я не знаю, сколько он длится, с начала декабря или, может быть, даже раньше начинается...
Антон Осипенко: Для всех людей, которые это видят как потребители, он начинается в декабре, а по факту он начинается в ноябре, может быть, даже в октябре.
Петр Кузнецов: А как, вы то есть переключаетесь буквально за неделю?
Антон Осипенко: Да.
Петр Кузнецов: Все равно же готовиться нужно, изучать рынок...
Антон Осипенко: Плавно заканчивается сезон спецтехники, стройка заканчивается осенью обычно, и так получилось, что перетекает в елки в моем случае.
Петр Кузнецов: Но планы летом вы не строите по тому, как вот нужно улучшить бизнес, чем взять, не знаю, конкурентов, какие-то учесть ошибки предыдущего сезона?
Антон Осипенко: Строим, конечно-конечно. Уже есть план информационный аккуратненький с лета, подводящий к теме елок.
Петр Кузнецов: Информационный... Поделитесь.
Антон Осипенко: Через информационное пространство людям напоминаем о себе, что...
Петр Кузнецов: А, да, ну конечно-конечно.
А как у вас, вы следите за тем, как растут продажи или нет, после каждого сезона, аналитику какую-то проводите? Как у вас сложился тот сезон?
Антон Осипенко: Однозначно. Строятся планы: реальный, минимальный, максимальный. Анализируются ошибки прошлых годов. Стараемся с каждым годом становиться лучше, выделяться на фоне конкурентов, вводить что-то инновационное, например, доставку елок на дом, это я уже тоже попробовал.
Петр Кузнецов: С помощью спецтехники? Может быть, даже как-то объединить...
Антон Осипенко: Спецтехника выручает в том плане, что у меня нет дополнительных расходов на транспортировку, в отличие от моих конкурентов, т. е. это мое конкурентное преимущество, можно так сказать, это во время занятия елочным бизнесом тоже помогает. И одно дело, когда ты живешь в квартире и захотел заниматься елками, тебе нужно помимо самого места искать еще и склады, все это делать. А когда человек живет в частном доме, есть место, где можно складировать это и удобно подвозить, это, конечно, очень классно.
Мария Карпова: Антон, я думаю, что все-таки это, наверное, вопрос больше не к вам, но просто предлагаю вам подискутировать на эту тему. Часто владельцев именно сезонных бизнесов, дел обвиняют в том, что в сезон...
Петр Кузнецов: В пик сезона максимальная накрутка.
Мария Карпова: Да, в сезон взвинчиваете цены. Это, наверное, больше касается искусственных елок...
Антон Осипенко: С сезонным бизнесом, да, согласен, он на то и сезонный, потому что кажется, что все накручивают, но другого сезона нет, т. е. есть одна возможность заработать, в случае елок это только один месяц в году. И не может быть так, что какая-то минимальная цена, по которой ты в течение года продаешь в огромных объемах и доволен. Люди, я считаю, адекватно относятся к наценке сезонного бизнеса, по крайней мере большинство людей. Это нормально и естественно.
Петр Кузнецов: Еще вопрос, чего уж там, о рабочих местах. Елочный базар, вы создатель авторского елочного базара – сколько у вас в штате человек? Или вы просто самостоятельно это все делаете? Помощников, сотрудников.
Антон Осипенко: Начиналось все условно самостоятельно, с папой, я стараюсь подключать родственников к этому делу. Но в условиях масштабирования приходится, конечно же, нанимать людей со стороны. В моем случае штат небольшой, до 10 человек.
Петр Кузнецов: То есть все больше и больше с каждым сезоном, такая востребованность растет.
Антон Осипенко: Да.
Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, а вы довольны результатами именно вот елочного сезона? В цифрах сколько удалось... ?
Антон Осипенко: Если честно, конечно, да. У меня цель каждый год увеличивать, расти, это успешно получается, и это то дело, которое приносит мне больше всего удовольствия. Помимо всех других дел, чем я занимаюсь и занимался, это, наверное, мое самое любимое, самое эмоциональное, когда ты просто людям даришь праздник.
Я сам, лично торгую, мне это нравится, т. е. на этом базарчике многих людей уже знаю, т. е. ко мне приходят, много лет у меня покупали, мы уже поименно знаем, здороваемся, «как дела?», и вот этот вот обмен энергией... Видишь, как дети растут, которые приходили малышами, на санках привозили их, а тут они уже своим ходом приходят, довольные ходят, нюхают эти елочки и просто... Кайфуют они – кайфую я.
Петр Кузнецов: Классно. Нового года захотелось уже вот в середине лета.
Мария Карпова: Да, есть такое. Даже как-то прохладно стало.
Петр Кузнецов: Да, кстати. Но прибыльнее спецтехника из бизнеса, да?
Антон Осипенко: Свои нюансы везде, но с учетом того, что сезон спецтехники длится в 6 раз дольше, то, конечно же, да.
Петр Кузнецов: Просто за счет времени.
Антон, спасибо вам большое и удачи!
Мария Карпова: Спасибо большое!
Петр Кузнецов: Антон Осипенко, создатель авторского елочного базара.