Школьное питание
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/shkolnoe-pitanie-80922.html
Мария Карпова: Владимир Чернигов с нами на связи, президент Института отраслевого питания. Владимир Валерьевич, здравствуйте!
Антон Липовский: Мы вас приветствуем!
Владимир Чернигов: Доброе утро, коллеги! Здравствуйте!
Мария Карпова: Владимир Валерьевич, ну вот мы боремся и боремся за то, чтобы привить молодым культуру питания. И, казалось бы, лучше всего это начинать делать вот со школьной столовой. Но кажется, что это вот как-то все-таки не выходит.
Есть проблемы и с качеством еды, и с ее вкусом. Как накормить наших детей качественной едой в столовой?
Антон Липовский: Уже наконец-то.
Мария Карпова: Да.
Владимир Чернигов: Смотрите. Качественно накормить, наверное, несложно. Но тут ведь вопрос стоит: она должна быть еще вкусной, привлекательной и модной.
Мария Карпова: Конечно!
Владимир Чернигов: Потому что я внимательно слушал ваш эфир. Меня бесконечно просто огорчают цифры в углу экрана, что 20 на 80.
Мария Карпова: Да. Да.
Владимир Чернигов: Это фатальная пропорция отношения к тому, что дети получают в виде школьного завтрака, обеда там или другого приема пищи.
Мария Карпова: А что? Почему так происходит? Кто составляет это меню?
Владимир Чернигов: Давайте так. Котлету можно сделать по-разному, пожарить по-разному и подать по-разному. Эффект тоже будет разный.
Мария Карпова: Согласна.
Владимир Чернигов: Поэтому я бы не видел проблемы в меню. Я бы видел проблемы все-таки в исполнении. И хотел вам в неожиданном ракурсе предложить посмотреть на ситуацию.
Антон Липовский: А давайте.
Владимир Чернигов: У нас ... проблема с кадрами, которых не хватает везде, во всей нашей, так сказать, экономике, во многих-многих ее отраслях. Давайте представим себе (вот как раз на экране, да) работника школьной столовой, которая встает в пять утра, приходит, чтобы там начать вовремя сервировку.
Я не видел очереди резюме на вакансию школьный повар. То есть все, кто учится на повара, мечтают быть звездами «Мишлен» и так далее, и тому подобное. Ограничений очень много. Сложностей очень много. Ожидаемая проекция – в тарелке в качестве того, что отдают. То есть, говоря о том, что мы требуем, давайте посмотрим, с кого мы требуем и в каких условиях эта работа выполняется.
Я не пытаюсь оправдать недобросовестных и нечистоплотных людей. Потому что грязь, волосы – это уже гигиена. Это не к качеству питания. Это к соблюдению санитарно-гигиенических вопросов и требований. Я говорю к мастерству, я говорю к отношению, я говорю к тому, без чего ну вот не станет. Вот школьное – прикольное, да? Не прикольное сегодня.
То есть нам надо менять, а может быть, даже существенно ломать позиционирование профессии, атмосферы. Очень много примеров там школьных кафе и ресторанов. Это все движение в ту сторону.
Ну и, безусловно, мы много раз об этом говорили, не устану повторять: надо пояснять родителям и детям, что в школе им предлагают правильное и здоровое питание. Если они, как говорится, измучены пиццей и макаронами, то в школе это будет расхожий такой грустный пример: пытка брокколи.
Мария Карпова: Ну нет! Ну, опять же...
Антон Липовский: Пытка брокколи! Это, вы знаете. Можно мы в заголовок это возьмем? Если вы не против.
Владимир Чернигов: Это не моя фраза. Ну да, она расхожая такая.
Мария Карпова: Опять же те же макароны. Но это же может быть и здоровым питанием. Просто мы почему-то привыкли, что здоровое питание – это овощной салатик. Вот то, что мы детям даем. Из капусты.
Владимир Чернигов: Нет-нет-нет. Я не враг макарон. Я сам их очень люблю.
Мария Карпова: Ну да. Я к тому, что...
Владимир Чернигов: Дело в другом: самая вкусная, прекрасная каша, если она остыла, а класс задержался на пять минут. Падение температуры пять градусов в минуту. Вот вам, пожалуйста, то, что липнет к тарелкам, и то, что из них...
Мария Карпова: Да-да-да-да.
Владимир Чернигов: То есть здесь очень много тонкостей. И я еще один такой парадокс вам скажу. У нас сегодня общественным питанием называются рестораны, бары, кафе – известные всем примеры ярких проектов. А задумано оно было более 90 лет назад именно как питание школьное, в больницах, на предприятиях. То есть общественным у нас считалось питание, ну социальное, наверное. Так можно его назвать.
Мне кажется, что, если у нас особое внимание к развитию общественного питания, давайте содержание чуть-чуть поправим и приложим все вот эти усилия к тому, чтобы детей правильно кормить. За ними будущее. В них надо, как говорится, инвестировать. И прежде всего через тарелку.
Антон Липовский: Да. Владимир Валерьевич, но не могу не спросить: вот вы обозначили очень большой такой пласт, да? Вот. Ну, в этих темах надо разбираться. И в том числе и законодательно, насколько я понимаю. И действительно, популяризировать профессию, также, как и когда-то статус педагога тоже был утерян по-хорошему, мы авторитет поднимали.
Но, тем не менее, мы живем-то в сегодняшних реалиях. И дети-то продолжают учиться. И вот очередное сообщение из Санкт-Петербурга: «Завтракаем дома. Потому что в школе невкусно. На обед даем деньги на буфет. Но опять же таки стараемся дома кормить супом, чтобы сохранить ребенку здоровье».
Достаточно ли сегодня контроля над школьным питанием? И, соответственно, ну вот рацион хорошо ли просчитан? Исходя из этих сообщений.
Владимир Чернигов: Честно скажу: всего достаточно. Но, как всегда у нас эта ошибка в исполнении возникает. Традиционные сюжеты, которых сейчас очень много по различным медиаканалам, – это так называемый «запуск». Потому что была пауза на лето. Летние лагеря – там свои сюжеты. И вот сегодня все вернулись и началось по новой. Потом эта волна сойдет на нет. Отладятся и процессы, и так далее.
Поэтому реальный совет, который могу дать, прежде всего родителям. Вот «контроль» слово не люблю, потому что контролеров у нас больше, чем работников. Проявите внимание и участие.
То есть проявите внимание к тому, что в меню, как приготовлено, как накрыто. И примите участие в этом процессе: договоритесь со своими коллегами по классу, ходите раз (я не знаю) в месяц, найдите этот день. Попробуйте.
Мария Карпова: Да. Да. Да. Спасибо!
Владимир Чернигов: И ведите диалог. То есть вот без диалога, без вот, как бы сказать, желания решить, а не желания хайпа, это никуда не изменится.
Мария Карпова: Спасибо большое, Владимир Валерьевич!
Антон Липовский: Спасибо!
Мария Карпова: Владимир Чернигов был с нами на связи, президент Института отраслевого питания.
Ну вот мы как раз и спрашиваем сегодня наших тех телезрителей, которые интересуются питанием своих детей в школе. Потому что мы вас спрашивали эти полчаса: «Довольны ли вы качеством школьного питания?» «Да», – ответили всего 23%. То есть всего 23% довольны. «Нет» – 77%.
Ну, вот такой пример: «Ребенок утром ест дома, так как завтраки в школе невкусные. На обед даем деньги на буфет. Обеды также отказывается есть. Поэтому приходится забирать пораньше и кормить дома супом, чтобы не было проблем со здоровьем».
Антон Липовский: Да-да. Это сообщение уже было как раз. Да. Ну вот Московская область. Говорят, «сейчас кормят хорошо». Все. На этом...
Мария Карпова: Коротко и ясно.
Антон Липовский: Да!
Мария Карпова: Московские. Потому что по делам убежал человек, наш телезритель.
Антон Липовский: Да. Ну, в общем, всегда есть два лагеря, две точки зрения. Мы вернемся сразу после выпуска новостей.