Штраф со скидкой
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/shtraf-so-skidkoi-88571.html
Петр Кузнецов: Вы даже не... Получается так, что пока на СМС-портале большинство, я уж не знаю – пешеходов или автомобилистов, пока вы не приветствуете эту скидку? Вы как будто бы даже за ужесточение.
Давайте разберемся с Юрием Капштыком – с юристом-медиатором, специалистом по безопасности дорожного движения. Он же наш эксперт по этой теме. Юрий Николаевич, доброе утро!
Юрий Капштык: Доброе утро!
Петр Кузнецов: Понимаете ли вы настроения? Ну, мы удивлены. Тоже не приветствуют 50%-ную.
Мария Карпова: На нашем СМС-портале. Да.
Петр Кузнецов: А говорят, что наоборот, нужно ужесточать так, чтобы злостному нарушителю не захотелось нарушать. Хотя это тоже очень звучит парадоксально. Если он злостный нарушитель, кажется, его ничто не остановит.
Мария Карпова: Штраф и скидка – вещи несовместимые. Как будто бы.
Петр Кузнецов: И это тоже.
Юрий Капштык: На самом деле то, что штраф – эта мера административного наказания и скидка, которую предоставляют, это, в конце концов, дает возможность человеку самому исполнить тот вид наказания, который к нему применим.
В частности, допустим, вот по предыдущим выступавшим людям. Прозвучало о том, что у него было несколько штрафов: 7500 за пересечение сплошной линии. Извините, но за это вообще положено лишение прав.
Петр Кузнецов: Лишение прав. Да. Если поймают.
Юрий Капштык: Где-то у нас лояльность была в том, что если зафиксировано на видеокамеру, то тогда идет штраф. Если же это фиксируется инспектором или же в присутствии свидетелей с составлением протокола, то тогда это вообще лишение прав.
Тогда вопрос: люди, выбирая штраф, оплачивая, они еще и возмущаются. А где же совесть тогда, получается, у водителя? Он же знает, что пересечение сплошной линии запрещено. То есть он умышленно идет на некоторые нарушения (даже не некоторые, а особенные нарушения) и при этом тут же пытается давить на жалость: «Ну где мне, студенту, взять денег?» А где ты денег взял на машину? Вопрос.
Петр Кузнецов: Юрий Николаевич! Тут мы, знаете к какому вопросу приходим: штраф – он же должен в итоге быть посильным? Или должен быть непосильным? Потому что штраф – это все-таки, наверное, мера не превентивная, а карательная.
То есть, если он будет посильным, я продолжу нарушать и платить. Как за то же там превышение скорости. Не я, а нарушитель.
Юрий Капштык: Ну, по сути дела, я могу просто сказать так: да, с 1 января изменили правила оплаты. Значит, во-первых, штраф стал больше. Потому что скидку уменьшили и сами штрафы повысили.
Но давайте тогда посмотрим. Значит, во-первых, откуда взялась инициатива вернуть все-таки 50%-ное? Это чтобы воззвать к осознанию водителями – раз – того, что он несет наказание. И второе – это все-таки поступление денег в бюджет.
Петр Кузнецов: Я думаю, что сборы повысить. Конечно.
Юрий Капштык: Потому что четыре месяца, которые сейчас прошли с 1 января, то есть четвертый месяц заканчивается – они показали, что, когда водитель понимает о том, что оплата штрафа неизбежна, он начинает оттягивать до последнего. А оплата штрафа – это поступление денег в бюджет.
Таким образом, и налоговая, во-первых, дала информацию. Плюс ко всему появилось большее количество обращений за выдачей судебного приказа в связи неоплатой. А это нагрузка на службу судебных приставов. Ну и, соответственно, породилась инициатива о том, что да, возможно, не все усмотрели, и поэтому давайте вернем 50%-ную скидку.
Человек, когда все-таки знал о том, что 50% – он привык к этому. Он быстрее оплачивал. И для него это было менее болезненно, даже по финансам.
А нарушители? Да, если нарушитель злостный, и он это делает регулярно, и одни и те же штрафы – да, для него вообще тогда можно ввести категорию определенной злостности, скажем так, индекс. И тогда для него эти штрафы должны быть без скидок.
Петр Кузнецов: Ну, это возможно сделать в данном случае. Да, по номеру, по...
Юрий Капштык: Потому что, если человек проездил 10 лет, 15–20 без штрафов, он, естественно, добросовестный. Он старается соблюдать скоростной режим и так далее.
А человек, который систематически превышает скоростной режим, он игнорирует правила дорожного движения и, скажем так, безопасность других участников движения – такому вообще необходимо отменять все какие-либо скидки. Тогда пусть «бьет по карману».
Петр Кузнецов: Юрий Николаевич!
Юрий Капштык: Я могу привести пример.
Петр Кузнецов: Да.
Юрий Капштык: В некоторых арабских странах штрафы могут достигать стоимости автомобиля.
Петр Кузнецов: Вот! Я как раз про посильный и непосильный штраф, собственно, и задал этот вопрос. Да. Но мы далеки, конечно, от такого. Юрий Николаевич.
Юрий Капштык: Да, некоторые... В арабских странах есть даже такая информация о том, что стоимость штрафа идет прямо пропорционально от стоимости автомобиля. Чем дороже автомобиль, тем выше штраф. И в некоторых, я встретил однажды информацию о том, что штраф был за превышение скоростного режима – $50 000. Ну, я думаю, что такой штраф остановит любого у нас.
Петр Кузнецов: Хотя вот я видел статистику. Понятно, она разная, Юрий Николаевич. Что чем дороже машина, тем спокойнее человек себя ведет за рулем. То есть чем дешевле...
Мария Карпова: Жалко!
Юрий Капштык: Смотря какая машина. Человек, который ездит с водителем...
Петр Кузнецов: Ну, тоже верно! Конечно, от людей зависит. Да.
Юрий Капштык: ... старается дать безопасность. А человек, который купил, грубо говоря, Bentley, Lamborghini, какой-нибудь скоростной спорткар, и он хочет выделиться, он начинает это делать.
У нас выделяются обратным. У нас, к примеру, на какую-нибудь модель автопрома ставят глушители, которые дают рев, как уже даже зрители сказали, и по вечернему городу давай ездить. Или: я не могу даже, сам очень негативно отношусь к тем любителям музыки, которые ставят всевозможного рода Bazooka, какие-то колонки.
Мария Карпова: Да. Да.
Юрий Капштык: Машина – звукоизоляция не сделана. Она. Это просто воткнули. И вот он вечером едет, открывает окна и в 11, в 12, а то и в час, в два ночи по улицам города раздается вот это... Это даже не звучание музыки. Это просто грохот. Это просто гул. Он же, во-первых, мешает людям.
Петр Кузнецов: О другой статистике напоследок, Юрий Николаевич. Фиксируется все-таки с ГИБДД по статистике, снижение нарушений правил дорожного движения в целом? Замечаем ли мы это? И благодаря чему?
Юрий Капштык: В целом – да. В целом – да. Во-первых, могу вам даже, можно сказать, привести пример. Пусть это будет звучать как покаяние. Иногда, в спешке дел, перемещаясь с одного места в другое, я забывал пристегнуться ремнем. И когда у меня за одну неделю пришло шесть штрафов за не пристегнутый ремень, с того момента, оплатив эти штрафы, я езжу постоянно пристегнутый.
Петр Кузнецов: А у вас пищалки нет, что ли?
Юрий Капштык: ... также и другие водители. Когда почувствовали разницу в стоимости штрафов, в том, что это действительно сказывается. И ты начинаешь сидеть и думать: за эти деньги можно было купить очень хороший антирадар или еще что-нибудь. Тогда начинаешь задумываться. И уже как-то по-другому начинаешь ориентироваться.
Плюс, опять же в помощь всем нам – гаджеты, которые постоянно предупреждают о камерах, о скоростном режиме.
Петр Кузнецов: Угу. Спасибо!
Мария Карпова: Спасибо большое!
Петр Кузнецов: И в признании тоже отдельно за это. Юрий Николаевич Капштык – юрист-медиатор, специалист по безопасности дорожного движения.
Мария Карпова: Пару ваших сообщений. «Надо сделать так, как было в Союзе: три штрафа и год ходи пешком». Все.
Петр Кузнецов: Проколы. Да.
Мария Карпова: То есть проколы. Вот эти вот дырочки. Да.
Петр Кузнецов: Да. Да. Помню. «Какие умники ставят скорость 40 км/час?» Ну как? У школ ставят.
Мария Карпова: И меньше. Даже 20 ставят.
Петр Кузнецов: Бывает 20. Да. И еще и лежачий полицейский там. Ну, просто это для вас. То есть вы снижаете до 40, надеюсь?
Мария Карпова: Из Москвы пишут: «Очень много внимания уделяют штрафам для водителей. И мало для пешеходов, перебегающих в неположенном месте или на красный. А также детям и родителям на электросамокатах. Что не менее опасно для всех, включая водителей, которых они могут подставить».
Отличная, кстати, идея для темы. Чтобы пешеходы...
Петр Кузнецов: Как мы ее сформулируем?
Мария Карпова: Пешеход! Вон с проезжей части!
Петр Кузнецов: Всегда?
Мария Карпова: Я не знаю.
Петр Кузнецов: Угу. На встречную. Хорошо.
Мария Карпова: Вон с улицы! Не знаю.
Петр Кузнецов: Угу.