Антон Липовский: Сообщений много, тема проблемная. Если у вас хоть когда-либо жили рядом такие соседи, вы их не забудете совершенно точно. Об этом подробнее поговорим с Сергеем Сергеевым, что же делать, руководитель практики ЖКХ юридической группы «Яковлев и партнеры». Сергей, здравствуйте. Сергей Сергеев: Здравствуйте, здравствуйте. Антон Липовский: Вопросов, конечно же, много. Анастасия Семенова: Давай сообщения почитаем. Антон Липовский: В десятки раз хотят повысить штрафы в Госдуме. Мне просто интересно, вот как раз-таки эти штрафы вообще могут серьезно повлиять на ситуацию? Или вот этим вот маргинальным не маргинальным товарищам все равно? Сергей Сергеев: Случаи-то разные бывают, поэтому, конечно, там может быть, если мы говорим про совсем тяжкие ситуации, когда уже у человека проблемы не только с накоплением мусора, но и иные какие-то ментальные проблемы... Анастасия Семенова: С головой, да? Сергей Сергеев: Ну, не я это сказал... Но в принципе да, тут сложно повлиять. Но в целом, вообще на ситуацию это, конечно, должно повлиять. Потому что сейчас действительно штрафы для граждан совсем маленькие, их может позволить себе оплатить практически любой у нас человек. Соответственно, если их увеличить до предлагаемой суммы, то как минимум психологический какой-то фактор... Штрафовать – это же не один раз в жизни можно штрафовать: можно штрафовать каждый месяц, условно. Антон Липовский: Периодически. Сергей Сергеев: Конечно, да, с какой-то периодичностью. Будет накопительный эффект, будет психологический эффект, опять же, это неприятно, когда тебя все время будут штрафовать, наказывать рублем, блокировать твои счета, списывать у тебя с карточки эти деньги... Так или иначе это неудобно. Поэтому, конечно, сама по себе идея на самом деле в целом нормальная. Другой вопрос, как фиксировать опять же... То есть проблемы, которые были со штрафами, они так и остаются, их решить будет сложновато. Хотя что-то, наверное, попытаться предпринять, конечно же, нужно. Анастасия Семенова: А вот смотрите, из Краснодарского края: «У нас в соседнем корпусе две такие бабушки-Плюшкины, как вы назвали в прямом эфире. Одну родственники забрали (видимо, как-то помогли), а вторая одинокая, и обращения не помогают». Сергей Сергеев: Ну, обращения о чем? Чтобы ее кто-то забрал? Куда пишут? Анастасия Семенова: Видимо, сами... Сергей Сергеев: Смотрите, здесь опять же нужно понимать, на предмет чего были обращения, соответственно, какие были просьбы, куда, к кому, могли ли они вообще помочь. Если речь идет об антисанитарии, о накоплении в жилом помещении, в квартире мусора в каких-то невозможных количествах, что это уже представляет, причиняет неудобства всем соседям. Если речь идет о животных, то единственное, что могут сделать соседи, – это, скажем так, взять под контроль ситуацию с приведением этого помещения в надлежащее состояние. Конечно, вы не сможете человека как-то, не знаю, вылечить, давайте это так назовем, или перевоспитать, это тяжело, но как минимум сделать ряд юридически значимых действий, которые в итоге приведут к тому, что этот мусор у него в квартире будет расчищен и выброшен, можно. Что эти кошки будут все изъяты и устроены по приютам, тоже можно. Анастасия Семенова: Но чаще всего с мусором как-то проще разобраться, а вот кто с животными, с собаками, с кошками... Ведь люди начинают прямо агрессировать, угрожать, выбегать... Антон Липовский: Жить становиться просто невозможно. Сергей Сергеев: На самом деле с мусором тоже, здесь особой разницы нет. Мы видели с вами эти сюжеты, и у вас вот кадры «прекрасные», когда дверь открываешь и тебя встречает просто вот стена из мусора и там откуда-то вылезает человек. С ними тоже разговаривать, поверьте, особо смысла нет. Антон Липовский: Пишут нам, что это психдиагноз, практически каждое второе сообщение. Сергей Сергеев: Ну конечно, это действительно здесь какие-то есть проблемы у людей более серьезные, а это лишь их следствие, естественно. Поэтому бороться и разговаривать тяжело, но опять же, можно через управляющую организацию, которая... Если мы говорим про многоквартирные дома, то, во-первых, уполномоченным лицом, которое должно осуществлять вот эти действия, которые в итоге приведут к тому, что квартира будет чистая и всем будет хорошо, – это, естественно, управляющая организация. Соответственно, куда нужно обращаться? У вас есть, по сути, три инстанции. Управляющая организация, вы туда сигнализируете, что вот у меня такой-то сосед, у меня такая-то ситуация, предоставляете факты, какие у вас есть, доказательства и просите, значит, провести проверку и как-то повлиять. Потом у нас есть жилищная инспекция, которая надзирает за управляющими организациями, чтобы они, в свою очередь, вот эти действия все осуществляли. Анастасия Семенова: То есть если управляющая компания бездействует, никак не реагирует, какие-то отписки вам отправляет... Сергей Сергеев: Конечно, тогда жилищную инспекцию можно привлекать. Ну и, конечно, Роспотребнадзор тоже у нас есть, Росприроднадзор, санэпидемстанция, т. е. все эти инстанции тоже можно привлекать, они, скажем так, дополнительное воздействие окажут на эту ситуацию. И в итоге... У меня были такие случаи в практике, действительно, мы в сотрудничестве с управляющей организацией, да, собирали факты того, что действительно у собственника вот такая ситуация в квартире, обращения соседей, после мы выходили в суд... Это действительно небыстро, но на самом деле... Анастасия Семенова: А человек вот этот выходит на связь? Сергей Сергеев: Да нет, конечно, он дверь не открывает и все. Антон Липовский: Насколько я знаю, раньше вообще это было невозможно, т. е. законодательство было очень слабое. Давайте мы сейчас примем звонок и продолжим, может быть, как раз у Олега из Москвы подобная ситуация возникла. Здравствуйте, Олег. Зритель: Здравствуйте, добрый день. Анастасия Семенова: Добрый. Сергей Сергеев: Здравствуйте. Зритель: Скажите, пожалуйста, вот такая ситуация. В нашем подъезде есть такая семья неблагополучная... Я не знаю насчет бардака у них какого-то, но у них антисанитария такая, что вот они не убирают квартиру, у них тьма тараканов, и, самое страшное, у них клопы. И эти клопы уже начали расползаться по другим квартирам. Вот скажите, пожалуйста, вот как на них воздействовать, как принудить? И еще проблема усугубляется тем, что одна из членов вот этой семьи в этой квартире, она, ну, психически нездоровая... Антон Липовский: Это документально подтверждено? Зритель: Насчет документально я не знаю... Сергей Сергеев: По ощущениям. Антон Липовский: По поведению. Зритель: Но то, что это говорят все соседи, что это... То есть там даже попытка суицида была у нее. Антон Липовский: Так. Зритель: Скажите... Они знают, что они не платят за эту квартиру, она даже как-то этим бравировала, что у нее там долгов на 400 тысяч и ничего ей не сделают, у нее справка. Я не видел эту справку, я не знаю, есть ли она. Нам-то вот, людям, … ? Я понимаю их проблемы, но нам-то, здоровым, что делать в этой ситуации? Потому что мы боимся вот этих клопов... Антон Липовский: Сергей, есть к Олегу у нас какие-то еще вопросы необходимые? Сергей Сергеев: Нет, в принципе ситуация предельно понятна, спасибо за вопрос. Анастасия Семенова: Простая, да? Сергей Сергеев: Во-первых, давайте тоже будем понимать, что вот эти меры в т. ч. судебного реагирования, меры, которые может предпринять управляющая организация по принудительному доступу в жилое помещение, – естественно, они на практике принимаются вот прямо в крайних случаях, когда ситуация действительно уже достигла какого-то своего предела и нужно реагировать, иначе случится что-то уже совсем нехорошее. Антон Липовский: Жизнь становится невозможной. Сергей Сергеев: Да, совершенно верно. Поэтому здесь нужно понимать, подходит ли ваша ситуация под такие случаи. Мы все знаем соседские отношения, много про это говорим, что их надо налаживать... Анастасия Семенова: Это отдельная тема. Сергей Сергеев: Да, это отдельная тема, поэтому здесь нужно понимать обоснованность ваших претензий... То есть как пример. Вот вы сейчас звоните, конечно, вы говорите, что вот там антисанитария, клопы и т. д., но даже когда вы с такой же проблемой обращаетесь в инстанции, ну вот как я сейчас могу только доверять вам и ваши слова воспринимать на веру... Анастасия Семенова: Справку не показывал... Антон Липовский: Потому что задокументировать... Сергей Сергеев: Да-да. По факту так это или не так? Сколько там клопов? Может быть, он там один пробежал, бедняжка, и вы теперь говорите, что их много, а может быть, они действительно расползлись по всему подъезду. То есть нужно, во-первых, это все подтвердить. После того как вы... Антон Липовский: Это в управляющую компанию? Сергей Сергеев: Вы сначала самостоятельно это сделайте хоть как-то. Антон Липовский: А как, что? На телефон снять? Сергей Сергеев: Фотовидеофиксация, конечно. Антон Липовский: Вот. Сергей Сергеев: Сейчас все-таки у нас времена такие, когда инструменты, для того чтобы что-то зафиксировать... Антон Липовский: В суде это будет считаться, если что? Сергей Сергеев: Хотя бы для того, чтобы обратиться в управляющую организацию, инициировать этот вопрос... Анастасия Семенова: Чтобы не на словах, а... Антон Липовский: Чтобы они не отказали. Сергей Сергеев: Да. Соответственно, управляющая организация должна уже прийти и составить акт действительно какой-то, провести проверку, выдать собственнику, направить ему обращение, письмо, что «рекомендуем вам»... Управляющая компания не может предписания выдавать, обязывать как-то, но «рекомендуем привести помещение в порядок, иначе мы обратимся туда-то, туда-то». Антон Липовский: Так, первостепенно. Дальше. Сергей Сергеев: Соответственно, после того как эти манипуляции проделаны, дальше уже зависит все от вашей настойчивости, как вы будете эту управляющую компанию, так скажем... Антон Липовский: ...прессовать. Сергей Сергеев: Совершенно верно, заставлять сделать следующий шаг. Потому что у них, конечно же, у всех забот много, никому не хочется, у юристов полно работы, никому не хочется себе какой-то лишний процесс организовывать... Но это их обязанность, соответственно, просто нужно дальше это дело довести до конца, дожать. Опять же, если надо, жилищную инспекцию можно привлечь в этом вопросе... И те, в свою очередь, уже должны провести какие-то, соответственно, мероприятия. Если мы говорим про вас, про вот этот случай, который сейчас... Анастасия Семенова: Про Олега, который звонил. Сергей Сергеев: Соответственно, здесь какие-то мероприятия по дезинфекции, уничтожению этих насекомых, разъяснительные беседы... Если опять же в квартире, как вот на фотографиях, имеются признаки какого-то захламления прямо серьезного, то, соответственно, принудительно провести очистку этого помещения, это тоже управляющая компания должна делать. Потом проследить, чтобы с мусорки обратно вещи не принесли, потому что у нас и такое было: мы принудительно расчищали жилое помещение, на площадку относили контейнерную, а на следующий день обратно все возвращалось в квартиру... Анастасия Семенова: Икс два еще. Сергей Сергеев: Да-да-да. Соответственно, в дальнейшем уже какие-то меры предпринимать. Если опять же здесь речь идет о том, что уровень антисанитарии настолько высокий, что это влечет опасность для жизни и здоровья окружающих граждан... Анастасия Семенова: Это еще же как-то доказать нужно... Сергей Сергеев: Все нужно доказать, давайте сразу определимся: все нужно доказывать. Если еще человек должник... Отмечу сразу: никакой справки, которая освобождает от оплаты за ЖКХ... Анастасия Семенова: Да, я тоже первый раз слышу. Сергей Сергеев: ...даже если у вас там какие-то проблемы, справки такой нет. Соответственно, все эти меры необходимо будет предпринять, и после уже каким-то образом можно поставить вопрос о лишении собственника вот этого жилого помещения, если это наниматель, допустим. Или даже можно права собственности лишить опять же за бесхозяйное содержание, но это уже очень-очень сложно... Антон Липовский: Насколько я знаю, раньше это было невозможно, но сейчас есть прецеденты. Сергей Сергеев: Они есть, но это опять же случай должен быть прямо совсем уже крайний, т. е. когда в квартире не просто антисанитария, а эта квартира должна быть в разрушенном состоянии и влечь угрозу вообще существованию дома... Соответственно, в этом случае можно запустить процедуры, будет человек так или иначе этого помещения лишен. Но опять же надо понимать, мы государство социальное, у нас есть Конституция, у всех есть право на жилище, соответственно, на улицу выкинуть нельзя, в любом случае должно быть предоставлено какое-то замещающее жилье, которое будет соответствовать минимальным нормативам, а это опять же тоже дополнительный вопрос, расходы, затраты, где, как... Процедура... Это все очень долго, т. е. растягивается на годы... В итоге можно добиться результата, но уйдет 3–4 года, и должны над этим поработать в общей сложности несколько инстанций и достаточное количество людей. Анастасия Семенова: Вот как раз я хотела спросить, многие спрашивают, сколько времени уходит. Вы сказали, что у вас были такие случаи в практике... Сергей Сергеев: Ну... Анастасия Семенова: Не два месяца. Сергей Сергеев: Опять же, два месяца – это редко. Все-таки это опять же суд общей юрисдикции, суды общей юрисдикции у нас... Анастасия Семенова: ...загружены? Сергей Сергеев: Да, у них очень много работы, соответственно, там... Не то чтобы они из-за этого что-то не делают, но сроки судопроизводства, конечно, увеличиваются. В идеале, если мы читаем, условно говоря, процессуальное законодательство, то там, да, мы должны уложиться в 2–3 месяца, но по факту где-то от 6 месяцев у нас проходит. То есть пока этот иск будет принят, пока туда-сюда... То есть 4–6 месяцев до решения суда. Анастасия Семенова: Звонок у нас есть, Людмила из Тюмени нам дозвонилась. Здравствуйте, Людмила. Антон Липовский: Там тоже беда, что-то мне подсказывает. Зритель: Здравствуйте, уважаемые. Дело в том, что мы проживаем, город Тюмень, улица Мелиораторов, 47, 6-й подъезд, обслуживает управляющая компания «Заря». Мы неоднократно обращались в эту управляющую компанию, для того чтобы они нам потравили крыс. Ходят ходуном. Анастасия Семенова: Крысы. Зритель: Да, очень много крыс. Звоним по номеру, я только помню, 8 (3452) 47-25-79, это управляющая компания «Заря»... Сергей Сергеев: Записали. Зритель: Они включили эти автоматы, если что-то случится, до них бесполезно дозваниваться, тут можно, не знаю, водой затопиться или еще что-то, до них не дозвониться. Вот именно сейчас я только звонила, и без толку. Сделали хотя бы косметический ремонт – не делается косметического ремонта, кругом висят провода электрические на соплях... Ступени все протоптанные... Тут даже бывают такие случаи, что эти ступени, там железная такая сделана [], она уже протоптана, люди даже запинаются и падают. Анастасия Семенова: Людмила, мы вас поняли. Антон Липовский: Мы поняли, спасибо. Анастасия Семенова: Получается, бездействует управляющая компания, просто автомат поставили и до людей не дозвониться. Антон Липовский: Но здесь не соседи, здесь уже другой вопрос. Сергей Сергеев: Да-да-да, здесь на самом деле прямо вопрос уже касается в целом ситуации с управлением вашим домом... Анастасия Семенова: Глобальный. Сергей Сергеев: У меня единственный первый вариант, который возникает в голове, – это поменять управляющую компанию, конечно, если у вас не только с крысами проблема, но и ступени протоптаны, провода висят и т. д. Вы, конечно же, на общем собрании собственников можете принять решение о смене управляющей организации, это тоже возможно. Если же такой возможности, ну бывает, что просто нет другой, не на кого менять, тогда, конечно же, опять же здесь есть жилищная инспекция. То есть собирайте вот эти все факты, фотографируйте, пишите обращения, и жилищная инспекция должна отреагировать и уже управляющую организацию за это каким-то образом наказать. Потому что штрафы для управляющих организаций у нас большие, действительно большие, они больно бьют, а если это грубое нарушение лицензионных требований, то и вовсе могут право управления домом забрать. Поэтому здесь, конечно, я рекомендую направить свою энергию именно на урегулирование отношений с управляющей организацией, потому что и крыс травить, и провода, и ступени приводить в порядок – это все, конечно, их обязанность. Другой вопрос, что вот в начале вы сказали, что дозвониться тяжело, – это действительно проблема, и я с ней сталкивался... Анастасия Семенова: Автомат стоит и все. Сергей Сергеев: Да. В этом смысле, конечно, сейчас у нас какие-то изменения на законодательном уровне пытаются тоже предпринять, у нас есть информационная система ГИС ЖКХ, собственно через которую, я так думаю, через какое-то время тоже можно будет и жалобы направлять... И есть единые диспетчерские службы у нас по субъектам, и в городах своих люди организовывают. Поэтому в этом направлении тоже ведется работа, тоже ведется, и, конечно же, эта проблема будет решена. Антон Липовский: Сергей, мы с Настей слушаем, я так понимаю, у тебя такое же мнение создается, что все равно вопрос до сих пор очень сложный. Анастасия Семенова: Открыт, как я это называю. Антон Липовский: Открыт, да. Вот эти изменения в Госдуме действительно могут сейчас нам помочь, если они будут приняты? Там кроме штрафов, видите, еще и доступ в квартиру рассматривается, я так понимаю, упростить... Сергей Сергеев: Если какая-то процедура по упрощенному доступу будет, то это, конечно же, ситуацию немножко должно сдвинуть. Сами по себе штрафы тоже должны оказать как минимум психологический эффект, и в принципе это, конечно же, не в пример тем штрафам, которые есть сейчас. Антон Липовский: Вы как юрист хотели бы вот этих изменений, для того чтобы... ? К вам же обращаются с подобной практикой. Сергей Сергеев: Давайте так: я как юрист, конечно же, не то чтобы хочу, чтобы у нас все ужесточалось и все больше вводилось ограничений. Естественно, мне, наоборот, хочется, чтобы, скажем так, правосознание у людей достигло такого уровня, чтобы нам не приходилось все подряд регулировать. Но в целом, на данном этапе, конечно, эти изменения нужны, их давно в той или иной форме нужно было принять. Антон Липовский: Это точно. Сергей, спасибо вам большое! Мы надеемся, что все-таки таких соседей, таких квартир будет меньше. Анастасия Семенова: Надеемся, мы хоть как-то помогли вам. Антон Липовский: Сергей Сергеев, руководитель практики ЖКХ юридической группы «Яковлев и партнеры». Сергей, спасибо! Сергей Сергеев: Спасибо! Всего хорошего! Анастасия Семенова: Спасибо большое!