Вера Круглова: Давайте спросим наших зрителей. Присоединяйтесь, пожалуйста, к нашей теме и голосуйте, отвечайте на вопрос, знаете ли пароль от телефона ребенка, «да» или «нет» пишите на наш короткий номер 5445 или на WhatsApp 8-925-762-44-48. В конце эфира подведем итоги этого опроса. Руслан Арсланов: Мы подведем итоги и узнаем ответ. Вера Круглова: Ну а пока на связи с нами Ирина Ним, психолог, и сейчас мы узнаем, собственно говоря, как правильно контролировать своего ребенка в интернете. Потому что, понятно, все сейчас говорят о личных границах – в каком возрасте, собственно, они начинаются? С самого раннего возраста у ребенка уже они должны быть, или все-таки родитель несет ответственность за своего ребенка и должен этот процесс контролировать самостоятельно? Как найти этот баланс? Ирина Ним: Здравствуйте. Вера Круглова: Здравствуйте. Ирина Ним: Личные границы начинаются буквально с рождения ребенка, потому что они у него, собственно, есть, это наше тело прежде всего. И в дальнейшем важно родителям действительно уважать личные границы ребенка, потому что это личность, это не наша собственность. И чем старше ребенок становится, тем он так же начинает уважать себя через призму уважения своих родителей, которое они ему демонстрируют, и таким образом он не позволяет в дальнейшем с собой плохо кому-либо обращаться. То есть если его уважают... Вера Круглова: А как правильно выстроить стратегию общения с ребенком, если ты очень волнуешься о том, с кем он там общается в интернете, в каких чатах, какие сайты он посещает? Вот, например, сегодня есть родительский контроль – должен ли ты предупредить ребенка о том, что ты установишь его на его телефон? Или это можно сделать как-то незаметно для него и вести такую слежку? Ирина Ним: Конечно, лучше, если родители будут говорить о своих чувствах ребенку, что «я волнуюсь за тебя, беспокоюсь, люблю», «ты знаешь, сейчас кибер- не безопасно», «вот есть кибербезопасность, а есть действительно очень много разных мошенников, плохих людей, кто может каким-то образом нанести тебе вред, а я тебя люблю и очень сильно волнуюсь, поэтому мне, чтобы я не волновалась, важно как-то смотреть за твоим здоровьем, чтобы ты слишком много не возбуждался в Сети». Это когда ребенок становится «гипервозбудительным» оттого, что очень много информации ему поступает в течение дня за счет гаджетов. Чтобы ничего не случилось... Вера Круглова: Он скажет: «Мам, да все нормально, не переживай, у меня все хорошо!» Ирина Ним: Хорошо, если мы все-таки с ним договариваемся. Если вы это будете делать втихаря, то ребенок потом узнает и тогда, возможно, перестанет так же доверять своим родителям и будет хитрить и обманывать. Руслан Арсланов: Прятать, наоборот, стараться закрыться. Вот такое у нас есть сообщение, хочу вам зачитать и спросить ваше мнение, верно или нет. «Мы построили отношения таким образом, что все открыто, никаких паролей. В руки не беру, не проверяю, но, проходя мимо, всегда поглядываю, на какой страничке и что происходит в компьютере или в телефоне у них. Если в эсэмэсках вижу много сердечек, спрашиваю, с кем переписывается; если на компьютере какие-то странные агрессивные видео, останавливаюсь, и они мне рассказывают, что там происходит». То есть здесь родители держат во внимании, как я понимаю, этот процесс, т. е. следят за своими детьми, но при этом вот так нарочито не лезут, не стараются, особенно втихаря, что-то посмотреть. Вот это близко к идеальной системе, как вы считаете? Ирина Ним: Да. Родители – это те люди, которые обязаны, т. е. это наша обязанность, в общем-то, обеспечивать безопасность своего ребенка. Если мы как-то замечаем, участвуем в жизни ребенка, периодически можем подглядывать, смотреть, чем они занимаются, пока они это делают, и спрашивать, интересоваться, то вполне доверительная история, ребенок действительно понимает, что родитель включен, и отвечает ему с удовольствием. Руслан Арсланов: И просто общаться, разговаривать на ту или иную тему. Вера Круглова: А какие сигналы могут сказать родителям о том, что с их ребенком в интернете происходит что-то неладное? Например, кибербуллинг, он ему подвергся – как можно заметить по ребенку, что с ним что-то такое происходит? Ирина Ним: Хорошо, если родитель будет всегда транслировать своему ребенку, что «я – оплот твоей защиты: обратись ко мне всегда, и я постараюсь решить какой-то вопрос; если тебя кто-то обижает, то необходимо дать отпор; если ты не можешь с этим справиться, то обратись ко мне, я тебя буду защищать, я тебя поддержу», и тогда ребенок будет с этими вопросами обращаться. В первую очередь хорошо, когда ребенок действительно со своими всеми проблемами обращается к своим родителям. Если вы замечаете, что ребенок начинает замыкаться, становится раздражителен, прячется, пугается, вздрагивает, то здесь хорошо бы обратить внимание на его окружение, что с ним происходит в школе, возможно, в интернете в том числе, потому что дети очень часто общаются в разных чатах и действительно могут подвергаться кибербуллингу. Руслан Арсланов: Ирина, еще такой вопрос, финальный, наверное: если вдруг уже сложились какие-то отношения не совсем, может быть, верные, какие-то строгие, как родителям настроить этот баланс, вернуть их в доверительные более отношения? С чего нужно начать, какой первый шаг? Ирина Ним: Говорить про свое беспокойство: «Ты знаешь, мы, похоже, сейчас не можем с тобой договориться. Мне это очень важно – давай с тобой поговорим, что между нами происходит. Я за тебя действительно волнуюсь, я тебя очень люблю. Что не хватает?» Возможно, не хватает какого-то внимания ребенку, заботы. Любому ребенку важно внимание своих родителей. Конечно, более в таком старшем подростковом возрасте они уже очень сильно отделяются от нас, но в младшем возрасте ребенку действительно, возможно, не хватает внимания. Если вы чуть больше будете этого внимания давать, не как командные какие-то истории, что вот «делай это» или «делай то», «давай с тобой будем делать то, что мне интересно» – нет, интересоваться его интересами, чем он увлекается, пусть он расскажет вам, тогда будет складываться диалог и доверие. Вера Круглова: Спасибо вам большое! Руслан Арсланов: Спасибо большое! Вера Круглова: Ирина Ним, психолог, была с нами на связи. Ну что, я вот смотрю, какие сообщения приходят нам от наших зрителей, и в большей степени все все-таки придерживаются мнения, что ребенку своему нужно доверять. Руслан Арсланов: Да: «Должны быть доверительные отношения между родителем и ребенком, тогда и чадо не будет лгать. Делать что-либо за спиной ребенка – потерять доверие. Открыто интересуйтесь личной жизнью своего ребенка». Вера Круглова: Слушай, ну вот понятно, ты доверяешь своему ребенку, но есть люди, которые вот такой доверчивостью твоего ребенка могут воспользоваться. Как раз-таки различные есть угрозы в интернете, которые родителями сложно контролируются, и технически даже многие не знают, как это правильно делать, не говоря уже о том, что не проводят какие-то консультации для детей, например. Руслан Арсланов: Вот мы об этом сейчас и поговорим, я думаю. Вера Круглова: С нами еще один эксперт – Григорий Пащенко, руководитель проекта «КиберМосква». Григорий, здравствуйте. Григорий Пащенко: Добрый день. Руслан Арсланов: Добрый день, Григорий. Вера Круглова: Расскажите нам, какие стратегии есть все-таки для мониторинга какой-то вот такой активности в интернете ребенка? Как правильно действовать с технологической точки зрения? Григорий Пащенко: Вы знаете, наверное, я скажу очень просто. Опять же, мы опираемся на опыт, так как мы работаем с подростками, с молодежью, уже работаем 8-й год. Я скажу так: никаких технических средств ставить не нужно от слова «совсем». Вера Круглова: Неожиданно. Руслан Арсланов: Так. Григорий Пащенко: Почему так происходит? Во-первых, самый активный возраст – это 12–14 лет, и когда вот эти молодые люди обнаружат, что их родители установили какие-то средства, они начинают искать обходы вот этих средств, начинают покупать у злоумышленников разные программы, тем самым подвергая себя еще большей опасности. У родителей иногда происходит прямо паническая такая атака, паника, что они не знают про ребенка ничего. К нам за вот эти вот 7–8 лет обратилось большое количество родителей, и у всех была просьба похожая: «Взломайте мне аккаунт моего ребенка!» Для чего? Что вы хотите найти? Руслан Арсланов: Ничего себе... Григорий Пащенко: Поэтому по техническим средствам могу сказать, что максимум, что вы можете сделать, – это, когда ребенок еще у вас не подросток, а действительно он еще в первых классах, поставить программу, которая отслеживает геопозицию и сколько ребенок проводит в телефоне. Но опять же, поймите, что делает ребенок в телефоне? Домашние задания в интернете, классы общаются в интернете, все домашние какие-то обсуждения по работе классов опять же в интернете... То есть это уже связующее звено с внешним миром, и говорить, что «ты провел за телефоном 5 часов, что ты там делал?» – это невозможно. Некоторые родители ставят ограничения по запуску некоторых программ: «Вот у тебя есть игра, ты можешь поиграть в нее полчаса, я тебе поставлю ограничение». Что в итоге? Родитель не заполнил ничем это время, не предоставил альтернативы, и ребенок, естественно, потом пойдет со своим одноклассником, они купят какой-то взломщик, взломают этот телефон, тем самым опять же подвергая опасности себя, и будут играть в игру дальше. Поэтому я соглашусь с предыдущим нашим спикером, что здесь больше доверие и умение занять ребенка, дать ему альтернативу. Вера Круглова: То есть можно говорить о том, что родители сами приводят к тому, что их дети потом серфят в интернете бесконечно, когда дают им телефон, чтобы именно он их развлекал, а не они занимали их время? Григорий Пащенко: Давайте вернемся с вами в 2000-е гг., когда у нас был тот же буллинг и детей били в классах. Что делали родители? Одни приходили заступались, другие отдавали в секцию по спорту, чтобы ребенок мог за себя постоять. То же самое сейчас. Если вы боитесь, что вашего ребенка будут атаковать в интернете, дайте ему навыки киберобороны, все. Вера Круглова: Так, расскажите нам технически, как дать эти навыки. Куда нужно обратиться? Руслан Арсланов: И какие в первую очередь нужны навыки? С чего нужно начать? Вера Круглова: Как это все организовать? Григорий Пащенко: Во-первых, мы должны хотя бы дать базовые знания по информационной безопасности. У нас есть бесплатный курс в интернете, если вы посмотрите, для детей, но опять же надо смотреть государственные, не те, которые у нас в закрытых чатах, якобы там бесплатно нас научат. Второй момент. Сейчас во многих школах вводят «Основы безопасности» по информационным технологиям. Есть школы, где родители действительно попросили у директоров усилить эти процессы, усилить учебный курс, и им пошли навстречу. Третье. Опять же, мы сейчас запускаем проект, который называется «Цифровые волонтеры», где бесплатно дают эти знания, бесплатно, еще раз говорю, и дети могут получить навыки и компетенции и быть в безопасности. Просто нужно этим интересоваться. Мы всегда говорим: не надо искать возможность залезть в карман к ребенку своему и там пошариться, а дайте возможность ему защищать свой карман от злоумышленников, учите. Поэтому можете научиться, смотрите, мониторьте, мы всегда готовы, «КиберМосква» вас встречает. Вера Круглова: А как государство сегодня организовывает кибербезопасность детей и подростков в социальных сетях? Какая-то работа проводится в этом направлении? Григорий Пащенко: Да, работа проводится. В социальных сетях уже давно работает искусственный интеллект, нейросети, которые, во-первых, отслеживают агрессивные какие-то высказывания, различные изображения, видеоконтент, и качество вот этих нейросетей с каждым годом улучшается, оно действительно есть. Во-вторых, появляются кнопки «Пожаловаться модераторам». В наших некоторых мессенджерах такая кнопка есть. Если ребенок понимает, что что-то происходит не то, он нажимает кнопку, и модераторы получают об этом сообщение и могут пользователя заблокировать. Поэтому государство в этом плане работает. У нас ужесточаются требования к соцсетям. Вы же видите, что у нас требования к иностранным соцсетям теперь есть такие, что если нет филиала на территории РФ, то соцсеть нормально функционировать не может. Государство также у нас проводит разные форумы, семинары для школьников, для студентов, на которых идет информационная профилактика по направлению самозащиты в сети Интернет, она есть. Здесь идет комплексный подход, все делается. Вера Круглова: Спасибо вам, Григорий! Григорий Пащенко, руководитель проекта «КиберМосква», был с нами на связи.