Руслан Арсланов: Как раз мы подключим нашего эксперта – это Евгения Елисеева, психолог из Симферополя. И поговорим про сказки, потому что Евгения еще и сказкотерапевт. Евгения, здравствуйте. Слышите ли вы нас? Евгения Елисеева: Да, здравствуйте. Рада вас видеть. Анастасия Семенова: Взаимно. Руслан Арсланов: Мы видели, что вы подключились к нам раньше и уже слышали какое-то мнение наших гостей. Вот расскажите, какую роль, на ваш взгляд, сказка играет в воспитании и в становлении ребенка? Евгения Елисеева: Здесь все очень просто. В народных сказках зашифрованы эффективные и неэффективные поведения, ну, вообще людей, то есть как полезно, как нужно, как правильно поступать и как поступать не правильно и не нужно. Ну возьмите вот эти знаменитые сюжеты, когда есть герой и, например, два его брата или героиня и ее сестры. Руслан Арсланов: «Старший умный был детина…» Евгения Елисеева: Одна поступает правильно и получает в итоге, не знаю, достаток, подарки, принца в конце концов. И ее сестры, которые в итоге не получают ничего или даже бывают наказаны. То есть это стратегии поведения – правильного поведения и неправильного. Кроме того, в сказках зашифровано очень много вот таких сюжетных рекомендаций, как достигать успеха, как работать с деньгами, каким образом взаимодействовать со своими родными и близкими, не знаю, с мамой, с родителями или с детьми и так далее. То есть фактически сказки – это квинтэссенция народной мудрости, поведенческой, простой, бытовой, но в то же время настолько важной, согласитесь. Руслан Арсланов: Согласимся. Анастасия Семенова: Согласимся. Мы с Русланом обсуждали, что мы очень любим сказки. Но главное – а когда дети перестают в них верить? Потому что я, если честно, до сих пор в них верю. Делайте что со мной что хотите. Евгения Елисеева: Знаете, есть очень простая истина. Сказки… Ну, то, что мы называем сказками. Сказ, сказывать. В действительности, на Руси, например, очень часто раньше рассказывали сказки не детям, а взрослым, взрослым подросткам, невестам, которые собирались только выходить замуж, чтобы наставить на путь истинный и показать, какого жениха выбирать, а какого не выбирать, как вести себя со своим мужчиной или со своей женщиной. И сказки рассказывались не только детям и не столько детям, потому что в них очень много мудрости. И я открою вам секрет. Вот сейчас очень многие любят, например, фантастические романы или фэнтези, приключенческие романы. А ведь что это, если не сказки для взрослых? Анастасия Семенова: И это тоже. Руслан Арсланов: Мне тоже так кажется, что так и есть, что мы продолжаем верить в сказки. И они, может быть, в другом формате каком-то приходят к нам. Анастасия Семенова: Да. И перечитывая сказки уже со своими детьми, которые нам читали, ты понимаешь: Господи, сказка-то была вообще не о том! Руслан Арсланов: Сказка-то не об этом. Анастасия Семенова: Не об этом, да. Руслан Арсланов: А вот многие родители придумывают сказки своим детям. Как вы на это смотрите? Анастасия Семенова: Правильно ли это Руслан Арсланов: И есть в этом какие-то истории? Потому что пример был с Бабой-Ягой, когда кто-то напугал ребенка… Анастасия Семенова: Добрые родственники. Руслан Арсланов: Добрые родственники, да, там так было сказано. Напугали. И в какой-то степени с помощью сказок проработали, то есть придумывали историю, наделяли ее какими-то положительными качествами. Анастасия Семенова: Маме пришлось потрудиться. Руслан Арсланов: Да. И Баба-Яга стала позитивной. Анастасия Семенова: Доброй. Руслан Арсланов: Ну, по крайней мере, как мне кажется, перестал ребенок ее бояться. Вот такие форматы работают? То есть, если есть какая-то проблема, какой-то вопрос, ты с помощью сказки можешь ребенка, ну, направлять как-то правильно. Евгения Елисеева: Да. В психологии, в сказкотерапии есть целое направление, ну, способ работы – переписывание сказок. И со взрослыми, и с детьми это прекрасно работает. Когда мы берем сказку пугающую, сказку, которая ограничивает, которая дает какие-то не очень эффективные стратегии поведения, ее можно переписать, с ней можно поработать – и тем самым мы меняем свою жизнь и, соответственно, жизнь своего ребенка. Так что рассказывайте сказки, изучайте. Смотрите, у каждой сказки (вот сегодня об этом вы говорили) есть некая структура, повторяющиеся сюжеты. И герои могут быть разные, ситуации могут быть разные, а сюжеты будут одни и те же. И это заложено в народной мудрости. Взять либо мифы, например, Древней Греции, либо русские народные сказки, или же сказки любой другой страны – вы найдете похожие сюжетные линии. И это правда, потому что здесь мудрость народная. Анастасия Семенова: А какие сказки, на ваш взгляд, самые подходящие для определенного возраста? И когда нужно начинать читать? Потому что кто-то читает во время беременности и продолжает. И много таких сообщений, что… Руслан Арсланов: А кто-то – сразу серьезные. С маленького возраста читает какие-то серьезные произведения. Анастасия Семенова: Да, мимо «Колобка», «Кошкиного дома». Руслан Арсланов: Мимо «Колобка», мимо «Курочки Рябы», а сразу Гвидон… Анастасия Семенова: «И разбирайся сам, сынок». Руслан Арсланов: Да-да-да. Сказки Пушкина. Анастасия Семенова: Как быть? Как не навредить сказкой? И можно ли вообще сказкой навредить? Евгения Елисеева: Ну, сразу на последний вопрос: сказкой навредить можно. И здесь рекомендация родителям, такая самая простая: прочитайте сказку сначала сами, а только потом читайте ее ребенку. Руслан Арсланов: О, класс! Анастасия Семенова: Здорово! Евгения Елисеева: Подумайте. Ведь в сказках скрыты не только позитивные сюжеты, но и негативные тоже показаны очень часто. И поэтому, например, есть сейчас целое поколение женщин, которые ждут своего принца на белом коне. Анастасия Семенова: Конечно! Евгения Елисеева: Любимая сказка становится стратегией поведения. И, к сожалению, после этого происходят, в общем-то, печальные последствия. Поэтому здесь навредить сказкой, да, можно, если читать, например, одну и ту же сказку постоянно и иметь любимую сказку. Поэтому чем больше разнообразие, тем лучше. По поводу того, с какого возраста начинать. То, что читают сказки еще во время беременности – это просто прекрасно. Голос матери, голос отца – это очень хороший инструмент для воспитания доверия к миру, людям, вообще такого глобального доверия. А это очень важный фактор в нашей жизни, потому что так дети учатся доверять, так дети познают мир – через голос в первую очередь, да и в первые дни. То есть читать сказки детям можно с самого раннего возраста. Вопрос: какие читать? Можно ли сразу читать сложные сказки? Можно. И здесь сюжетные линии ребенок не воспримет, скорее всего, но сама интонация, как мы читаем, ритмика сказки… Анастасия Семенова: Персонажи, когда голоса меняем. Евгения Елисеева: …она будет влиять очень сильно. И в какой-то момент ребенок, конечно же, начнет разбираться. Читать ли, например, «Колобок» подросткам? Да, тоже можно. Но тут нужно обсуждать. Анастасия Семенова: Ну конечно. Руслан Арсланов: Уже вести, провести какую-то историю. Евгения Елисеева: То есть чем старше ребенок, тем нужно как бы… Руслан Арсланов: Ну, то есть отталкиваться от возраста. Анастасия Семенова: Евгения, спасибо большое. Руслан Арсланов: Евгения Елисеева была с нами, психолог, сказкотерапевт. Спасибо вам большое за ваше мнение. Спасибо большое за то, что вы поделились таким большим количеством сказок. Ну и продолжайте читать сказки своим детям. Анастасия Семенова… Анастасия Семенова: …Руслан Арсланов. Увидимся завтра. Пока! Руслан Арсланов: Пока!