Анастасия Семенова: Ну сейчас мы поговорим с нашим экспертом. С нами на связи Софья Сулим, психолог, кандидат психологических наук. Софья, здравствуйте. Софья Сулим: Доброе утро, Анастасия, Антон, уважаемые телезрители. Антон Липовский: Софья, ну вот нам сегодня сказали, что человек, который троечник (вот мы сегодня не призываем ни в коем случае никого скатываться к тройкам или подниматься до пятерок), но тем не менее это более легкие по жизни люди, более адаптированные. И вот мне понравилась очень фраза: «Учиться нужно и полезно, но не обязательно всегда быть первым. Бывает так, что лучше сбавить темп и прийти вторым или третьим, зато оставаться счастливым». Что скажете? Софья Сулим: Ну я полностью согласна с высказыванием. Это мудрость, до которой кто-то доходит сразу, кто-то понимает ее потом. Потому что нужно понимать, что лежит в корне так называемого синдрома отличника. Отличником быть удобно, хорошо, признанно, но, если есть зацикленность и фиксация именно на хороших оценках – это сложная история. Человек в психологическую ловушку попал когда-то, а основа – это оценивание. То есть человека оценивали по тому, какие достижения он получал. Первое достижение – это учеба, соответствие там детскому саду, определенным требованиям, дальше – школа, красные чернила. Вспомните нашу систему, я ни в коем случае ее не ругаю, у нее и плюсы, и минусы. Но система оценивания, созданная в школе, она поощряла тех, кто хорошо учится и не поощряла тех, кто нехорошо учится. И получалась такая дихотомия – либо ты отличник и ты работаешь, твоя идентификация и представления о себе связаны с тем, что ты хорош, тебя оценят, тебя хвалят, или ты аутсайдер, или неудачник, ты нехорош, тебя не оценили. То есть получается, понимаете, такое очень грубое деление. И вот этих… среднего как будто бы и не было, а оттуда синдром отличника. Родители говорят, ты должен так поступать, потому что их тоже научили в советской системе, что или так, или неправильно. Анастасия Семенова: Или никак, получается. Софья Сулим: Или никак, да. И поэтому оттуда и феномен такой, что не-отличники, те, которые там троечники, добивались успеха в жизни больше именно потому, что у них нет фиксации на страхе ошибок. Анастасия Семенова: Блокировки, да? Софья Сулим: Да, нет блокировки, они не переживают за то, что их личность зависит от оценки, они идут, пробуют, делают, они привыкли к тому, что их негативно оценивают, поэтому они не боятся негативной оценки дальше. И вот клиенты с синдромом отличника, вы знаете, –это 80% моих клиентов. Это хорошие девочки, хорошие мальчики, которые не могут сделать шаг вперед, потому что боятся, что не получится. А вот зацикленность на этой оценке она может оставаться на всю жизнь, и человек просто учится, учится и учится все время, ему все время недостает знаний. Анастасия Семенова: Мало, мало, мало. Софья Сулим: А иногда просто нужна практика. Антон Липовский: Софья… Анастасия Семенова: Вопрос. Антон Липовский: Да, здесь просто есть еще такой момент, во-первых, как с этим справиться. Во-вторых, троечник – это не значит успешный, потому что он может вообще не со знаниями, там зависит все от личных качеств, мотивации и ну, наверное, то, что в нем заложено. А отличник – не значит все, сразу вот он не адаптировался по жизни, вот как мы говорили. Софья Сулим: Конечно, нет, конечно, нет, Антон, вы абсолютно правы. Я говорю про вот эти крайности, которые мы видим. Естественно, какие-то отличники могут справляться, какие-то троечники просто не имеют способностей, и они не идут дальше. Есть порог какой-то, и этот порог связан не только там с интеллектом или способностями – с уровнем притязаний, то есть на что претендует человек. Это тоже ситуация окружения – родителей, учителей. Нам показывают наши способности, нас учат их границам, говорят: «Вот это ты можешь, это ты не можешь, потому что у тебя не получилось». И человек привыкает, что он к чему-то больше способен, к чему-то нет. Вы знаете, это такая неустойчивость самооценки, потому что я либо завышенную самооценку имею, либо заниженную, как говорили наши уважаемые слушатели про отличников, у которых якобы завышенная. Вы знаете, это компенсация. Вот у отличников как раз очень неустойчивая самооценка, и внутри таких отличников, которые страдают, очень уязвимое такое детское состояние может быть. Я боюсь быть таким аутсайдером, поэтому я делаю все, чтоб им не быть. Ну и о практических шагах, как с этим справляться, правильно я поняла? Антон Липовский: Да, все верно. Анастасия Семенова: Да. Прям три пункта – коротко, если можно. Софья Сулим: Хорошо. Тогда давайте посмотрим. Важно проанализировать, какую цену человек платит за свой синдром отличника. Как у нас говорили уже – здоровье, теряет время, может терять время, достигать не своих целей и тратить массу времени, сил и ресурсов, денежных в том числе, на то, чтобы что-то сделать отлично (получить диплом, сделать ремонт, да что угодно). То есть просто отключить рацио и проанализировать цену своего синдрома отличника – первое. Второе: посмотреть, насколько это мешает вести полноценную жизнь. Есть так называемое колесо баланса очень известное – все сферы жизни можно перечислить и посмотреть, насколько я в каждой сфере хорош, и ужаснуться реальности, которая вернет в нормальное человеческое состояние, что мы не можем везде быть отличниками, это нереально. Жизнь – не про отличников. Антон Липовский: Это точно. Софья Сулим: Жизнь – не школа, это просто жизнь. И помнить, что мы уязвимы. Третий момент, простой: просто взять лист бумаги и составить, в чем я силен по природе своей. Анастасия Семенова: Плюсы и минусы свои. Софья Сулим: Да, плюсы и минусы, сейчас очень упрощаю. А в чем мои зоны роста, и на это опираться. Анастасия Семенова: Софья, спасибо вам большое. Антон Липовский: Софья, спасибо огромное. Анастасия Семенова: Спасибо. Софья Сулим, психолог, с нами была на связи.