Анастасия Семенова: А сейчас у нас на связи Софья Сулим, психолог и кандидат психологических наук. Софья, здравствуйте. Иван Князев: Приветствуем вас. Софья Сулим: Доброе утро. Анастасия Семенова: Софья, скажите, пожалуйста, все-таки трудоголизм – это диагноз или… Иван Князев: Это хорошо? Анастасия Семенова: Это хорошо. Софья Сулим: Ну провокационный вопрос. Если… мы знаем слово «трудоголизм» часто рассматривается в таком немножко негативном контексте, потому что работу, труд мы привыкли оценивать позитивно. Все познается в сравнении. Если это крайность, когда человек не может расслабиться, когда он в постоянном напряжении, когда у него нет жизни и времени на удовольствия, на близких, на родных, ну на простую жизнь, и ощущения радости нет от того, что он там заработал или то, как он путешествует через работу в командировках, то это уже трудоголизм. Когда человек что-то теряет в жизни или разрушает, что-то разрушает (это здоровье, отношения), то есть всегда психологический критерий не нормы, когда человек не в балансе и у него что-то разрушается. Иван Князев: Софья, из-за чего это происходит? Почему люди начинают так себя вести? Софья Сулим: Вот самое главное, что это компенсация, то есть напряжение внутреннее, связанное с комплексами какими-то, которые человек часто не осознает. А что означает комплексы? Смотрите, человек компенсирует внутреннюю какую-то неустойчивость, неуверенность и не до конца ощущает свою ценность через труд. Потому что вспомните, как нас учили в детстве: должен делать. Если ты что-то сделал, тебе «пятерка». Если ты что-то сделал, ты молодец. Анастасия Семенова: Но прошу прощения, вообще вот этот глагол «должен» он в принципе с детства он ошибочный. Вот когда тебе говорят «должен», у многих детей вот прямо блок стоит – никому я ничего не должен, начинается потом в пубертате. Софья Сулим: Вот вы прямо суть и говорите о том, что мы в нашей культуре воспитания действительно есть перекос. И нас хвалили, или принято было оценивать за достижения. И не так много было семей, в которых родители понимали, что человек, ну ребенок, сам по себе ценен. И вот у меня прямо буквально сегодня до эфира был человек из другой страны (пока вы работали, я одну консультацию успела провести, сдвинув ее чуть пораньше), и вот как раз говорили о том, что в первый раз на работе у нее прошло все хорошо и гладко только лишь потому, что она не пыталась слишком как бы напрягаться и не пыталась доказать другим, что она может, что она умеет. То есть, понимаете, компенсация тогда происходит. Человек пытается быть ценным через труд, потому что по-другому он не ценен. Что с этим делать? Ну для начала подойти к зеркалу и сказать, что я ценен сам по себе. Звучит немножко просто, упрощенно, но причина там… то есть я могу наслаждаться жизнью, я могу просто выйти, выпить чаю, я могу съесть конфету не потому, что я должен что-то сделать, а потому что это моя жизнь. Я ей управляю, и уже оцениваю сам или сама свои достижения, свои действия или бездействие независимо ни от кого. Иван Князев: Иногда, Софья, понимаете, люди говорят– ну не хватает денег, поэтому вынуждены много работать. Хотя самое интересное, вот сколько денег человек не зарабатывает, ему все время будет мало. Вот как вот здесь вот разобраться и оценить свою работу? Софья Сулим: Нуэто уже следствие. Вы сами сказали – денег будет мало, потому что следствие. А причина в том, что мне недостаточно. Я это осознаю, что мне недостаточно, я не привык отдыхать. И причина всего лишь одна, что я вижу, как я свою жизнь вижу – я вижу ее через работу. Это, вы знаете, как кажется, вот кроличьи бега, я вижу жизнь так. Если я вижу только в труде, и деньги – результат, то есть мы будем по колесу бегать. Анастасия Семенова: И будем разгонять вот это колесо. Иван Князев: Да, потом проснулся, а тебе уже 100 лет. Спасибо вам. Софья Сулим, психолог, кандидат психологических наук.