Современный начальник
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/sovremennyi-nachalnik-82482.html Мария Карпова: Итак, составляем портрет идеального начальника. Пишите, какими качествами, по вашему мнению, такой руководитель должен обладать, на номер 54-45. А также не забывайте про наше голосование: повезло ли вам, вот вам лично, повезло ли вам с вашим начальником? Присылайте «да» или «нет» на номер 54-45.
Наталья Переверзева с нами на связи, основатель и генеральный директор консалтинговой компании, председатель Комитета по развитию бизнес-практик Московской торгово-промышленной палаты. Наталья Юрьевна, здравствуйте.
Петр Кузнецов: Доброе утро.
Наталья Переверзева: Здравствуйте, Петр, Мария.
Мария Карпова: Наталья Юрьевна, я вот тут с удивлением узнала, что, оказывается, вопрос про идеального начальника, каким вы видите своего идеального начальника, часто задают на собеседовании при приеме на работу. Для чего это делается?
Наталья Переверзева: Это отчасти относится к провокационным вопросам, потому что тот профиль, который кандидаты отвечают, они, как правило, говорят о том, что бы они хотели видеть в руководителе, к которому они готовы идти. Я думаю, не секрет абсолютно, что руководитель является прежде всего ключевым мотиватором или, противоположно, демотиватором, почему люди могут уходить при смене руководителя из компании, даже если в принципе устраивает уровень зарплаты, комфортная атмосфера и т. д.
Поэтому, конечно, идеальных, я согласна, руководителей, кандидатов не бывает, но бывают те, которые по ключевым ценностям, приоритетам в работе отвечают ожиданиям сотрудников и отвечают ожиданиям самой компании, которая их приглашает как ключевых, скажем, игроков, ведущих в реализации бизнес-целей.
Мария Карпова: Ну вот еще интересные тоже результаты исследования, они показывают, что финансовые результаты компании лишь на 5–10% зависят от руководителей. И это удивительно, потому что нам-то как раз кажется, что именно начальник и есть эта движущая сила предприятия. Получается, это не совсем так?
Наталья Переверзева: Это совокупность факторов, как правило, отчего складываются или не складываются ожидаемые показатели для бизнеса.
Руководитель является проводником, который работает как с бизнес-процессами реализации целей, так и с сотрудниками, и здесь важны компетенции и как т. н. хардскиллы, понимание области функциональной, управленческие компетенции, знание сферы бизнеса, успешный опыт, чтобы доводить, скажем, задачи до реалистичных результатов, которые ожидает бизнес, умение убеждать и находить ресурсы, но и управлять командой. И когда руководитель у нас не умеет делегировать, не умеет передавать задачи сотрудникам, очень многое берет на себя, то в этом плане могут страдать и как раз результаты, которые сами сотрудники, например, выполнять не могут.
Но зависит еще и от факторов вообще внутри системы, как простроены бизнес-процессы, насколько стратегии операционные задачи отвечают, какие факторы внешние, какие ресурсы... Конечно же, не только на руководителей ложится ответственность 100%-я за результативность, тут работает команда и работает первое лицо, которое объективно понимает все возможности, ресурсы и свои ожидания от бизнеса.
Петр Кузнецов: Наталья Юрьевна, а как меняется руководитель? Все равно же, согласитесь, рынок современный все равно формирует новый тип какой-то руководителя. Вот какой он? Что сейчас?
Наталья Переверзева: Вы знаете, вот за последние 2–3 года рынок труда существенно меняется прежде всего по зарплатным ожиданиям, притом в разных сферах, по графику и формату работы. Но ключевое, что меняется, т. е. запросы на руководителей сейчас выросли, особенно в таких областях, как ретейл, IT, B2B-услуги, производство, строительство, военно-промышленный комплекс, много обновилось предприятий, запустилось заново, и там руководители очень важны и нужны.
Но так как мы переживаем за последние, наверное, 2–3 года существенную динамику изменений глобалистических, социально-экономических, политических, это все, безусловно, влияет на деловую сферу, на рынок, то от руководителей здесь требуются помимо т. н. хардскиллов прежде всего вот эти мягкие навыки, в которые включены ключевые компетенции.
Допустим, открытая позитивная позиция – о чем она говорит? Руководитель может находить [выход] вариативно даже в патовой, тупиковой ситуации, не опускать руки, поддерживать свой дух и находить возможности, находить ресурсы, поддерживать команду, с которой он работает.
То есть здесь сейчас у нас требуются не просто стратегические компетенции стратегического мышления, а сценарного мышления, кластерного, когда многофактические составляющие складываются и человек может улавливать из этого как бы сложения, какие перспективы могут быть, варианты, возможности и как это можно найти. Потому что бизнес у нас выживает, и сейчас как раз, именно в кризис, мы видим, многие компании начинают интенсивно развиваться, и это именно на плечах руководителей.
Очень важны сейчас изобретательские, креативные качества, партнерская позиция, вот это человеческое отношение, потому что мы с большим сейчас идем таким вот вектором, трендом на человек – человек, или human to human, умение выстраивать...
Петр Кузнецов: Ну да, софтскиллы выходят на первый план.
Мария Карпова: Спасибо большое, Наталья Юрьевна!
Петр Кузнецов: Спасибо!
Мария Карпова: Наталья Переверзева была с нами на связи, основатель и генеральный директор консалтинговой компании.