Спасибо, учитель!
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/spasibo-uchitel-81529.html Мария Карпова: Я предлагаю подключить к нашему разговору эксперта. Можно сказать, виновника завтрашнего праздника.
Руслан Арсланов: Учителя?
Мария Карпова: Да. Антон Низовцев с нами на связи, руководитель интеллектуального клуба «Сигма» и учитель математики школы Центра педагогического мастерства. Антон, здравствуйте!
Руслан Арсланов: Здравствуйте, Антон!
Антон Низовцев: Здравствуйте! Доброе утро!
Мария Карпова: Ну, во-первых, с праздником, конечно же.
Руслан Арсланов: С наступающим!
Мария Карпова: Да. С наступающим.
Антон Низовцев: Спасибо! Спасибо большое! Тоже от себя хочу поздравить всех коллег с наступающим праздником. Вот. И у меня были разные учителя в школе и прекрасные среди них тоже, в общем, были. И поздравляю всех своих учителей и всех коллег!
Мария Карпова: Антон, вот мы как раз начали нашу тему с того, что... с опроса самих ребят на тему: «Каким должен быть современный учитель?» Так вот каким он должен быть? Потому что все чаще мы слышим о каком-то абсолютном разрыве в ценностях и непонимании между педагогом и учениками.
Антон Низовцев: Да. Я как раз недавно на педагогическом форуме в Томске выступал на эту тему. И мне кажется, что вот главное качество учителя, вот у меня все выступление было посвящено этой теме – это то, что он должен соблюдать баланс, гармонию какую-то между тем, чтоб, с одной стороны, держать субординацию, быть вот таким ментором, лектором, то есть вот как бы держать ребят в дисциплине какой-то, а с другой стороны, быть старшим, но все-таки товарищем для ребят.
И, соответственно, на каком-то, на одной волне с ними быть. Как ребята сейчас говорят, «на одном вайбе». И вот это действительно очень важно. И у хороших учителей без разницы: возрастных, не возрастных, на 65 лет, все это получается.
Мария Карпова: Я предполагаю, что кто-то из такого, более старшего поколения вам ответит, что: «Ну как же? Перед педагогом надо преклоняться, его надо уважать или даже...» Ну, я вот лично многих своих педагогов я уважала, но боялась при этом.
Антон Низовцев: 20 лет назад – да. Сейчас дети все-таки, действительно поколения меняются быстро, дети становятся другими. И все-таки тяжело слушать того учителя, который совершенно живет в другом мире, нежели ты.
Вот я помню, в университете я учился в МГУ, и у нас профессора некоторые были очень возрастные и прекрасно рассказывали там экономику. Но все равно ты не будешь с таким рвением. Ты уже взрослый в университете будешь. А с таким рвением слушать его и какую-то информацию воспринимать.
Если ты учишься там в пятом классе, в седьмом классе тебе просто будет это тяжелее такого человека воспринимать, какой бы он ни был прекрасный специалист в своей области. Потому что у вас нет с ним пересечений вообще никаких, нет никаких общих интересов. И это, безусловно, сейчас современным детям мешает иногда воспринимать информацию.
Плохо это или хорошо – это просто вот как есть. Я это вижу по своим детям, которые были 10 лет назад у меня в школе и которые есть сейчас: это большая разница. Они не хуже. Но как бы воспринимать информацию легче, когда у вас все-таки какие-то есть общие темы для разговора. А их всегда можно найти. Без разницы, сколько тебе лет, мне кажется.
Мария Карпова: Да-да! То есть, ну это я так предполагаю, что и от возраста-то особо не зависит. Просто, наверное... Кто сегодня?..
Антон Низовцев: Зависит. Но не сильно, да.
Мария Карпова: Вот как раз о тех, кто сегодня идет в педагогику. Что это за молодые люди?
Антон Низовцев: Вот я на самом деле сейчас езжу по России, смотрю. И не только в Москве, и в моем родном регионе, в Ленинградской области много молодых действительно педагогов. Не только возрастные идут.
И я думаю, что плюсов в работе педагога – я говорю искренне, как я считаю, от сердца – действительно много. И за этим туда тоже люди идут. В большинстве специальностей не видно результатов работы. Вот на это жалуются мои товарищи, которые, например, в банке работают: не видно результатов работы твоей. Это очень важно для человека. Ты с возрастом это понимаешь.
Когда ты работаешь педагогом, минусов много, нервов много, сложностей много. Общение с родителями – сложно. С администрацией бывает. И это все правда. С детьми тоже. Но есть вот плюсы. Например, вот вижу, что я научил кого-то там: к экзамену там к какому-то, да просто тему какую-то рассказать. И он вот ее рассказывает. И ты сразу видишь результат своей работы. Это приятно.
И мне кажется, что молодежь сейчас идет все-таки в учителя. Недостаточно пока еще идет, но идет. И я вижу много молодых педагогов, которые тоже хотят каким-то образом чувствовать то, что их труд – он социально полезен, что он социально одобряем, и то, что они видят результат своей работы. Я думаю, что вот это важно. За всех, конечно, не хочу говорить.
Мария Карпова: Мы ушли как-то в современном мире от понятия, что «педагог – это даже не профессия, а это призвание»? Ну потому что, мне кажется, вообще современные тенденции это диктуют. Врач – это уже... Ты вот врач, но это не твоя жизнь, это твоя работа. С педагогом так же обстоит дело?
Антон Низовцев: Ну, тут разные могут быть мнения. Я совершенно не согласен. Я вот недавно спорил с депутатом Госдумы, и она тоже говорила, что это призвание, там педагог должен работать не за деньги. Я говорю: «Это вы работайте, пожалуйста, не за деньги». То есть в любом случае это профессия, которая должна оплачиваться и все такое.
Конечно, хорошо, когда у тебя есть призвание, когда ты радуешься от общения с детьми и ты расположен полностью к этому. Но если нам надо найти учителей на всю страну, я думаю, что просто мы физически не сможем найти всех: чтоб у всех это было призвание.
И, безусловно, в первую очередь, это должна быть профессия, которую просто надо хорошо работать. Свою работу надо хорошо работать, хорошо исполнять обязанности и все такое. И тогда, думаю, что мы добьемся успеха.
Мария Карпова: Раньше педагог был чуть ли не самым важным человеком в жизни после родителей. Как сегодня дело обстоит? Как сегодня вы смотрите на это сегодня?
Антон Низовцев: Безусловно, это так. И, к счастью или к сожалению, школа несет, помимо образовательной функции, на себе огромную воспитательную функцию. И, соответственно, действительно, дети могут перенимать у своих педагогов, у своих учителей разные качества. Как хорошие, так и плохие качества.
Это действительно важная профессия в становлении не просто там вот в математике (я, например, учитель математики), не просто в обучении математике, но и в передаче каких-то своих жизненных ценностей другому поколению, младшему. И я думаю, что это сохраняется.
Мария Карпова: Спасибо большое, Антон! Антон Низовцев был с нами на связи. С праздником еще раз вас поздравляем! С наступающим Днем учителя!
Руслан Арсланов: С наступающим вас праздником, Антон! Хороших вам учеников.
Мария Карпова: Учитель, руководитель интеллектуального клуба «Сигма» и учитель математики. А мы как раз говорили несколько дней назад, что не хватает знаний...
Руслан Арсланов: По математике.
Мария Карпова: По математике.
Руслан Арсланов: Многим.
Мария Карпова: Некоторого, ну вот технического заведения.
Руслан Арсланов: Вот как раз может быть, благодаря Антону таких школьников, которые хорошо будут знать математику и поступят дальше, и будут ее развивать, – будет больше.