Стань чемпионом!
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/stan-chempionom-76607.html
Антон Липовский: А с нами на связи, как и обещал, научный руководитель федерального проекта «Стань чемпионом» Василий Данилов. Василий, здравствуйте.
Анастасия Семенова: Здравствуйте, доброе утро.
Антон Липовский: Физкульт-привет.
Василий Данилов: Привет, доброе утро.
Анастасия Семенова: Скажите, пожалуйста, как именно работает этот проект? Каким образом проходит это тестирование?
Василий Данилов: Получается, у нас комплекс, вот этот вот непосредственно аппаратно-программный комплекс позволяет определить степень предрасположенности детей к занятиям различными видами спорта. Ну и комплекс позволяет исследовать практически все особенности развития строения ребенка, а также особенности функционирования его систем организма.
И вот полученный портрет ребенка сравнивается с т. н. модельными характеристиками видов спорта. То есть у каждого вида спорта свои особенности и требования, которые и позволяет определить наша программа и в дальнейшем сопоставить эти особенности с данными требованиями.
Могу привести как пример, я мог сказать сейчас, никому ничего не понятно, приведу как пример. Сформировавшийся спортсмен, чемпиона представим в виде пазла, а пазлы сами непосредственно являются системами нашего организма, и лишь только собрав все эти пазлы воедино, мы получим конечный результат, т. е. чемпиона нашего.
Антон Липовский: Хорошо. Пройти тестирование может абсолютно любой ребенок? Что нужно родителям для этого?
Василий Данилов: Тестирование может пройти абсолютно любой ребенок в возрасте от 5,5 лет до 12,5 лет. Это обусловлено у нас федеральными стандартами спортивной подготовки, т. е. мы учитываем этапы начальной подготовки, на которые ребенок может поступить в спортивную школу, но не имеющий противопоказаний к занятиям физической культурой и спортом.
Анастасия Семенова: То есть нужна справка из поликлиники?
Василий Данилов: Да, просто справка в свободной форме о том, что ребенок допущен к занятиям физической культурой и спортом.
Антон Липовский: Василий, не могу не задать вопрос. (Настя, прости, это просто я знаю, что очень актуально.) Ребенок постоянно развивается, и много таких примеров среди больших чемпионов, когда говорили: «У тебя ничего не получится, это вообще не твой вид спорта, найди себе другое занятие», – а они становятся олимпийскими чемпионами, чемпионами мира. В итоге как этого избежать? И ребенок ведь развивается, т. е. сейчас показатели физиологические и через полгода – это две абсолютно большие разницы.
Анастасия Семенова: Или это заложено на генетическом уровне все-таки?
Василий Данилов: Ну конечно же, у нас все заложено на генетическом уровне, т. е. генетика – это у нас некая такая закономерность, некая, получается... Организм будет развиваться так, как запрограммировано в наших генах, и, конечно же, и рост, и спортивные качества, и даже риск травматизма заложен у нас на генетическом уровне.
И наша система проходила апробацию: мы сравнивали генетический анализ, т. е. дети проходили тестирование на нашей системе и проходили также генетическое тестирование, и мы смотрели корреляционные связи и получили достаточно высокую степень достоверности наших результатов. То есть, конечно же, наша система способна на ранних этапах определить эти закономерности и направить ребенка в правильный вид спорта, там, где он себя не будет ломать, а будет себя реализовывать и реализовывать свой потенциал спортивный.
Анастасия Семенова: Вопрос такой. Вы сказали, 5,5 лет – это в рамках. Но часто же, когда родители хотят вырастить из ребенка чемпиона, допустим, возьмем фигурное катание, нашумевший вид спорта, отдают в 3–3,5 года. У вас тест можно пройти только в 5,5. А если в 5,5 ты придешь на каток, скажут: «Ой-ой-ой, поздноватенько-то уже...»
Василий Данилов: Ну конечно же, есть виды спорта с ранней специализацией, это не только фигурное катание, это и гимнастические виды, это и хоккей, и плавание. Там ранний набор обусловлен именно физиологическими и как раз-таки тоже генетическими особенностями, т. е. там все упирается в дисплазии, назовем по-научному, т. е. это слабости соединительной ткани. Когда ребенок достаточно гибкий, т. е. у него гипермобильность суставов, он способен, ну как бы его в узел можно завязать...
Анастасия Семенова: Ну да, это есть, хорошо.
Василий Данилов: И конечно же, берут в эти виды спорта именно исходя из этих особенностей. Но ранняя специализация достаточно, как бы сказать, чревата ранним концом, так скажем, т. е. ребенок должен гармонично развиваться. Есть определенные сензитивные периоды развития качеств, т. е. это чувствительные периоды, когда развиваются у нас качества спортивные, и отсюда и исходят федеральные стандарты спортивной подготовки.
То есть у нас получается как? Конечно же, если мы хотим вырастить чемпиона, прямо мы его должны отдать в раннем возрасте. Но опять же, существует множество факторов, включая и генетические факторы, и психологические, и социальные факторы, которые могут препятствовать достижению высоких результатов, и мы получим лишь только травматизм или даже психологические травмы. То есть ранний набор обусловлен только лишь физиологическими особенностями, генетическими особенностями, особенностями развития и функционирования организма, но есть те виды спорта, где нельзя в данном возрасте приходить.
То есть, допустим, такие виды спорта, как легкая атлетика, как футбол, конечно же, вас в 3,5 возьмут, но это будет не спортивная подготовка, это будет ОУФП. В ОУФП любой ребенок может развиваться, и гармонично развиваться, и, конечно же, добиться наивысших результатов. Но в спортивной гимнастике, в гимнастике у нас практикуется немного другая система подготовки, это обусловливает их успешность и эффективность.
Анастасия Семенова: Василий, прошу прощения, а в каком возрасте чаще к вам приходят? В 5,5, прямо в старт?
Василий Данилов: Нет, на самом деле мы недавно проводили исследование, как раз-таки смотрели, какой возраст к нам больше и чаще приходит, – мы получили от 9 до 10 лет.
Антон Липовский: Не могу не спросить. Вот я сказал, что, например, Калужской области, откуда я родом, на сайте нет, – это значит, что нужно искать соседний регион и везти ребенка вот как раз-таки в специализированный центр, правильно? И не нужны ли какие-то особые документы?
Василий Данилов: В тех регионах, в которых не реализуется проект, т. е. они не подключены к системе, это не значит, что там нет того оборудования, которое позволяет определить предрасположенность, что не позволяет вам пройти тестирование. Здесь, к сожалению, у нас есть некие трудности по открытию и созданию центров. Это не от нас зависит, это зависит от региональных органов исполнительной власти, т. е. как они решат.
Оборудование, я вам честно скажу, было поставлено практически во все субъекты Российской Федерации по контрактам, и оно там есть, и в Калужской области тоже есть. А почему центр не открывается – это, к сожалению, больше вопросы к региональным органам власти.
Анастасия Семенова: И еще вопрос: есть ли у вас история, что, не знаю, привели ребенка, занимался, не знаю, спортивной гимнастикой, а он предрасположен, не знаю, к фехтованию? Вот вы помогли и направили в другой спорт?
Василий Данилов: Прямо явный пример могу рассказать.
У нас на стадии апробации проекта было сначала 10 регионов, мы проводили обзвон родителей, т. е. мы протестировали всех родителей и проводили обзвоны и спрашивали, послушали они наши рекомендации и добились ли их дети сейчас, на текущем этапе, каких-то достижений, успехов.
И один родитель сообщил, что к нам приходила девочка, это было в Омске, она занималась плаванием, но плавание у нее никак не получалось, т. е. ее фенотип-генотип не менялся, т. е. все развивались вокруг, менялись физически, т. е. форма физическая менялась, а у нее форма никак не менялась. Это, конечно же, и ее расстраивало, и родителей.
Они пришли к нам на тестирование, и наша программа определила, что она предрасположена к легкой атлетике. И в дальнейшем она послушала и ушла в легкую атлетику, и буквально в течение одного года она дошла до первого спортивного разряда, т. е. буквально в 11 лет она уже имела спортивный разряд по легкой атлетике.
Анастасия Семенова: Вот это да!
Антон Липовский: Слушайте, ну это солидно.
Василий Данилов: Это достаточно высокий разряд у детей.
Антон Липовский: Спасибо большое!
Анастасия Семенова: Круто! Спасибо вам большое!
Антон Липовский: Василий Данилов, руководитель федерального проекта «Стань чемпионом», с нами был на связи.