Станислав Анохин: Законодательство в сфере защиты прав потребителей у нас идеальное, оно позволяет защитить любые права
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/stanislav-anohin-zakonodatelstvo-v-sfere-zashchity-prav-potrebiteley-u-nas-idealnoe-ono-pozvolyaet-zashchitit-lyubye-prava-70468.html Петр Кузнецов: Перескажу для тех, кто не в курсе, ну и освежить в памяти для тех, кто уже в курсе. Житель Волгограда Станислав Анохин из-за технического сбоя купил в ЦУМе одежду люксовых брендов за сущие копейки – почти в буквальном смысле, сейчас поймете, – а именно в 846 раз ниже фактический стоимости.
Сейчас все поймете. Например, давайте возьмем... Допустим, так оделся Станислав в ЦУМе.
Мария Карпова: Какой красивый плащ! Пальто, я бы даже сказала.
Петр Кузнецов: С плаща и начнем. Хлопковый плащ – очень красивый, с характерной очень клеткой английской, узнаваемой за 216 тысяч рублей – Станислав купил за 256 рублей.
Мария Карпова: О! Это ж когда там были такие скидки?
Петр Кузнецов: Джинсы за 28 тысяч вышли всего в 33 рубля. Итого Станислав из Волгограда оделся за 2 787 рублей вместо 2 млн 358 тысяч рублей.
Мария Карпова: Немного завидую Станиславу.
Петр Кузнецов: Подожди пока. Подожди. Подожди. Бросил он все это дело в корзину, как это делается на сайтах особенно магазинов.
Мария Карпова: Так.
Петр Кузнецов: Оплатил. 2 787 рублей заплатил. С карты сняли. Ждет. Ждет, а ЦУМ ему спустя какое-то время говорит: «Станислав, ну это же ошибка на сайте! Вы что? Никакие вещи мы вам не вышлем и заказ аннулируем. Заберите свои 2 878 рубелей», – говорят в ЦУМе. ГУМ молчит при этом.
Мария Карпова: Ну, хочет сказать, но молчит. Ммм...
Петр Кузнецов: Волгоградец с предложением не согласился. От вещей не отказался и подал в суд. Суды аж трех инстанций отклонили требования мужчины.
Я разволновался просто: плащ за 800 рублей английский. Суды трех инстанций с доводами мужчины не согласились, сказали: «Нет. Все. ЦУМ прав». Он пошел дальше, дошел до Верховного суда. Верховный суд истца поддержал.
А вот что будет дальше, расскажет сам Станислав Анохин. Он с нами сейчас на связи, я так понимаю.
Мария Карпова: Ничего себе!
Петр Кузнецов: Волгоград. Станислав?
Станислав Анохин: Да. Доброе утро!
Петр Кузнецов: Здравствуйте! Как вы? О! Вы уже в рубашке из ЦУМа! Да нет, на самом деле... Станислав, давайте по порядку. Мы сейчас уже проанонсировали. Что будет дальше? Как раз этим и закончим. Как вы обнаружили такую ошибку на сайте и тут же ею воспользовались? Расскажите.
Станислав Анохин: Ну, ошибкой это не назовешь. Это была публичная оферта. Были указаны цены. Товар можно было добавить в корзину. Товар можно было оплатить. В связи с этим назвать это ошибкой нельзя.
Ошибка – это когда на сайте есть надпись: «Ведутся ремонтные работы», «Извините, заказы не принимаются». Либо каким-то иным образом до людей доносится информация. Здесь были указаны цены. Я положил товар, купил и все.
Петр Кузнецов: Угу. То есть, собственно, чем вы и воспользовались, да? То, чем вы сейчас пытаетесь пользоваться. Главный инструмент, что не было предупреждения о технических работах ни до, ни после. Официальный сайт и вот такие вот цены.
А вы случайно, да, обнаружили? Случайно обнаружили? Просто зашли?
Мария Карпова: Да. Вот это я тоже хотела спросить: просто вот так вот случайно повезло?
Петр Кузнецов: Ну, просто, уж простите, но, наверное, не каждый день житель Волгограда «кликает» на сайте ЦУМа. Что?
Станислав Анохин: Ну, жители Волгограда все разные. Не стоит судить... Сильно обижать, скажем так...
Петр Кузнецов: Да-да-да! Не-не, безусловно. Безусловно. Я очень надеюсь, что многие могут себе это позволить.
Станислав Анохин: Тем не менее. Нет, просто открыл сайт, посмотрел, увидел.
Мария Карпова: А у вас у самого не было ощущения, что это какой-то сбой и что все-таки это неправда? Потому я бы открыла, посмотрела на эти странные цены и подумала, что этого не может быть.
Петр Кузнецов: Да-да-да.
Мария Карпова: Либо это вот эти вот фишинговые сайты, которые не настоящие и меня пытаются обмануть, либо действительно какой-то сбой.
Станислав Анохин: Ну, сайт красивый у ЦУМа – яркий, красочный. Никаких дополнительных критериев, по которым можно было оценить, что это все неправда, не было. Поэтому нажал, купил. Какие проблемы?
Мария Карпова: Нет. Я к тому, что когда вы вот «кликали», когда вы нажимали «Покупать» и «Оплатить», ну неужели вы не подразумевали, что вам перезвонят? Не перезвонят и не напишут, что: «Извините, Станислав. Это ошибка»
Петр Кузнецов: Да. В 846 раз ниже. Ну слишком подозрительно.
Станислав Анохин: Ну, если бы заказ так не прошел, то, конечно бы я понял. Но заказ прошел. Оплата прошла. Мне никто не позвонил, как вы говорите, не сказал. Мне пришли сообщения о том, что «мой товар в пути».
Петр Кузнецов: Ага. Ну, то есть у вас не было опасений, что вот эту сумму просто вам не вернут? Действительно, вы попали на какой-нибудь фишинговый сайт – сейчас все, что угодно могли придумать – и у вас просто вот списали почти три тысячи рублей, и вам не вернут? Или это та сумма, с которой не...
Мария Карпова: Вы хитро улыбаетесь, Станислав!
Станислав Анохин: ... в таком случае.
Петр Кузнецов: А! А почему не на большую сумму, кстати? Накидали бы туда миллионов на 10? Весь бы ЦУМ скупили.
Станислав Анохин: ... для чего? Я выбрал то, что мне нужно.
Петр Кузнецов: А! Все, что есть. Просто интересно. Можно было, наверное, еще пока ошибка произошла, просто сам ЦУМ купить за 20 тысяч.
Мария Карпова: А может быть, Станислав переживал, что все-таки и правильную сумму с него снимут?
Петр Кузнецов: Осторожнее, да.
Мария Карпова: Да.
Петр Кузнецов: Итак, Станислав, что было дальше? Значит, вы «накликали», списали сумму. И как на вас вышел ЦУМ на связь, уведомил вас о том, что ничего вы не получите? Ну, кроме суммы, которую вы потратили.
Станислав Анохин: Кроме звонка, который поступил спустя, насколько я помню, несколько дней, в котором было сказано, что это было... «Вы ничего не получите. Товара данного нет. Хотите – доплатите».
И после этого ЦУМ перестал вообще выходить на связь. И претензионный порядок, который предусмотрен законом, он нарушил. То есть в 10-дневный срок никто не ответил на претензию. То есть ЦУМ уклонился от добросовестного выяснения, назовем это так, отношений с потребителем.
Петр Кузнецов: Угу. Ну, вы подкованный человек. Вы за это время? Или у вас есть какая-то база юридическая? То есть...
Станислав Анохин: Я адвокат.
Петр Кузнецов: А!!!
Мария Карпова: А! Не с тем связались, значит.
Петр Кузнецов: Ну, понятно. Ну вот. Станислав, и на этом примере расскажите нам, то есть научите простому правилу потребителя вот при таком сбое. Или еще раз, я пытаюсь понять, или все дело в том, что никакого сбоя не было? Сбой у нас, наверное, по связи сейчас.
Станислав Анохин: Все дело в том, что никакого сбоя не было. Здесь не стоит учить потребителя. Данным спором я хотел показать именно то, что наши суды работают и активно защищают потребителей.
Законодательство, если можно так сказать, в сфере потребителей идеальное, и оно позволяет защитить любые права. Поэтому если вы увидели какие-то цены, они вас заинтересовали, вы вправе оплатить и купить.
Другое дело, что продавцы должны в большей степени следить за качеством своих сайтов, за тем, что они размещают, в том числе в случае недобросовестной рекламы, чтобы этого избежать.
Петр Кузнецов: А магазин уже потом начал придумывать, что это история со сбоем, да? Которого не было.
Станислав Анохин: Ну конечно. Конечно. Вы понимаете, у меня нет ни единого слова о том, что это был технический сбой или еще что-то. При этом, если обратить внимание на постановление Верховного суда, на определение Верховного суда, в нем прямо указано о том, что продавец о техническом сбое нигде не указывал. Он лишь просил признать злоупотребление права со стороны потребителя.
Петр Кузнецов: Угу. Просто интересно. Я понимаю, что это, наверное, вопрос магазину нужно задавать: тогда что это, если это не сбой? Ну не вручную же какой-то человек навредил – сидел там, не знаю, в последний день работы, и он поправил все вручную.
Мария Карпова: Конечно. Или его уволили, и он решил отомстить.
Петр Кузнецов: И у него доступ к админке сайта есть. Да.
Станислав Анохин: Вы понимаете, дело в том, что так как дело дошло до суда, то здесь уже слова мало играют роли. Здесь необходимо оперировать доказательствами и фактами, которые ЦУМ не предоставил, не посчитал это необходимым.
Петр Кузнецов: Угу. Три суда сказали вам: «Нет». Вы дошли до Верховного, видимо, понимая и зная, что все-таки можно добиться справедливости, что правда на вашей стороне здесь. Верховный суд сказал: «Вы правы». Что дальше теперь?
Станислав Анохин: А теперь новое рассмотрение дела в суде первой инстанции. Возможно, второй и третьей. И, возможно, опять Верховный суд.
Мария Карпова: Каковы шансы? Как вы оцениваете?
Станислав Анохин: Здесь нельзя оценивать шансы. Здесь нужно опираться только на судебные решения и, соответственно, делать выводы из них.
Мария Карпова: Но вы в своей победе уверены?
Станислав Анохин: Ну, я уверен в своей позиции.
Мария Карпова: В своей правоте? В своей правоте. Угу.
Петр Кузнецов: Спасибо, Станислав! Я чего-то хотел сказать: встретимся в суде. Имел в виду: встретимся в эфире уже, когда вы все это дело пройдете. Будет интересно, чем это все дело завершится и сколько времени у вас еще потребуется на это.
Спасибо, Станислав! Станислав Анохин – тот самый человек, который оделся в ЦУМе за 2 787 рублей.
Станислав Анохин: Законодательство в сфере защиты прав потребителей у нас идеальное, оно позволяет защитить любые права