Мария Карпова: А сейчас я предлагаю небольшой экскурс в историю. Как и когда вообще появилась традиция поститься, мы спросим Станислава Лаврова, историка. Станислав Игоревич уже с нами на связи. Станислав, здравствуйте. Станислав Лавров: Здравствуйте. Мария Карпова: Вообще, когда появилось такое понятие, как пост? Я так понимаю, что, если совсем упростить, есть две версии, одна такая христианская, другая, скажем, антихристианская... Станислав Лавров: Я бы сказал, дохристианская, внехристианская, больше чем христианская, поскольку ограничения в пище в той или иной степени содержатся во всех религиях и духовных практиках мира. И вы удивитесь, что наряду со Священным Писанием есть Священное Предание, тесно сопоставляемое с народной практикой, и все это очень здорово соотносится с современными, например, нормами диетологии и питания. Мария Карпова: Вот вы сказали, что в дохристианские времена уже сложилось такое понятие, как пост. А что это тогда означало? Как это действо выглядело, если нам что-то об этом вообще известно? Станислав Лавров: В данном случае отсылка идет к библейскому сюжету, когда Иисус Христос в пустыне 40 дней воздерживался от пищи. И естественно, каждый верующий православный, да и не только, человек так или иначе соотносится с опытом спасителя человечества, и это как раз тот самый период практики и духовных мыслей о вечном, о главном и о значимом для любого верующего и в принципе правильного человека. Мария Карпова: Насколько строго пост соблюдали наши предки? Какие были интересные, необычные традиции, которые мы, может быть, уже забыли? Была ли духовная аскеза? Станислав Лавров: Христианство как одна из мировых религий очень строго, но при этом иносказательно предписывает такие вещи, и ничего удивительного, что, если говорить о Великом посте, например, имеется ряд таких интересных оговорок, как человек, находящийся в болезни или в пути, в странствии, может принимать пищу, которая вроде бы как ограничена постом. Естественно, человеческий организм требует дополнительного ресурса, и пожалуйста, в религиозной практике есть такие интересные оговорки. Но тем не менее в первую очередь это духовная, а не физическая практика, поэтому, конечно же, человек, который придерживается каких-то духовных поисков и суеверий, конечно же, будет этого придерживаться. Мария Карпова: А как появились именно пищевые ограничения? Например, почему нельзя есть пищу животного происхождения? Станислав Лавров: Ну, во многом в принципе эти ограничения диктуются условиями, в которых возникли эти религии. Если мы говорим об авраамических религиях, это иудаизм, христианство, ислам, пожалуйста, это изначально регион плодородного полумесяца, где, например, были определенные ограничения по жирности пищи, все это здорово предписано во всех этих религиях и, естественно, трактуется религиозными нормами. Но когда мы говорим о духовной практике, в данном случае это в первую очередь касается людей, которые живут Писанием, и там, конечно же, это регламентируется устоями. Но опять-таки, наряду со Священным Писанием есть Священное Предание, где и регламентируются все нормы жизни верующего человека. Петр Кузнецов: Как отношение менялось со временем, в разные времена? Когда-то были послабления, где-то еще строже к нему относились? Станислав Лавров: Смотрите, эти нормы возникли задолго до конкретной, например, конфессии православного христианства. Даже в язычестве это все возникло и все это тоже регламентировалось. Единственное, что, конечно, по письменным источникам у нас нет таких четких упоминаний о язычестве, бо́льшая часть языческих верований до нас дошли уже даже в христианском иносказании. Но тем не менее даже если вы посмотрите на современную диетологию, вы удивитесь, найдя в ней очень много общего с предписанным религией. Иными словами, это та самая веками созданная народная практика, которая просто перекочевала в новую форму и, пожалуйста, сейчас трактуется современным здоровым образом жизни. Мария Карпова: Я вот с большим удивлением вчера где-то вычитала, что, например, дворяне в XVIII веке не постились, т. е. в какие-то времена все равно среди определенной группы людей вот эта вот традиция была утрачена, получается? Петр Кузнецов: Такие протестные в этом плане настроения гуляли. Станислав Лавров: Я бы тоже поинтересовался, это в каких это источниках дворяне XVIII века не постились. Мария Карпова: Ну вот да, мне тоже интересно. Станислав Лавров: Потому что, извините меня, все-таки страна была православная, это был один из столпов Отечества, и именно поэтому, конечно же, православный уклад... Даже Екатерина II, будучи немкой, тоже была искренне верующей православной и всем своим поведением это показывала. Именно поэтому, конечно же, религиозные посты – это не просто дань какой-то памяти народа, а это, извините, духовная практика, это приобщение к культурному, вечному и наследованному от дальних-дальних предков и переносящемуся в светлое будущее. Петр Кузнецов: В общем, неправильные дворяне, которые ели неправильный мед. Мария Карпова: Да-да, или про каких-то конкретных дворян упоминалось в этой статье. Петр Кузнецов: Наверное. Мария Карпова: Почему именно семь недель? Вот Великий пост сейчас начался – почему именно семь недель, почему такое количество дней? Станислав Лавров: Вообще, в принципе, длительность поста – это 40 дней. Единственное, что пост вообще религиозный, Великий пост, – это подготовка правоверного человека к празднованию Великой Пасхи. Естественно, что Пасха в каждый год немножко переносится, это такой немножко странствующий по календарю праздник. По вспомогательным историческим дисциплинам Пасха каждый год отчисляется от мясопуста по вообще, в принципе календарю, календарному исчислению. Но тем не менее это именно то самое время, когда верующие люди задаются вопросами веры, вопросами совести, вопросами сознания. Это именно пост великого воздержания, который готовит человека к самому светлому и доброму празднику воскрешения Христа. Мария Карпова: Спасибо большое, Станислав! Станислав Лавров был с нами на связи, историк.