Станислав Лавров: Педагоги – это первые люди, которые должны перестраиваться и даже играть на опережение в этом меняющемся мире
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/stanislav-lavrov-pedagogi-eto-pervye-lyudi-kotorye-dolzhny-perestraivatsya-i-dazhe-igrat-na-operezhenie-v-etom-menyayushchemsya-mire-62326.html Иван Князев: Ну а прямо сейчас поприветствуем нашего гостя, гостя нашей студии. Станислав Лавров у нас в гостях, учитель истории Школы 1524. Станислав Игоревич, здравствуйте.
Анастасия Семенова: Здравствуйте.
Станислав Лавров: Здравствуйте.
Иван Князев: Ну вот самый главный, наверно, вопрос к педагогу. На лето всегда всего много задают. И это головная боль не только ребенка, но и родителей, потому что родители ну как они рассуждают: «Ну 3 месяца, ну успеет еще». Я не думаю, что вот родители прямо выделяют время и постоянно там сидят вместе с ребенком, чтобы вот не дай бог ничего не забыл там, регулярно все это дело повторяют, список литературы.
Анастасия Семенова: Каждый день по полчаса читать.
Иван Князев: Да, полчаса почитать. Вот этого всего нет. А потом ты резко приходишь в школу и как бы педагог с тебя спрашивает. Вот как вот в этот процесс влиться безболезненно?
Станислав Лавров: Знаете, школа – это в принципе такое пространство, которое таит в себе очень много всего нового, причем для всех участников образовательного процесса. При этом дети в силу своего возрастного развития они физиологически даже заточены на освоение чего-то нового, получение новых знаний, на новые ситуации. Они к этому приспособлены, сама природы об этом позаботилась.
Учителя имеют уже опыт, для них это циклический такой процесс. Понятное дело, всегда это наслаивается, это скорее спираль, но учителя к этому тоже готовы – профессия такая. Вот родители в данном случае, конечно, наименее защищенные участники учебного процесса, и, конечно, мы за них так же переживаем. Тем не менее все должны быть готовы, причем не только к сентябрю, но и к октябрю, к ноябрю и даже к следующим летним каникулам.
Анастасия Семенова: Ну а какие есть способы?
Станислав Лавров: Ну самые разные, и конечно же уже налаженный, настроенный учебный процесс – это 100% работающая технология. Ну, во-первых, в начале учебного года дается умеренная нагрузка, конечно же, уменьшенное домашнее задание.
Анастасия Семенова: Это с 1-го по 11-й класс?
Станислав Лавров: Естественно, естественно. Потому что в учебный процесс надо постепенно входить. Плюс надо учитывать, что школьная программа на протяжении всего осваивания очень сильно усложняется. Дети переходят из класса в класс, появляются новые учителя, появляется новые предметы, которые доселе для них были неведомы. Конечно же, нужен период ознакомления. Естественно, все это присутствует. Так же учебный процесс сопровождают культурно-массовые педагоги, которые обеспечивают такой интерактив.
Анастасия Семенова: Отвлечение такое, да?
Станислав Лавров: Не просто отвлечение, это сопровождение, интересная форма подачи. Естественно, у всего этого есть какая-то полезная подноготная. То есть начиная от элементарной экологической, например, грамотности – те же самые полезные добрые крышечки, добрые батареечки.
Извините, это воспитание нового поколения, которое рано или поздно будет владеть этой планетой, и конечно же это все прививается сначала в игровой форме, в более старшей школе – в более серьезной форме. Но так или иначе система образования (образование – это обучение плюс воспитание) все это культивирует в детях.
Анастасия Семенова: А давайте сейчас вместе посмотрим. Наши корреспонденты спросили жителей разных городов, как настраиваете ребенка на учебу. И вот что они отвечали.
ОПРОС
Анастасия Семенова: Ну вот молодец. Когда ты, наверно, в 11-й класс идешь, конечно, ты уже знаешь, готов.
Иван Князев: Ну пора бы уже.
Анастасия Семенова: Но вот как изменится жизнь ребенка с началом учебного года?
Станислав Лавров: Ну во-первых, нужно…
Анастасия Семенова: Ну первоклассников. Но мне кажется, что для каждого класса тоже что-то новое, что-то интересное.
Иван Князев: Мы имеем в виду первоклассников.
Станислав Лавров: В каждый класс – в первый раз. Это нормально, и так 11 лет. Но тем не менее все-таки учебный процесс привязан к календарю. Поэтому что такое осень? Осень – это период собирания урожая, период насыщения организма всеми необходимыми витаминами. Поэтому конечно же меняется не только суточный график у ребенка, как было вот тут перед этим сказано, но еще и рацион. С наступлением холодов увеличивается калорийность пищи, питания обязательно, конечно же. Связано это с большими энергозатратами.
И конечно же вот это соблюдение гигиены очень важно для сохранения здоровья обучающихся. Потому что современная школа – это, извините, место массового скопления людей. И конечно же, мы прекрасно понимаем ввиду современной санитарной ситуации, что очень важны порой элементарные правила. В первую очередь человек здоров должен быть, и уже тогда он сможет полноценно, эффективно и продуктивно учиться.
Анастасия Семенова: Ну а скажите, пожалуйста, а как… вот вы говорите про родителей. Вы сказали, что для родителей это тоже стресс. Но вот если первоклассника, ну для первоклассника это тоже вот… у меня просто у подруги сын пойдет в первый класс, я говорю: «Ты хочешь в школу?» Он говорит: «Да, конечно, так хочу!» Мне кажется, ведь дети еще, наверно, ну совсем вот первоклассники, кто пойдет, они не до конца понимают, что их ждет.
Станислав Лавров: Их ждет что-то новое и интересное.
Анастасия Семенова: А родители за это переживают, что не понимают.
Станислав Лавров:Знаете, родители – это такая сложная профессия, у которой нет суточного графика, и переживать – является частью этой профессии. Но современный даже педагогический процесс так выстроен, если посмотреть на элементарное составление школьного расписания – это целая огромная наука, когда чередуются всевозможные нагрузки, умственные, творческие, физические, и так составляется расписание. Деятельность детей постоянно меняется. Современное требование к человеку – это мультизадачность, умение переключаться. Причем самая сложная задача педагога – создать в этой ситуации мотивацию.
Анастасия Семенова: Заинтересовать.
Станислав Лавров: Конечно, чтобы дети шли в школу не как на Голгофу, это формирует неправильное отношение к труду и в дальнейшем даже там к профессии, ко взрослой жизни. В данном случае, конечно же, мотивация. Особенностью современного поколения детей, а это уже даже не миллениалы, это уже подрастающее поколение альфа, это, простите, личная мотивация. То есть даже маленькие ребенок очень четко должен для себя понимать, зачем он занимается той или иной деятельностью. И именно задача педагогов в первую очередь – это…
Анастасия Семенова: Направить, объяснить, помочь.
Станислав Лавров: Направить, смотивировать. Потому что, если ребенок правильно замотивирован, поверьте, он может свернуть горы в принципе.
Иван Князев: Станислав Игоревич, многие родители жалуются на нагрузку большую, которая сейчас есть на детей, начиная фактически с 1-го класса. Ну в принципе, понятно, все родители жалуются, но так ли это? Она выросла?
Станислав Лавров: Знаете, просто никогда не было. Современный мир дошел до того по экспоненте объем знаний вырос настолько, что элементарно даже в советское время столько не знали люди и не учились.
Мы очень любим равняться на какие-то там царские гимназии. Если вы возьмете учебный план гимназиста царского периода Российской империи, поверьте, современный средний школьник даже по часам учится больше. Вот вам пожалуйста, насколько скакнуло образование за сотню с небольшим лет. Именно поэтому, конечно же, нагрузки большие.
Причем учатся не только дети, и учителя вынуждены сейчас постоянно повышать свою квалификацию, потому что за этой научно-технической революцией вы можете вот наглядно посмотреть, как сильно меняется наша жизнь, элементарно даже бытовые технологии с каждым днем. И, конечно, педагоги – это первые люди, кто должен перестраиваться, даже играть на опережение в этом меняющемся мире.
И понятное дело, что со школьной скамьи в этот процесс сразу же вовлекаются дети. И зачастую уже даже младшие старшим, дети взрослым объясняют, как работает та или иная вещь. Яркий тому пример: возьмем новый какой-нибудь гаджет, сколько вам понадобится времени на его освоение…
Анастасия Семенова: Да, и сколько ребенку.
Станислав Лавров: Поверьте, ребенок возрастом от 10 до 17 лет сделает это в разы быстрее.
Анастасия Семенова: За минуту. А ты будешь целый день сидеть.
Иван Князев: Еще один момент. Скажите, а как вообще поменялась, не знаю, там за последние 10, 20 лет методика преподавания в школах? Вот, например, с того момента, когда мне ее преподавали 20 лет назад в университете, какие новые фишки сейчас есть? Расскажите нам о них.
Станислав Лавров: Огромное множество. Методика очень сильно пополнилась. Очень много приемов, методов было позаимствовано из зарубежной практики, очень много хороших и очень много эффективных.
Иван Князев: Я просто даже примеры не могу привести, потому что ну последний раз там с практики в университете я в школе не преподавал. Назовите нам какие-нибудь.
Станислав Лавров: Вот вы мне сами дали подсказку – практика. Современное образование берет акцент на практику, на проф. ориентацию. И в данном случае, например, сейчас реализуется проект школьных вертикалей, когда уже с седьмых классов, в дальнейшем это будет и с более ранних ступеней – с пятых классов, дети будут иметь возможность пробовать себя по тем или иным специальностям, направлениям.
Причем, что хорошо, что школа – это довольно безопасное пространство, где ребенок может себя попробовать в том или ином направлении, убедиться, что оно ему подходит или, например, не подходит, и поменять его. То есть с наименьшим уроном уже выстраивать свою жизненную траекторию в безопасных условиях.
Анастасия Семенова: Потому что, чтобы дальнейшие шажки, чтобы понять, как…
Иван Князев: А вот вы доверяете этим тестам проф. ориентирования? Я как-то посмотрел, поинтересовался, даже прошел один тест. Ну я не скажу, что они прям совсем-совсем адекватные. Мне сказали, что я вообще должен быть каким-то геологом, по-моему. Там такие вопросы: «Вы больше любите помогать людям другим? Вы больше любите заниматься какими-то точными науками либо гуманитарными?» В итоге мне сказали, что я должен был быть геологом. Ну я так ради интереса прошел этот тест.
Станислав Лавров: Вы знаете, проф. ориентация – это не только тест.
Иван Князев: Там искусственный интеллект все эти вопросы составлял, там так написано было.
Станислав Лавров: Ну благо, что у нас все-таки человеческий интеллект никто не отменял. Именно поэтому проф. ориентация – это не только тест, а это, например, знакомство со специалистами ведущими в этой специальности, это знакомство с высшими учебными заведениями или профильными заведениями, колледжами, которые практикуют эти направления. Это иногда и реальные практики – то есть выходы на предприятия. Если геологи, то это, простите, выходы в поля, возможно, знакомство с породами, экспедиции, то есть погружение.
Анастасия Семенова: Ну это 9-й, 10-й, 11-й классы или намного раньше? Мне просто интересно.
Станислав Лавров: Ну опять-таки есть самые разные мероприятия. Но если мы говорим про профильные вертикали, про погружение детей в профессию и знакомство их с профессиями, то конечно там сразу же идет знакомство. Причем знакомство как иногда с взрослыми людьми, то есть приходят в школу реальные специалисты – полицейские, врачи, военные, и пожалуйста, рассказывают про свою профессию. То есть вот этот вот опыт он у нас активно практикуется. И я вас заверяю, это далеко не только…
Анастасия Семенова: Как это у нас было. Открытый урок называлось.
Станислав Лавров: Ну не просто… это 100 вопросов взрослому, извините, конечно. И это самое наглядное, когда вам показывают вот готового человека в этой профессии, и ребенок каждый сам для себя готов ответить, хочу я быть таким, или, например, я хочу быть кем-то другим. И школа дает эти возможности.
Анастасия Семенова: А что касается кружков. Вот опять же вернемся к первоклассникам. Родители пытаются с первого класса и туда, и туда, и туда, и нагрузить, и 35 кружков. Как все это успеть? Вообще, как правильно выбрать кружки? С чего лучше начать?
Станислав Лавров: Вы знаете, мы живем в эпоху фантастических возможностей. Достаточно зайти на любой сайт, например, московской школы, и вы будете поражены разнообразию того, что она может дать. Это инженерные лаборатории, IT-полигоны, это всевозможные физические секции спортивные, это творческие кружки.
И причем это обновление оборудования, это потрясающие ресурсы города, к этому активно сейчас подключается город, образование. И конечно же сейчас перед ребенком, ну и соответственно, перед его родителями, отрываются потрясающие возможности к реализации
Анастасия Семенова: Спасибо вам большое. С нами был Станислав Игоревич Лавров, учитель истории школы 1524.
Иван Князев: Да, благодарим вас.