Мария Карпова: Немножко углубимся в историю. Станислав Лавров с нами на связи, историк. Станислав Игоревич, здравствуйте! Станислав Лавров: Здравствуйте! Мария Карпова: Станислав Игоревич, скажите, начну с поговорок. «Не купи двора, купи соседа», «Кто надеется на соседа, тот останется без обеда», «Жить в соседях – быть в беседах». Ну вообще, поговорок про соседей очень много, но даже вот по этим трем понятно, что исторически с соседями у нас складываются довольно сложные отношения. Мы как будто бы никогда не могли определиться, любим мы их или все-таки ненавидим. Я не права, может быть, но вообще с чем это связано? Станислав Лавров: Знаете, мне в данном вопросе ближе цитата Карла Маркса: «Бытие определяет сознание». И действительно, каких только форм проживания не знала история. С древнейших времен, когда люди вылезли из пещер, слезли с деревьев, они организовались в общины. Так проживали в деревнях, в хуторах, так проживали люди. Это коллективный вид ведения хозяйства. Так было проще выживать, поэтому это было не от хорошей жизни, это была вынужденная мера, особенно в нашем, например, суровом континентальном климате. Тем временем, например, в XIX-м веке образовались такие вещи, как артели. Артель – это было не просто производственное объединение. Люди одной профессии жили вместе и, собственно, вели совместное хозяйство. Так, например, удобно было жить военным. Яркий тому пример, если взять всякие ранние додекабристские организации, Союзы благоденствия, Союзы спасения, чаще всего это были офицерские артели. Так было удобнее снимать жилье, чинить свой мундир и ухаживать за собой. Общие проблемы объединяют людей одного рода занятий. В начале XX-го века попытались как-то создать фермерское хозяйство, это столыпинская реформа, но оно не прижилось среди людей, не зашло. При большевиках опять вернулись к коллективизму. Было организовано колхозное хозяйство, были организованы коммунальные квартиры, когда люди в процессе урбанизации селились в городах. Мария Карпова: Станислав, но если вот так вот в общем говорить, все-таки исторически, чем наша культура общения с соседями отличается от других стран? Станислав Лавров: Знаете, люди, в принципе, везде более-менее имеют общие цели, общие проблемы. И их способы решения тоже схожи. Радует то, что с течением времени более-менее стало возможно действительно обеспечение индивидуального хозяйства. Потому что ведение коллективного проживания, коллективной собственности нравится, чаще всего, тем, кто обычно с этим просто не сталкивался и слабо имеет представление о том, о чем говорит. Современный уровень жизни позволяет вести индивидуальную собственность, индивидуальное проживание. Соседи замечательные, и от того, что видишь их на улице или в подъезде, они становятся не менее замечательными. Тем не менее, … тенденция к коллективному тоже проглядывает. Как, например, на Западе практикуются такие формы проживания, ведения совместной жизни, как … В восточных странах тоже такое есть. Но чаще всего это свойство какой-то студенческой жизни, то есть это опять-таки не от хорошей жизни. И привычно это чаще всего странам с очень ограниченными ресурсами пространства… Мария Карпова: Соседство в советское время – это, я думаю, многие со мной согласятся, такое особенное культурное явление. Соседи – почти что как семья. Даже, может быть, в некоторых случаях, даже больше, чем семья. С чем это связано? И почему такой стиль общения пропал, исчез? Станислав Лавров: Ну вообще, вся советская культура и цивилизация, она основывалась на коллективизме, на солидарности трудящихся. И, в принципе, даже воспитательная система советская, она готовила и формировала человека коллективного. То есть культивировались вот эти коллективные ценности, общее дело, общие идеалы. Поэтому, конечно же, совместное проживание было неотъемлемым атрибутом советского периода. Мария Карпова: В 1990-е, да, я так понимаю, это изменилось сильно, у нас появилось какое-то чувство приватности, индивидуализма. Что произошло, почему мы перестали так тесно общаться? Станислав Лавров: Ну, приходить это начало намного раньше. Когда в советское еще то же самое время начали разделяться на квартиры. И действительно семья, как ячейка общества, стала… Мария Карпова: Спасибо большое, Станислав! Станислав Лавров был с нами на связи, историк.