Светлана Багавиева: Врач должен быть эмпатичен
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/svetlana-bagavieva-vrach-dolzhen-byt-empatichen-63312.html Мария Карпова: Ну а с нами на связи Светлана Багавиева, врач общей практики. Светлана, здравствуйте.
Светлана Багавиева: Доброе утро, Мария, Петр.
Мария Карпова: Светлана, ну, во-первых, мы хотим поздравить вас с праздником профессиональным.
Светлана Багавиева: Спасибо большое.
Мария Карпова: Светлана, много сегодня говорили о доверии к врачам, и даже статистику приводили, что вроде как оно падает, люди вроде как стали меньше доверять. Вы ощущаете это на своей практике? Если да, то как?
Светлана Багавиева: Да, иногда сталкиваемся с тем, что пациенты не доверяют. Это бывает с разным контингентом пациентов. Это связано с их опытом каким-то ну не очень хорошим, в связи с этим недоверие. Но чаще всего, по крайней мере на моем приеме я вижу, что мне пациенты доверяют, и если я рекомендую какие-то назначения, какие-то процедуры, то они идут это и делают. Если я ставлю диагнозы, то они этому не противоречат.
Но часто, к сожалению, такое мы видим, что врач назначает какое-то лечение, а пациенты либо избирательно используют эти назначения, либо вообще не используют, предпочитают лечиться через интернет, либо какими-то своими способами. Такое, к сожалению, есть.
Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, доверие или недоверие в данном случае оно связано с отношением к определенному врачу, или это все-таки общее недоверие к системе в целом? То есть от врача мало что зависит.
Светлана Багавиева: Общее просто отношение к здравоохранению, к врачам. Ну я так думаю, что это не личностная какая-то неприязнь, а это в целом почему-то недоверие к врачам, к системе здравоохранения.
Петр Кузнецов: Что в силах самого врача? Может ли он что-то с этим сделать? На собственном примере, на собственном опыте, на собственном приеме начать снова возвращать доверие не только к себе, но и к коллегам?
Светлана Багавиева: Врач должен быть эмпатичен. То есть ну по моему мнению, я, конечно, не настаиваю. То есть когда приходит пациент, нужно его внимательно выслушать не для галочки, а действительно включиться в процесс, действительно почувствовать, что беспокоит пациента, и доступно ему объяснить, что у него за заболевание, как его нужно лечить, и что будет, если его не лечить и не выполнять назначения врача. Вот это главная задача.
Как нас учили, что, когда пациент выходит из кабинета врача, что бы ему врач ни сказал, у пациента должно быть ощущение легкости, и это главный критерий.
Петр Кузнецов: Как изменилась картина за время пандемии по вашим наблюдениям? Мы здесь в цифрах рассматривали, что снова недоверие растет после того, как вот вроде бы (на самом деле это не так) коронавирус ушел, про него забыли, уже принимают его как сезонное заболевание, как грипп. Но в период, когда врачи стали главными людьми не только в конкретной стране, во всем мире, в каждой стране?
Светлана Багавиева: Ну честно говоря, уважение к врачам стало возвращаться, да, это чувствовалось – доверие и уважение. Люди приходили и благодарили, говорили, какой у вас тяжелый труд, спасибо вам.
Мария Карпова: Из Удмуртии мне как-то очень запомнилось это сообщение, что наш телезритель несколько лет обращается только к врачам скорой помощи. И есть же еще обратная сторона медали, такая гипердиагностика, когда люди чуть ли не несколько раз в год проходят полное обследование, и конечно же, в таком случае что-нибудь обязательно найдется. Вот как соблюсти, как найти эту золотую середину?
Светлана Багавиева: Да, действительно, нет здоровых людей, есть плохо обследованные люди. Действительно, если мы любого человека проверим, то мы что-то найдем, что можно полечить. Здравый смысл как здесь находить? Наверно, здесь это все-таки врач просто объясняет, что вот это такое заболевание, насколько оно серьезное, насколько либо оно… стоит ли на него обращать внимание, либо это то состояние, с которым можно спокойно жить.
Врач доносит, но насколько пациент это принимает, это всегда индивидуально, потому что иногда бывает, что действительно заболевание совсем несерьезное, либо это просто, например, какая-то анатомическая особенность человека, физиологическая особенность, но пациент это просто не принимает, не принимает в себе вот эту особенность.
И это больше работа с психотерапевтами здесь нужна. То есть физиологической, реальной какой-то проблемы нету по состоянию здоровья, но пациенты иногда сами себе придумывают, такое мы встречаем и нередко.
Мария Карпова: Спасибо большое, Светлана.
Петр Кузнецов: Спасибо.
Мария Карпова: Еще раз вас с праздником поздравляем. Светлана Багавиева была с нами на связи, врач общей практики. Поздравляем также всех врачей с их профессиональным праздником. Спасибо, что посмотрели наш первый час. Петр Кузнецов, Мария Карпова. Вернемся совсем скоро.
Петр Кузнецов: Через 3 минуты, если быть точным, да, дождитесь.
Светлана Багавиева: Врач должен быть эмпатичен