Иван Князев: Ну а прямо сейчас с нами на связи Светлана Колобова, нейропсихолог. У нее спросим, чем талант отличается от способностей, ну или может быть супер-способностей, как его распознать и не закопать, этот талант, в землю, как говорится в поговорке. Светлана, приветствуем вас. Светлана Колобова: Доброе утро. Как же приятно видеть и слышать людей, которые талантливы и знают, что вокруг нас живет огромное количество людей не просто одаренных, но и талантливых. Это очень приятно. Начнем с того, что каждый человек, маленький ребеночек рождается с задатками определенных способностей. Это лишь задатки, и как они разовьются в собственно способности, зависит уже от многих факторов. Ну, например, не каждый человек с длинными пальцами станет гениальным пианистом, или человек с хорошей способностью различать, вот как вы сказали, оттенки цветов, станет великим художником, например. Это лишь задатки каких-то определенных способностей. Во что это выльется, зависит от среды, в которой живет ребеночек, от его родителей, конечно же, от семьи, от среды и зависит от мотивации личной человека, насколько он хочет развивать эту свою способность. Чтобы она уже переросла в одаренность, приобретя определенные навыки, умения. Когда мы говорим, да, вот этот человек безусловно одаренный математик, потому что он умеет считать, это не просто задаток к счету или к изучению иностранных языков, это не просто задаток – это уже определенный навык, который есть у человека. Но чтобы мы сказали о том, что этот человек талантлив, нужно еще больше факторов. И прежде всего – это мотивация к развитию и творческий подход к своим навыкам. То есть вот как человек, который прекрасно там разукрашивал свой подъезд, безусловно, это радует не только его, но и соседей. У него есть мотивация – дарить людям радость, являя им свою одаренность, способность рисовать. Так бы он рисовал у себя дома, ну кто бы это видел? Только жена Марья Ивановна и внуки. У него есть мотивация. Анастасия Семенова: Светлана Ивановна, а скажите, пожалуйста, вот какие рекомендации вы можете дать родителям? Ну то есть, понятное дело, что талант не сразу можно распознать, узнать. Мы что должны делать? Показывать весь спектр жизни, вот все, что мы можем дать ребенку? И как вот, в каком возрасте и когда можно понять, что вот тут вот есть какие-то задатки? Как? Ну ведь не все родители талантливы, так тоже можно сказать. Светлана Колобова: Нет, задатки есть. Они генетически в человеке заложены. Например, если у ребеночка бабушка хорошо рисовала, и это лишь одна бабушка, то не факт, что этот ребеночек будет хорошо рисовать, потому что бабушка хорошо рисовала. Анастасия Семенова: Ну природа, бывает, отдыхает. Светлана Колобова: Но если и бабушка, и дедушка, и мама, и папа, и прабабушка, и прадедушка в этой семье хорошо рисовали, то вполне вероятно, что этот задаток у ребенка перерастет уже в способности и дальше, дальше в одаренность. Может он скажет, а я вообще, вся семья рисует, а я не хочу. Вот та самая мотивация, которая… Анастасия Семенова: Но давить на него при этом не нужно? Ну ты должен рисовать! Светлана Колобова: Нет, нет. И мне кажется, что вот самый главный момент, вот в чем ошибаются родители. Мы же хотим, чтоб у нас были лучшие дети, то есть наш ребенок – лучший. То есть он не просто ребенок наш любимый, но и вот чем-то одаренный. Не просто одаренный, но талантливый. И мы хотим в него впихнуть все, что угодно, в том числе и наши нереализованные способности и таланты. Ну у меня не получилось в балете или в языках, значит уж мой ребеночек выучит как минимум три, китайский в том числе. И шахматы! И мы забываем о том, что ребенок прежде всего должен развиваться как биологическая единица. То есть сенсомоторное его развитие мы как бы немножко задвигаем, и с двух лет начинаем ребенка обучать усиленно – буквы, цифры, языки, шахматы, шашки, спорт, понимаете, и как бы не даем ребенку проявить его собственные задатки, его собственные способности, и главное – желание, а что он-то хочет делать на этой планете! Иван Князев: Да, спасибо, мы поняли вас. Вот нужно правильно сопоставить все эти факторы. Светлана Колобова, нейропсихолог, была с нами на связи. Подведем итоги нашего опроса. Спрашивали у вас: «Вы талантливый человек?» Вот интересно, какие данные, да? 58 человек сказали, что они талантливы, написали нам. Светлана Колобова: 58%. Иван Князев: 58%, да. Светлана Колобова: А «нет» сказали 42. Но все равно талант все-таки победил. Иван Князев: Я думаю, что те 42%, это просто талант этих людей – скромность. Светлана Колобова: Скромность, да? Иван Князев: Скромность. Анастасия Степанова… Господи! Анастасия Семенова: Семенова! И Иван Князев! Мы прощаемся с вами. Иван Князев: До встречи, друзья. Анастасия Семенова: Пока, пока.