Анастасия Семенова: На эксперта? Петр Кузнецов: Да. Анастасия Семенова: Говорим с экспертом? Петр Кузнецов: Я думаю, пора. Анастасия Семенова: Алексей Елаев с нами на связи, заместитель генерального директора торговой сети SPAR Калининград. Здравствуйте, Алексей! Доброе утро! Алексей Елаев: Доброе утро, друзья! Доброе утро! Анастасия Семенова: Что скажете? Есть ли у вас какая-то статистика, кто пока лидируют? Все-таки выбирают кассы самообслуживания или живое общение кассира? Алексей Елаев: Ну мы не смогли оперативно собрать информацию, кого больше, мужчин, женщин, пожилых, молодых. Но на самом деле все сейчас уже пользуются кассами самообслуживания. Мы их первыми внедрили в Калининградской области в 2014 году. Тогда это было прям очень сложно. Тогда мы давали бесплатные пакеты для всех, кто пользуется кассами самообслуживания, и то они стояли пустые, а к кассирам шли большие очереди. Касса самообслуживания тогда была очень дорогая, она стоила больше ста тысяч долларов, и это было достаточно уникальное оборудование. Сейчас касса самообслуживания это дешево, там уже нет ни купюроприемников, там уже во многих современных даже весов нет, просто мы доверяем покупателям, и большая часть уже идет по безналу. Поэтому касс самообслуживания сейчас порой гораздо больше в магазине, чем касс с живыми кассирами. Анастасия Семенова: Ну а нет такого, прошу прощения, ощущения, что все-таки кассиры будут не нужны в какой-то момент или они будут заниматься раскладкой в магазине? Петр Кузнецов: Или как раз будут следить за тем, чтобы все пробили, скажем так? Анастасия Семенова: И все правильно там взвесили? Петр Кузнецов: Да. Те сливы. Алексей Елаев: Благодаря кассам самообслуживания как раз дефицит на рынке труда и удалось погасить. Потому что, не то, что кассиров не надо так много, может быть, их и надо, но люди мало идут в кассиры, потому что это действительно тяжелая, сидячая работа, достаточно ответственная, с большим количеством людей, с перекладыванием большого количества товара. Поэтому, может быть, вместо одного кассира лучше даже держать одного контроллера на линии касс самообслуживания, который может обслуживать шесть-восемь касс и при этом работать только с продажей алкоголя, с продажей энергетиков несовершеннолетним, то есть заниматься прикладыванием социальных карт, каких-то таких вещей, чем постоянно держать занятым кассира. И теперь очень часто бывает, что в магазине, например, из-за небольшой занятости может работать одна живая касса и 6-8 касс самообслуживания. Петр Кузнецов: Алексей, все-таки к вопросу. Анастасия Семенова: О роботизации? Петр Кузнецов: О нечестности, меня беспокоит. Вот этот западный вариант, когда оплати и иди, да, ну, он пока только у нас еще внедряется, если понимаете, о чем я, да, без контроля, там вообще есть магазины, где ты можешь просто, ну, безусловно, какая-то камера стоит, но совершенно спокойно ты можешь взять продукт и уйти, полицейский за тобой не. То есть больше на такое вот, внутреннюю честность, на сознательность. У нас это внедряется, ну, как сказать, наверное, со скрипом, хотя и в это народ наш научился. Я к тому, что с внедрением касс самообслуживания, есть у вас какая-то статистика? Может быть, вы недосчитываетесь товара, недосчитываетесь выручки? Алексей Елаев: Если про западный вариант, то проект Amazon там провалился, потому что за этими камерами надо было поставить следить то ли пятьсот, то ли тысячу индусов, которые одновременно проверяли правильность сканирования товара. Поэтому, но мы видим, что сейчас кассы, я вам уже сказал, они больше доверяют людям, потому что если раньше кассы самообслуживания были с весами, которые взвешивали тот товар, который на него складируют, то теперь современные кассы в новых магазинах мы уже ставим без весов. Это означает, что доверие увеличивается граждан к нам и у нас к гражданам. А новые, кстати, у нас из интересного, новые весы для овощей уже с помощью искусственного интеллекта уже определяют сорт овощей, который вы на него кладете, уже не надо искать номерок, который там. Анастасия Семенова: Пока шел, забыл. Алексей Елаев: Взвесить сорт яблок. Петр Кузнецов: Да, кстати, это удобно. Анастасия Семенова: А вот из Кемеровской области такой вопрос: «Бывает, что чек не совпадает с ценником. Кассир вам вернет деньги. А как быть с кассой самообслуживания?» То есть ты должен подождать, пока этот человек, который, как вы сказали, обслуживает 6-8 касс этих самых аппаратов, подойдет к вам? То есть вы тратите чуть больше времени, чем сделали бы это на кассе? Но создали бы длинную очередь? Алексей Елаев: Ну, это не проблема. Это, на самом деле, случаи достаточно редкие, по понедельникам-вторникам, когда ценники пока еще не до конца совпадают, после, ну, это очень редкий случай. И, в основном, поэтому, если такой случай есть, то все равно, да, оператор, он вам поможет. Оператор, администратор, любой сотрудник магазина вам поможет. Петр Кузнецов: Ну, это собственно снова к вопросу главному, пожалуй, в этой теме, об исчезающей профессии, да, то есть уже неоднократно подчеркивалось и несколько лет назад, что замена кассиров на роботов повлечет за собой. Сотни тысяч россиян без работы оставит, повлечет рост безработицы, экономисты даже били тревогу. На самом деле, есть кому перепрофилироваться и, например, следить за тем же обслуживанием этих касс. Ну, то есть какое понимание у вас в этом плане как у руководителя? Алексей Елаев: Посмотрите на поло-возрастную пирамиду. Дело не в том, что кто-то останется без работы, дело в том, что некому сейчас работать кассирами, у нас двадцатилетних в России в два раза меньше, чем сорокалетних. Петр Кузнецов: Это правда. Вакансий много в регионах, вакансии охранника и кассира. Алексей Елаев: Поэтому это хорошо, что цифровизация, роботизация помогает избавиться от напряженности на рынке труда. Поэтому еще двадцать лет назад мы бы столкнулись с коллапсом, теперь мы просто понимаем, что если в профессию никто не идет или мало кто идет, то, если ее цифровизировать, то это будет хорошо и для торговли, и для покупателей, и, может быть, даже для самих продавцов, потому что теперь они могут заниматься другими делами, вместо того, чтобы сидеть. Это очень тяжелый труд. Это тяжелый и ответственный труд. Потому что, попробуйте 12 часов в день, пройдет тысяча человек, переложите товар. Это очень тяжелая работа. Поэтому мало идут в эту работу. Анастасия Семенова: Это понятно. И зарплата тоже соответствующая. Алексей, как вы считаете, короткий вопрос и короткий ответ, если можно, заменят ли в какой-то момент кассы самообслуживания, уйдут ли кассиры из нашей жизни или нет? Алексей Елаев: Они, скорее, будут еще более цифровизированными. То есть, скорее всего, вместо обычных кассиров будет автоматическая лента, которая будет сама сканировать товары, но для этого нужны новые стандарты штрих-кодов, qr-кодов, чтобы современные системы их лучше считывали. Анастасия Семенова: Отлично! Понятно, что это не в течение года. Алексей Елаев: Буквально два-три года, и это будет. Анастасия Семенова: А, два-три года. Отлично! Петр Кузнецов: Без понимания и доверия самого покупателя тоже здесь не обойтись. Спасибо! Анастасия Семенова: Да. Спасибо большое! Петр Кузнецов: Алексей Елаев, заместитель генерального директора торговой сети SPAR Калининград. Закончить хочется сообщением из Башкортостана: «Кассирша так мне улыбалась», к вопросу о том, что нужны живые эмоции. Анастасия Семенова: Да, давай, хорошее сообщение. Петр Кузнецов: «Приветливая попалась. Домой прихожу, смотрю чек, а там один товар пробит дважды». Ну, вернемся после новостей в 10-30, поговорим о современных клоунах.