Петр Кузнецов: С нами на связи Николай Кодолов, председатель Московского профсоюза такси «Добро». Мария Карпова: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Николай Николаевич, доброе утро. Николай Кодолов: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Ну вот по поводу добра – многие таксисты не совсем добрым этот закон называют. Ваш комментарий, пожалуйста. Может быть, мы что-то не поняли? Может быть, он опять же не столь радикален в плане наполнения автопарка? Николай Кодолов: Смотрите, фактически этот закон создан для того, чтобы поддержать именно отечественные заводы, отечественных производителей, депутаты это не скрывали, они это откровенно говорили. Потому что если вспомнить историю нашего «АвтоВАЗа», его постоянно подпитывали денежными средствами, поэтому, видимо, решили, что нужно найти эти деньги где-то в другом месте, – ну вот решили таким образом стимулировать. Вместо того чтобы вложить определенный объем денег, инвестиций в т. ч. в разработки и на будущее, они как бы решили вот найти деньги, чтобы покупали эти автомобили, с продаж. Петр Кузнецов: Давайте вот с такой стороны аккуратно зайдем: а у нас есть машины отечественной сборки, отечественные машины уровня «комфорт», «комфорт плюс»? Я уж там про бизнес-класс не говорю... Мария Карпова: Ну да, все-таки существует бизнес... Петр Кузнецов: Эконом-то понятно... И классы исчезнут тоже? Мария Карпова: Минивэны, в конце концов, тоже очень популярны. Николай Кодолов: Смотрите, «комфорт плюс», если это можно назвать отечественным автомобилем, пытаются в эту нишу всунуть «Москвич 6», хотя это не «Москвич», а, по сути, JAC. Петр Кузнецов: Но он же уступает по характеристикам... Николай Кодолов: Уступает, конечно. Ну вот будут пытаться его туда как бы, видимо, засунуть. Если смотреть на LADA, то там совсем как бы все грустно, максимум под «комфорт» войдут. Но опять же, в зависимости от региона еще. Петр Кузнецов: То есть с классами тоже... Ну ладно, это еще такой не первостепенный, я почему-то решил уточнить по поводу соответствия классам. Мария Карпова: А количество производимых машин, вообще их хватит на то, чтобы заполнить рынок? Петр Кузнецов: Этого и добиваются. Николай Кодолов: Смотрите, производители в последнее время рапортуют, что у нас склады затоварены, т. е. машины не покупают, как бы есть проблемы, и надо кому-то куда-то их продавать. Вот отчасти в этом инициатива также и состоит. Но смотрите, текущие машины, которые производятся в нашей стране, те же LADA, те же «Москвичи», они по качеству и комфорту далеки от китайских, корейских, европейских, американских аналогов, очень сильно далеки. Что касается водителя, то водитель на этих автомобилях будет уставать сильнее и быстрее. Это будет сказываться, во-первых, на его здоровье, ну и на здоровье пассажиров тоже, потому что может произойти ДТП. Петр Кузнецов: Еще одна проблема, мы так понимаем, она такая точно ключевая, – это то, что многие таксисты все-таки работают как самозанятые, т. е. на своих машинах, верно? Получается, что этому человеку нужно как-то продать ту машину, которая не подходит под новый закон, и купить новую машину. А новая отечественная машина, даже новая и даже отечественная машина, мы полагаем, от 2 миллионов сейчас стоит. Вряд ли таксист может себе позволить прямо взять и... Мария Карпова: Они же еще напрокат берут у агрегатора машины, ну или так. Николай Кодолов: Смотрите, первое: количество работающих на своих автомобилях зависит от города или региона. Например, в Москве, в Санкт-Петербурге большая часть машин все-таки берется в аренду. В регионах порядка, назовем, 60–65% работают на своих автомобилях, и большая часть из них – это подработчики, которые выходят либо утром-вечером, либо работают где-то посменно и выходят на один-три дня в неделю поработать в такси, либо работают в выходные. То есть вот такой сегмент. Петр Кузнецов: Хорошо. Николай, я, знаете, почему задаю этот вопрос? Так если этот закон сделан, чего уж тут скрывать, для «АвтоВАЗа», может быть, тогда «АвтоВАЗу», и уже тут особо каких-то смягчений не предполагается, и как-то, может быть, вы можете повлиять, я имею в виду все сообщество такси, назовем так, снизить стоимость на свою продукцию, предоставить какие-то льготы под такси, именно если машина под такси, в рассрочку без процентов, пожалуйста, вот для тех же самозанятых, которые не могут себе позволить отечественный автомобиль? Какие-то другие льготы выбить... Николай Кодолов: Боюсь, что, наверное, вряд ли это возможно, потому что им нужны живые деньги, чтобы поддержать производство и развитие дальнейшее, и их кто-то в этом случае тогда должен кредитовать. Банки, я думаю, не особо горят под это подписываться; государству, если депутаты приняли довольно-таки быстро такой закон, тоже, видимо, деньги в поддержку неоткуда брать... Поэтому здесь как бы очень такая непростая ситуация, я думаю. То, что останутся без машин... Смотрите, те машины, которые встали в реестр, вот есть у нас реестр автомобилей такси и реестр перевозчиков, до 1 марта 2026 года они будут продолжать работать в такси, их менять-продавать никуда не надо. А вот машины, купленные после этого периода... А в некоторых регионах, скажем, Калининград, Зауралье, Сибирь и Дальний Восток, там до 2028-го и 2033-го гг. отсрочка по этим положениям. Но есть еще одно «но». Минпромторг еще не опубликовал списки автомобилей, которые входят в перечень по локализации либо по инвестиционным контрактам. Соответственно, пока мы ждем. Ну и пока президентом вроде бы еще не был подписан этот закон. Петр Кузнецов: Да, по-моему, нет. Давайте присоединим к нашему разговору Сергея, наш телезритель... Мария Карпова: ...из Татарстана. Петр Кузнецов: Скорее всего, понадобится ваш комментарий, может быть, это будет прямой вопрос, сейчас все узнаем. Сергей, доброе утро. Зритель: Доброе утро. Мария Карпова: Слушаем вас, Сергей. Петр Кузнецов: Вы в эфире в прямом уже, мы втроем вас слушаем. Зритель: Вот смотрите, я сейчас работаю в такси на арендованной машине, на Granta, LADA Granta. У нее даже сейчас банально нет подушки безопасности, даже на рулевом... Как она может подойти под, не знаю, какие-то требования, если даже без подушек не то что пассажиры, а даже у водителя нет подушки? Петр Кузнецов: Элементарные очень важные отсутствуют опции. Спасибо за ваш комментарий. Николай, мы как раз уже начали об этом говорить, о качестве сборки наших автомобилей, эксплуатационных характеристиках, запчастях... Давайте вот закрепим просто: действительно ли, правда ли, что в наших автомобилях по-прежнему все ломается гораздо быстрее и отсутствуют какие-то важные элементы? Николай Кодолов: Смотрите, так как это автомобиль арендный, прокатные конторы, т. е. так называемые парки, стремятся покупать самые дешевые комплектации, чтобы снизить свои расходы и увеличить прибыль. Есть автомобили с одной подушкой, грубо говоря, но они стоят дороже, покупать их паркам в принципе невыгодно, они каждую копейку экономят. То, что автомобили, скажем, не предназначены для длительной эксплуатации без каких-либо поломок либо проблем, – к сожалению, это да. Эти автомобили 100–150 тысяч проходят, и там начинается полное «веселье», а то и в принципе раньше, если говорить про автомобили LADA. У нас уже коллеги собирали определенную статистику, я, к сожалению, сейчас озвучить цифры не могу, но там все крайне грустно. Петр Кузнецов: Николай, подведем итог, потому что мы вот о пассажирах не сказали еще. Несколько слов – что будет с ценами? Ваш прогноз. Будет ли снова такси, получается, как когда-то, роскошью, а не средством передвижения? Мария Карпова: Снова повышать цены? Николай Кодолов: Смотрите, в ближайший год-полтора, а то и два, каких-либо резких скачков из-за этого, скорее всего, не будет. В перспективе, если будут закручивать гайки и не пойдут на какие-то уступки, не расширят список производителей, чьи машины могут работать в такси, то тогда могут быть проблемы. То есть машины дорожают по своей эксплуатации, это нужно как-то окупать. Желающих возиться с той машиной, которая, скажем, неделю работает, а два дня стоит потом в сервисе, будет немного. Ну и на некомфортных машинах в т. ч. и пассажиров, желающих будет ездить все меньше и меньше, т. е. это повлечет тоже определенные проблемы. Петр Кузнецов: М-да... Закручивать гайки на LADA – наше будущее... Спасибо. Мария Карпова: Спасибо! Петр Кузнецов: Николай Кодолов, председатель Московского профсоюза такси «Добро». Мария Карпова: Ты знаешь, несмотря на все вышесказанное, много очень сторонников закона. Вот написал Максим из Санкт-Петербурга... Петр Кузнецов: Максим с «АвтоВАЗа», например, написал нам... Мария Карпова: Максим из Санкт-Петербурга: «Доброе утро. Я лично считаю, что отличная новость. Лучше на наших, чем на китайских. Granta – эконом, Vesta – комфорт, Aurus – бизнес», – все верно. Петр Кузнецов: Все решили хорошо, да, конечно. Мария Карпова: Пишет, что «отличная поддержка нашего автопрома», вот телезритель из... Потеряла сообщение, но оно было, честное слово. Петр Кузнецов: Закон принят, мы обсуждаем только его появление, он не подписан. Я думаю, что будут какие-то подробности. Надеюсь, что будет какой-то конструктивный диалог и к чему-то мы все-таки единому придем: и отечественный автопром поддержим, и пассажиру не дадим раскошелиться больше, чем на что он рассчитывал... В общем, хотя бы в таком же виде и в таком же количестве такси продолжат ездить по нашим улицам и приезжать всегда через пять минут, вовремя, а не ждать по полчаса, как раньше, по городскому телефону, я помню. Мы продолжим через секунду, поговорим о музыкальных предпочтениях россиян.