Антон Липовский: Светлана Скакун с нами на связи, HR-специалист. Светлана, здравствуйте. Светлана Скакун: Доброе утро. Антон Липовский: Ну, вы все слышали сами. Рассказывайте. Анастасия Семенова: Влияют ли татуировки на работу? Антон Липовский: Какие сферы страдают? Или никто не страдает? Светлана Скакун: Ну, давайте, наверное, начнем с такой штуки, как законодательство. У нас есть как минимум статья Трудового кодекса, которая гарантирует всем равные права при реализации своих… равные возможности при реализации своих трудовых прав. И есть статья, которая запрещает необоснованный отказ в приеме на работу. Формулировки, конечно, достаточно расплывчатые, но, с точки зрения закона, запретить человеку занимать определенную должность из-за татуировки фактически невозможно. Другое дело, что во многих организациях, особенно государственных, бюджетных, настолько сильны внутренние нормативные акты, вот эти дресс-коды, бюрократия и так далее, что, конечно, там прямо прописывается во внутренней документации, что татуировки недопустимы. Но давайте посмотрим с точки зрения просто банальной логики. Чем татуировка отличается, ну не знаю, от родимого пятна, от шрама, условно? Ну, по сути, ничем, кроме того, что человек сделал ее сам. Как татуировка влияет на профессиональные качества? Опять же, практически никак. Больше того я скажу, что сейчас очень много есть сфер и направлений, где люди с тату даже приветствуются. Все, что связано с креативом. Очень часто в рестораны берут официантов с тату, которые будут привлекать посетителей, потому что это красиво. Ну, вот здесь очень важный момент, чтобы мы понимали разницу между этими, как уже было сегодня сказано, зэковскими татуировками и действительно произведениями искусства. Потому что настоящие красивые тату – ну, это как минимум признак того, что у человека достаточно денег, чтобы это сделать. Это дорого. Это действительно дорого стоит. Это красиво смотрится. Помимо того, очень часто вот эти самые красивые тату – это не просто прихоть. Это может быть, например, такая штука, как… У человека был, например, какой-то безобразный и некрасивый шрам после ожога, после операции. И тату-мастера из вот этого комплекса человека делают произведение искусства. Ну, для меня это просто показатель высшего профессионализма, в том числе и мастера, который помогает человеку стать на ступеньку увереннее в себе. Ну, конечно, есть сферы, где совсем никак с тату. Ну, например, многие учреждения госслужбы прямо прописывают: «Мы не готовы». Многие банковские учреждения, банки, финансовые компании тоже против татуировок. Также против татуировок такие заведения, как модельный бизнес, театры, кино, не приветствуют татуировки актеров. Хотя и здесь, конечно, тоже есть исключения. Вот как-то так. Антон Липовский: Педагоги, вероятно. Анастасия Семенова: Ну, смотрите, вот вопрос такой. Часто сталкиваются… Ну, очень много статей, что если какая-то руководящая должность… И мы видим, что у нас разные мнения телезрителей. Кто-то говорит: «Я не готов на это смотреть, меня прямо воротит, я отворачиваюсь». Ну, ты сидишь на переговорах. Понятно дело, что если у тебя татуировка где-то на плече, на спине, ты в одежде, то это не видно. Но если татуировки на руках, действительно могут не взять? Потому что много… И даже у нас у коллеги есть, не взяли человека. Антон Липовский: Ну, это если руководящая должность, да? Анастасия Семенова: Ну и не особо руководящая тоже. Отказывают. Антон Липовский: Связанная с работой с людьми, давайте так. Светлана Скакун: Если мы говорим о работе с клиентами, то, конечно, стараются сделать так, чтобы у кандидата все-таки не было видимых татуировок, да. То есть если там татуировка где-то на плече – да ради бога. Но если она на лице, на руках, на пальцах, то стараются, конечно, под другими предлогами отказать. Как я уже говорила, с точки зрения закона, нельзя отказать, потому что татуировка. Анастасия Семенова: Да-да-да. Светлана Скакун: И, в принципе, если человек заморочится и потребует письменного отказа, то будет достаточно сложно описать, почему при полном соответствии, допустим, всем профессиональным качествам ему вдруг – бац! – и отказали. Но есть действительно моменты, где это обосновано. Ну, очень многие, например, авиакомпании не берут стюардов и стюардесс с татуировками, потому что у клиентов… Понимаете, любой бизнес хочет, чтобы к нему шли клиенты. А клиенты – разные. И вот даже сейчас мы из опроса видим, что некоторых людей это просто отталкивает. Соответственно, бизнес не хочет терять клиентов, и поэтому, конечно, стараются минимизировать вот этот риск. Анастасия Семенова: Ну или чтобы она была невидимой. Светлана Скакун: Ну, опять же, смотря о чем говорим. Антон Липовский: То есть на сегодняшний день вот этот конфликт стереотипов (завершая нашу с вами беседу), он все равно существует до сих пор? Несмотря на то, что культура сильно развилась за последние десять лет. Анастасия Семенова: Существует, но можно договориться. Светлана Скакун: Существует, но можно договориться, да. Если человек профессионал и будет приносить компании огромные деньги, то поверьте, на его татуировки закроют глаза, и не только на татуировки. Антон Липовский: Ну хорошо, хорошо. Анастасия Семенова: Отлично, спасибо большое. Светлана Скакун. Антон Липовский: Светлана Скакун, HR-специалист. Спасибо вам большое. Светлана Скакун: Спасибо. Антон Липовский: Мы продолжаем. Анастасия Семенова: Чистое кожа – вот что красиво. Антон Липовский: Да. «Наконец хорошее предложение депутатов. До 18 лет нет понимания, чего хочешь на самом деле. Я сделала только в 20 лет. И через 10 лет разочаровалась в этом символе. Теперь свести не могу», – пишет нам Екатерина из Видного. И еще одно сообщение: «Неприятно, даже противно. Стоматолог-женщина, руки в татуировках, – из Екатеринбурга. – Нельзя допускать таких к работе». Как раз, видишь, татуировки на руках, а человек работает стоматологом. Ну, я думаю, теперь надо разобрать такой социальный, наверное, эффект вообще в целом от наличия татуировок, как это у нас культивируется в обществе. Наталья Леонидовна Антонова с нами на связи, профессор Школы государственного управления и предпринимательства Уральского федерального университета. Как раз только что про Свердловскую область говорили, да? Наталья Леонидовна, здравствуйте. Наталья Антонова: Добрый день. Антон Липовский: Ну давайте разбираться. Вот казалось бы, что говорит общество, да? Вроде бы… Анастасия Семенова: И как мы видим, наше общество разделилось на тех, кто говорит, что к зэкам относятся татуировки, а кто-то говорит, что это действительно искусство. Антон Липовский: Хотя время идет и культура развивается. То есть мы еще раз говорим о том, что есть высокохудожественные произведения. Наталья Антонова: Ну, нужно сказать, что сегодня формируется современная российская тату-культура, которая действительно пытается отмежеваться от татуировок традиционных, которые символизируют тюремные наколки, тюремную принадлежность, или отмежеваться от непрофессиональных татуировок, выполненных в армии и на флоте, которые называются «партаки». А если заглянуть в историю, то мы увидим, что уже в древние времена, как вы говорите, наносили татуировки. Мы видим, что татуировки служили и выполняли функцию кары либо функцию награды, либо определяли статусные характеристики членов племени, ну, в социальной системе. А что касается современной ситуации, то ваши интервью, которые вы показали, они очень хорошо демонстрируют современную позицию – и не только молодого поколения, но и поколения среднего возраста, как показывают наши исследования. «Мое тело – мое дело. Хочу – наношу татуировки. Хочу – не наношу татуировки». Но вот здесь очень интересный сюжет, который у вас тоже прослеживается, в вашем, Анастасия, утверждении, когда татуировки становятся неким… ну, несут такое символическое значение, жизненный путь индивида они делят на отрезки. То есть: «Заканчивается один отрезок – я наношу татуировку. Заканчивается следующий отрезок моей жизни – и у меня новая татуировка». Анастасия Семенова: Ну, как своя история, история на теле. Наталья Антонова: Да, это история. То есть, по сути, тело становится таким… То есть каждый человек может творить свое тело через татуировки, и его можно считывать. То есть он несет нам некоторую коммуникацию, дает нам определение того, что татуировки выполняют коммуникативную функцию, символическую функцию. Очень интересные еще комментарии, хотелось бы просто комментарий к комментарию. Вот звонок Сергея, который сказал, что ему не нравится, если у девушки татуировки. Наши исследования показывают… И Сергей вошел в эти 33% – ну, каждый третий опрошенный. Это в 2022 году мы делали исследование по заказу… не по заказу, а поддержанное Российским научным фондом. И мы выяснили. Когда наши респонденты говорят о идеальных образцах тела, то говорят о том, что в идеальном образце тела не должно быть татуировок. Говорит об этом каждый третий человек. Все-таки тело чистое каждым третьим воспринимается, ну, более позитивно, скажем так. Если посмотреть и обратиться к той тематике, которую вы сегодня поднимаете, вот такая граница, 18 лет, то здесь наши исследования тоже показали… Когда мы делали опрос, у нас порядка тысячи человек было опрошено по Свердловской области. И мы выяснили, что около 12–13% опрошенных имеют татуировки. И эти данные коррелируют с данными Всероссийского центра изучения общественного мнения, согласно которым 11% россиян имеют татуировки. Так вот, обращаюсь к тем людям, которые имеют татуировки. Как правило, татуировки делаются до 18 лет как форма протестного поведения, форма эпатажа, за компанию, такая легкомысленность присутствует, некий азарт присутствует. Например… Антон Липовский: У нас буквально 15 секунд остается, Наталья. Наталья Антонова: А? Антон Липовский: Буквально 15 секунд остается. Наталья Антонова: А, хорошо, прошу прощения. Так вот, если вернуться к этому, то я считаю, что необходимо посмотреть или переосмыслить современное представление о татуировании и действительно сделать акцент на том, что необходимо искать иные эмоциональные… Антон Липовский: И воспитать к этому действительно верное отношение, да, именно отношение. А сама культура развивается. Анастасия Семенова: Спасибо большое. Антон Липовский: Наталья Леонидовна Антонова, профессор Школы государственного управления и предпринимательства Уральского федерального университета. Спасибо вам большое. Ну что, мы на этом прерываемся. Скоро вернемся.