Антон Липовский: Вот сейчас мы все эти нюансы конкретно вот современной мультипликации обсудим с Татьяной Киселевой – выпускающий режиссер и креативный продюсер мультсериала «Умка» киностудии «Союзмультфильм». Татьяна, здравствуйте. Анастасия Семенова: Здравствуйте, Татьяна. Татьяна Киселева: Доброе утро. Анастасия Семенова: С праздником вас. Антон Липовский: Татьяна, ну, во-первых, с праздником, во-вторых, вы даже выглядите креативно. Скажите, вы не мультиками занимаетесь случайно? Ладно, если серьезно, один из руководителей студии анимации как-то сказал, ему задали вопрос, и он сказал так: «Здесь по большому счету, что, работают не очень серьезные люди?» Он говорит: «Ну по большому счету да. То есть как могут взрослые, серьезные люди заниматься вот такими вещами?». Как вы относитесь к этому высказыванию? Татьяна Киселева: Абсолютно невозможно серьезно к этому относиться, конечно. Несерьезные люди, подтверждаю. Антон Липовский: Хорошо, ладно, теперь переходим к процессу создания мультфильма. Ну для нас с Настей это настоящая магия. Мы пересмотрели кучу программ, видео, пока готовились к программе. Но вот мы сегодня хотим развернуть в другом русле нашу беседу. Как, например, понять, что у ребенка есть талант к созданию анимации, к мультипликации? Анастасия Семенова: Достаточно ли того, что он просто хорошо рисует? Татьяна Киселева: Недостаточно. Все дети хорошо рисуют, все дети талантливы. Но вот как в предыдущем сюжете аниматор сказал, что просил жену свою попозировать. Если ребенок ходит за вами, говорит: «Мам, ну побегай, мам, ну попрыгай! Мам, а как ты чистишь яблоко?», и стремительно все это зарисовывает и еще пытается оживить, одушевить все, что его окружает – это повод задуматься. Антон Липовский: Это повод задуматься. Достаточно ли просто уметь рисовать? Что нужно, чтобы приблизить сразу этого маленького пока что человека вот к таким большим путешествиям дальше? Татьяна Киселева: Развивайте у ребенка любопытство. Это очень важно, потому что любопытство порождает интерес, а интерес провоцирует его наблюдать за всем окружающим миром. Аниматоры – потрясающие наблюдатели. Помимо того, что они очень хорошо рисуют, они еще наблюдают за тем, как движется окружающий мир: как летят осенние листочки на ветру, как ходит человек, как ходит человек уставший, например, это совершенно разные движения. И вот провоцируйте ребенка на то, чтобы он это видел, он это чувствовал, и ему это было интересно. И тогда ну есть вероятность, что он пойдет в анимацию. Анастасия Семенова: Татьяна, а вот вы говорите, что постоянно аниматор наблюдает за тем, как падают листочки. А в какой-то момент вы ловите себя на том, что вы опять за чем-то смотрите, наблюдаете? Нет какой-то проф. деформации? Татьяна Киселева: Ну, наверное, есть, потому что я постоянно наблюдаю. Так, какая скорость, какая скорость падения, а сейчас какой ветер? Ну то есть это постоянно. Антон Липовский: А мозг же запоминает и получается в определенный момент вы можете это спроецировать уже на работе. То есть как падал листок этой осенью и так далее. Здорово. Татьяна Киселева: То есть мне не надо его уже видеть, я уже его… Анастасия Семенова: У вас прямо в памяти. Антон Липовский: Я более того скажу, Татьяна, не просто в памяти, мы видим, как у нее горят глаза, как она разговаривает на эту тему. Анастасия Семенова: Еще можно я задам вопрос? Антон Липовский: Да, конечно. Анастасия Семенова: Когда вы оказываетесь в метро – все, вы пропали. Потому что там столько типажей, людей. Антон Липовский: Столько персонажей. Татьяна Киселева: Столько типажей, можно додумать историю – откуда едет вот эта вот прекрасная дама… Анастасия Семенова: Почему так, да? Антон Липовский: Потрясающе. Татьяна Киселева: Почему так, а что было с этим студентом? Вот он сейчас спит. Какой сон он видит? Антон Липовский: И сразу рисуются картинки. Анастасия Семенова: И я прямо скажу, Татьяна, я вот училась на актерском факультете, и у нас тоже нас учили, что нужно наблюдать. И мы вот, наверно, актерская профессия она с аниматором прямо схожа, близка. Татьяна Киселева: Очень близки, и аниматорам, конечно, очень важно, чтобы у них тоже был курс актерского мастерства. Он, конечно, не такой глубокий, как у актеров, но это очень важно. То есть владение своим телом, умение сыграть предмет – стакан, я не знаю, вилку, изобразить любую эмоцию, это очень важно, он все через себя пропускает. Антон Липовский: Да, в студиях анимации как раз и говорят, что нужно быть максимально погруженным в процесс, максимально. Ну и соответственно главный вопрос-то. Вот сегодня есть современные технологии – планшеты графические, разные гаджеты. То есть получается, что и взрослый, и ребенок могут создавать свои мультфильмы, получается, дома. Это действительно так? Это можно сделать? Татьяна Киселева: Да, это действительно так. Можно мультфильм снять просто на обычный мобильный телефон. Вообще никаких проблем нет. Антон Липовский: Да. Как это сделать? Вот вкратце, как снять мультфильм дома? Как это? Татьяна Киселева: Ну, во-первых, найдите героя. Пусть это будет ложка или вилка, придумайте историю с ней – как вилка пошла в гости к ложке, и по кадру, потихонечку перемещаете движение, как ложка шла, преодолевала тарелку, застряла в чашке, еще что-то, и просто фотографируйте. Надо зафиксировать что-то – фотоаппарат или телефон, и фотографируйте. И потом просмотрите, можно просто даже в ленте просмотреть фотографии, и вы увидите, как ваша ложка ожила. Антон Липовский: Ничего себе. Анастасия Семенова: Это тот же эффект, как с бумажками, да? Как вот краешек бумажки так оп. Антон Липовский: Да, просто технологии вперед пошли. Ну а смотрите, вот вопрос максимально серьезный. То есть получается взрослый может подарить ребенку графический планшет и сказать, а почему бы тебе не нарисовать своих персонажей, свой мультфильм, со своей драматургией, со своим поучением. Это же можно сделать сегодня, получается. Графический планшет позволит это сделать уже на каком-то уровне? Татьяна Киселева: Конечно. Это можно сделать и достаточно профессионально сделать можно. Но я советую, конечно, детей все-таки отдавать в студии. Есть масса анимационных студий, в которых преподают актеры, аниматоры, чтобы не отпугнуть. Ну потому, что ребенок может сказать, ой, это долго, неинтересно, у меня что-то не получилось, замкнуться в себе. Зачем это? Нет-нет-нет, просто поддержать. Ему там скажут, как преодолеть там как какой-то… Антон Липовский: А как свои работы можно ребенку отправить, чтобы вот его заметили, например? Татьяна Киселева: Ну студии регулярно отправляют на фестивали. Есть очень много для детей, для юношества фестивалей, и вот там замечают ребят. И дальше они смотрят, насколько им это близко – и ВУЗы, колледжи и студии профессиональные. Такой путь. Анастасия Семенова: Татьяна, скажите, пожалуйста, а что сейчас снимают, какие мультфильмы? Что волнует наших детей современных? О чем эти мультфильмы? Татьяна Киселева: Ой, их всегда волнует абсолютно разное. Их волнуют и приключения, они и исследователи, они любят разобрать предметы, посмотреть, что там внутри. Им интересны путешествия, так что ну у нас нормальные живые дети, это прекрасно, интересующиеся. Антон Липовский: Ну я так понимаю, анимация на кальке она все-таки, несмотря на технологии, она остается. Все-таки есть, да? Татьяна Киселева: Это уже такой штучный продукт. Еще есть аниматоры, которые рисуют на кальке, и это прекрасно. Но сейчас, конечно, уже это редкость. Антон Липовский: Хорошо. Анастасия Семенова: Спасибо вам большое. Антон Липовский: Спасибо вам огромное. Прекрасная Татьяна Киселева была с нами на связи, выпускающий режиссер и креативный продюсер мультсериала «Умка» киностудии «Союзмультфильм».