Мария Карпова: Татьяна Мощагина с нами на связи, руководитель по внутренним коммуникациям и бренду работодателя сервиса «Работа.ру». Татьяна Игоревна, здравствуйте. Петр Кузнецов: Здравствуйте. Татьяна Мощагина: Да, доброе утро, коллеги. Мария Карпова: Татьяна, скажите, вообще с точки зрения рынка труда профессионализм – что это за понятие? Что в него входит и насколько ценится? Потому что вот, как мы уже с Петей выяснили, многие все-таки пишут, что профессионализм особо никому не нужен и многие его даже не любят. Татьяна Мощагина: Самый простой критерий – это количество лет опыта именно в той профессии, о которой идет речь. Потому что опыт у человека может быть большой, бывает, у человека уже 20 лет стажа, но, например, только последние 3 года он имеет опыт, например, работы с клиентами, и тогда мы говорим, что вот 3 года опыта с клиентами. Чем больше этот стаж в определенной сфере, тем профессиональнее считается человек. Дальше можно обращать внимание на то, в каких компаниях он работал, потому что, опять же таки, чем сложнее компания, чем больше компания, тем, возможно, сложнее задачи ему приходилось решать. Или наоборот, в небольшой компании, возможно, этот человек имел возможность воспользоваться разными задачами и тем самым приобрел очень широкий кругозор опыта разных задач. То есть тут, знаете, всегда это вопрос относительный. Но мало опыта – это, например, от 6 месяцев до года, т. е. этот человек новичок в своей профессии, он пока только получает опыт. Мария Карпова: Интересно, что в ходе опроса выяснилось, что представители разных сфер оценивают свои навыки и профессионализм по-разному. Например, вот IT-специалисты оценивают свои навыки ниже, чем специалисты в медицине или образовании. Как прокомментируете? Почему такая неуверенность у специалистов в сфере IT? Петр Кузнецов: Хотя, как мне кажется, айтишникам проще определить, т. е. у него конечный результат четче. Мария Карпова: Да. Татьяна Мощагина: Я думаю, здесь речь идет о том, что когда мы говорим о педагогике либо о медицине, то мы точно понимаем, что за плечами у этих специалистов более 6 лет опыта в университете, т. е. это люди с большим бэкграундом знаний, который потом они начали применять на практике, поэтому там, как правило, длинный путь к профессионализму. И совершенно точно эти специалисты не будут себя, скорее всего, низко оценивать. А что касается IT-сферы, то, как правило, мы знаем очень много людей, которые переучились, т. е. не все сразу учились в университете на программиста либо, например, аналитика, исследователя или еще какую-то IT-профессию, и зачастую это бывают люди, для которых это вторая или третья вообще профессия в жизни, и, возможно, в этом случае они себя еще не настолько уверенно чувствуют. Петр Кузнецов: Учитывая современные тренды, даже в этой студии эксперты нам рассказывали о том, что сейчас модно, вообще это является нормой, если, например, каждые 5 лет человек меняет свою профессию, переучивается заново. Как тут быть с профессионализмом? Мне кажется... Вот вы говорили, что это напрямую связано с опытом, тот же профессионализм, но если каждые 5–7 лет менять профессию, разве тут возможно достичь какого-то определенного уровня в своей сфере? Татьяна Мощагина: Тут зависит, конечно, от того, какие перед собой цели ставит человек. Если он хочет поменять профессию, то, наверное, он понимает, что профессионализма в новой сфере он добьется чуть позже, его задача сейчас – освоить ее. Но мы же понимаем, что есть, например, такие фундаментальные навыки, которые будут актуальны абсолютно для большинства профессий, например: иметь хороший навык анализировать информацию, работать с качеством данных или, например, уметь ее [информацию] структурировать, уметь вести переговоры либо, например, уметь писать тексты. То есть это те навыки, которые живут с человеком всегда, если он их уже получил, и дальше улучшаются после того, как он меняет профессию. Он, допустим, был редактором, а стал журналистом, или, например, был художником, а стал веб-дизайнером, т. е. немножко рядом профессии, но есть вещи, опыт, который перекочует из одной профессии в другую. Мария Карпова: То, что в ходе опроса респонденты не назвали в качестве критерия профессионализма заработок, – это так должно быть? Это норма? То есть профессионал – это еще не значит большой доход? Татьяна Мощагина: Да, это не значит, конечно, потому что разные профессии совершенно по-разному оплачиваются, мы это с вами понимаем. Но тем не менее человек понимает, что он 20 лет инженер на каком-нибудь предприятии, и он понимает, что он 100%-й профессионал, но, возможно, действительно его профессия, допустим, невысокооплачиваемая в его городе. Мария Карпова: Спасибо большое, Татьяна! Петр Кузнецов: Спасибо! Мария Карпова: Татьяна Мощагина была с нами на связи, руководитель по внутренним коммуникациям и бренду работодателя сервиса «Работа.ру».