Татьяна Мощагина: Надо не смешивать приятельские отношения на работе с рабочими задачами. Одно другому может не мешать
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/tatyana-moshchagina-nado-ne-smeshivat-priyatelskie-otnosheniya-na-rabote-s-rabochimi-zadachami-odno-drugomu-mozhet-ne-meshat-74781.html
Мария Карпова: Татьяна Мощагина с нами на связи, руководитель по внутренним коммуникациям и бренду работодателя сервиса «Работа.ру» как раз. Ты вот что-то сказал, я помню, про «Работа.ру» – осторожно теперь, Татьяна нас слышала. Татьяна, здравствуйте.
Петр Кузнецов: До этого нет. Теперь Татьяна задается вопросом, что же он там сказал. Татьяна, доброе утро.
Татьяна Мощагина: Я слышала. Доброе утро.
Петр Кузнецов: Я говорю: «Хочу работать в «Работе.ру»».
Татьяна Мощагина: Жду вас с нетерпением!
Петр Кузнецов: Спасибо!
Татьяна Мощагина: Мы будем вам только рады.
Петр Кузнецов: Отлично.
Мария Карпова: Татьяна, вот еще одна статистика, приведенная уже одним европейским институтом: дружеские отношения в компании повышают производительность труда сотрудников. Кроме того, сплоченный коллектив привлекает больше клиентов и инвесторов. Но я еще раз повторюсь, это европейский институт такие исследования провел.
Можно ли сказать, что дружба на работе не ложится именно на наш менталитет, вот именно нам это не подходит, что мы какие-то другие?
Татьяна Мощагина: Нет, нельзя.
В наше время историческое всегда существовали, раньше, мы помним, были профсоюзы, потом еще какие-то были сообщества, а сейчас как раз очень популярна тема различных сообществ по интересам в разных крупных компаниях наших с вами, российских. Надо просто не смешивать понятия приятельских, хороших отношений на работе и рабочих задач. Одно другому может не мешать, просто нужно правильно распределять время.
А вот как раз если коллектив действительно сплоченный, имеет много общих интересов или каких-то групп по интересам, это действительно «сплочает» и, более того, уменьшает отток сотрудников из компании, удерживает сотрудников намного сильнее.
Мария Карпова: Я понимаю, вот мы говорим сейчас, если мы все новенькие, пришли и встретились уже на работе, на рабочем месте. А если ваш лучший друг пришел работать вместе с вами в одну компанию или вы его туда, как говорится, подтянули...
Татьяна Мощагина: Пригласили.
Мария Карпова: Да, пригласили. В таком случае очень сложно разделить вот это просто приятельство и дружбу.
Татьяна Мощагина: Я так скажу, что если, скажем так, есть такая вероятность работать с какими-то близкими или друзьями, то желательно, чтобы вы не были ни в коем случае в рамках подчиненный – сотрудник, потому что вот это как раз точно испортит отношения, и, более того, это чаще всего запрещено этическим кодексом любой компании. А быть в соседних отделах и приглашать друзей на работу – в этом как раз ничего плохого нет, потому что нет конфликта интересов, но при этом хорошо растет подборка качественных кадров.
Мария Карпова: Я вот тут вычитала одно интересное мнение вашего коллеги: опасность дружбы на работе не в самом понятии дружбы, а в том, что люди объединяются в разные микрогруппы и коалиции. Во-первых, согласны ли вы с этим, что именно в этом опасность? И с другой стороны, что в этом плохого, если вам вместе в такой группе как-то лучше, легче и продуктивнее работается?
Татьяна Мощагина: Я так скажу: люди всегда будут объединяться в любые группы и в любые коалиции, если им есть что обсудить.
Другой вопрос, какой повод для обсуждения мы даем команде или коллективу. Если мы объединяем их перед какими-то новостями компании, перед какими-то интересными событиями, тогда, наоборот, это очень хорошо, они как раз больше погружены в то, что происходит в компании, в какие-то изменения. А если же мы недоговариваем и не сообщаем какие-то важные вещи, которые происходят в компании, то мы сами порождаем те слухи, которые объединяют людей.
Поэтому вопрос в первую очередь к руководству, открыто оно, не открыто и насколько оно своевременно говорит о новостях сотрудникам, чтобы те в ненужные коалиции не собирались.
Мария Карпова: Если коллектив все-таки недружный, и я так понимаю, что продуктивность может из-за этого упасть, как восстановить здоровое общение, приятельское общение между коллегами?
Татьяна Мощагина: Если не дружный, то на самом деле можно объединять людей перед глобальными целями и задачами, это задача уже и верхнеуровневого руководителя, и руководителей на местах, потому что четкие планы и цели очень серьезно заряжают людей на большие достижения. А в дальнейшем уже, для того чтобы сформировать, если нужно компании, какие-то сообщества, или нужно, чтобы коллектив общался, то тут много разных инструментов есть. Есть стратегические сессии, есть какие-то круглые столы, есть открытие каких-то спортивных, например, мероприятий, которые организованы могут быть в компании, например, бег или какие-то марафоны по шагам, т. е. то, что может объединить людей на нейтральной территории. Вот спорт в этом вообще прекрасно помогает.
Петр Кузнецов: Кстати, по сферам, по отраслям есть какая-то разбивка? То есть там, где вот эта сплоченность, граничащая с дружескими отношениями, идет только на пользу в плане эффективности, а где, наоборот, чем прохладнее отношения, тем лучше?
Татьяна Мощагина: Совсем холодные отношения между сотрудниками не всегда, скажем так, хорошо влияют на работу, потому что все-таки нам хочется иметь вовлеченных сотрудников и лояльных, а вовлеченность и лояльность растут от отношения к самому сотруднику со стороны компании, в т. ч. от его связей, которые выстраиваются внутри, вот эти социальные. Потому что человек все-таки требует, скажем так, внутренняя есть потребность у нас создавать вокруг себя социальные связи или связи по интересам. И вот когда мы переходим в режим работы «пришел, отработал, ушел» и ничего лишнего, в данном случае, если нам потребуется от сотрудника какой-то дополнительной лояльности, не знаю, какая-то сверхработа, срочная задача...
Петр Кузнецов: Поменяться, например, подменить.
Татьяна Мощагина: Да. Вот не факт, что сотрудник в данном случае будет лоялен. Вот в коллективе, где чувствуется плечо, сопричастность, поддержка друг друга, не обязательно дружба, но приятельские отношения, вот там в таких ситуациях люди активно помогают и вовлекаются в любую задачу.
Мария Карпова: Но, как я понимаю, в целом вот этот климат в коллективе по большей части зависит от начальника.
Татьяна Мощагина: Конечно. Очень многое зависит и от руководителя, и от его команды на местах, руководителей нижнего уровня. То есть если они все вместе понимают, что это важно и какая команда им нужна, то они все вместе над этим работают и действительно получаются очень успешные проекты, где сотрудники радеют за свое дело, очень любят то, чем занимается компания, их вдохновляет вообще цель самой компании, и каждый из них четко понимает, зачем он здесь нужен, какую он помощь несет обществу, данной компании. И мы видим совершено другие результаты даже в росте производительности и в росте выручки таких компаний.
Мария Карпова: Спасибо большое, Татьяна!
Петр Кузнецов: Спасибо!
Мария Карпова: Татьяна Мощагина была с нами на связи, руководитель по внутренним коммуникациям и бренду работодателя сервиса «Работа.ру».
«Мы и так на работе живем. Если еще и воровать время у домашних и проводить время с коллегами, то домой можно не приходить и семью не иметь», – такое сообщение из Ленинградской области.
Быстренько подводим наши итоги опроса. «Общаетесь ли вы с коллегами вне работы?» – «да» ответили 41%, «нет» – 59%.
Продолжим после новостей.
Татьяна Мощагина: Надо не смешивать приятельские отношения на работе с рабочими задачами. Одно другому может не мешать