Петр Кузнецов: Подводим итоги с Татьяной Мощагиной, руководителем по внутренним коммуникациям и бренду работодателя сервиса «Работа.ру», она с нами на связи. Здравствуйте. Анастасия Семенова: Здравствуйте, Татьяна. Татьяна Мощагина: Да, здравствуйте, коллеги, доброго дня. Петр Кузнецов: Хотелось бы... Ой, у меня ушло это сообщение... В общем, я его перескажу, тоже из Астрахани писали про «летунов», как их окрестили в самом начале, мы с Настей вообще этот термин узнали, что там скрывать, впервые... Анастасия Семенова: В первый раз. Петр Кузнецов: «Летунов» нужно работодателям опасаться. Скажите, пожалуйста, сейчас как на рынке работодатель относится к тем, у кого в трудовой книжке и места уже не хватает, страниц? Анастасия Семенова: Каждые полгода меняет работу? Петр Кузнецов: Да, кто меняет, наоборот, слишком часто работу, с них начнем. Татьяна Мощагина: Ну, статистика говорит о том, что таких людей не более 4%, это те, кто очень часто меняют работу, чаще чем раз в год. К таким относятся настороженно, потому что, как правило, работодатель пытается оценить профессионализм сотрудника и понимание, во-первых, его готовности быть нацеленным на результат и все-таки надежности, потому что срок сотрудничества с работодателем тоже говорит о надежности. Поэтому до сих пор вот к таким активным, скажем так, сотрудникам, которые часто меняют работу, относятся все-таки с негативом и с осторожностью. Петр Кузнецов: Частота 3–5 лет все еще остается, сохраняется? Ее берут как какое-то золотое правило или стандарт, норму? Анастасия Семенова: Формулу даже. Татьяна Мощагина: Конечно. Я вам даже больше скажу, что вот, например, треть опрошенных, т. е. практически 30% у нас, 33%, – это люди, которые, как правило, меняют работу не больше чем раз в 4–5 лет. То есть достаточно стабильно мы видим отношение людей к своему работодателю, к своей профессии, к своей работе. При этом, например, 15% людей меняют работу раз в 3 года и вот 14% чуть чаще. Это говорит еще о том, что сейчас действительно есть тенденция к смене профессии, т. е. не столько к смене работы, сколько к смене профессии. И тренд, который мы наблюдаем за уже последние несколько лет, говорит о том, что человеку важно найти себя, важно заниматься своим любимым делом. И вот здесь как раз человек может всю жизнь находиться на своем любимом месте, как, например, прекрасная женщина, которая рассказывала про спортивного врача, который всю жизнь занимается своим любимым делом. Или же люди, которые, наоборот, спустя много лет поняли, что это не их призвание, и начинают поиски себя. Петр Кузнецов: Какие это сферы, для понимания? Сферы, отрасли, где сейчас, вот вы сказали, обозначена тенденция по смене работы? Не частой, но делать это чаще стали. Совершенно разные? Татьяна Мощагина: Вы знаете, сейчас выделить конкретные профессии, где люди активно именно выходят из этих профессий и меняют их, я бы, наверное, так не стала говорить. Потому что каждая профессия на сегодняшний день актуальна; другой вопрос, насколько в ней себя чувствует человек, насколько она ему интересна. Если раньше мы знаем, что огромное количество было выходцев из университетов экономистов и юристов, то сейчас, например, такой тенденции нет. И мы можем заметить, что в этих профессиях, как правило, люди уже сменили свой род деятельности и либо поменяли его на более перспективные профессии, либо на что-то более интересное для себя. Так же, как, например, финансисты, бухгалтерия. Мы видим большой всплеск в IT, и сейчас огромное количество людей действительно переквалифицируются в IT-отрасль, там мы тоже наблюдаем, что, например, среди программистов очень много молодых специалистов и взрослых появляется, среди тестировщиков... То есть в эту профессию сейчас активно идут люди. Анастасия Семенова: А какие частые причины, почему люди меняют работу? Что, они ищут бо́льшую зарплату, не нравится начальник? Что не устраивает? Петр Кузнецов: Да, помимо финансов что еще? Татьяна Мощагина: Да, есть буквально три-пять ключевых критериев. Первый – это деньги. Деньги всегда будут ключевым фактором для сотрудника, когда мы говорим про смену работы. Дальше – это заниматься тем делом, которое интересно, это про призвание. Если человеку неинтересно, то он уходит, он начинает менять и уходит... Петр Кузнецов: Татьяна, 15 секунд. Татьяна Мощагина: Это руководители и атмосфера в коллективе. Анастасия Семенова: Вот, четыре. Спасибо большое! Петр Кузнецов: Спасибо вам большое! Татьяна Мощагина, руководитель по внутренним коммуникациям и бренду работодателя сервиса «Работа.ру». Остается лишь подвести итоги нашего опроса второго часа. Анастасия Семенова: Да. «Планируете менять работу в этом году?» – «да» ответили 57%, «нет» – 43%. Практически 50 на 50. Ну, мы вам подсказали, что делать, как быть, что выбирать... Петр Кузнецов: Нет, не подсказали, что делать, – оставаться на «Общественном телевидении России», впереди много всего интересного, и коллеги совсем скоро в других «ОТРажениях». Ну и оставайтесь с нами и будьте с нами завтра. До завтра, пока. Анастасия Семенова: Пока-пока.