Телефон недоверия
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/telefon-nedoveriya-80713.html
Анастасия Семенова: Давайте разбираться, с нами на связи наш эксперт Григорий Пащенко, руководитель проекта «КиберМосква». Григорий, здравствуйте!
Руслан Арсланов: Доброе утро!
Григорий Пащенко: Здравствуйте, Григорий!
Анастасия Семенова: Ну, смотрите, уже лучше. Телезрители научились не отвечать, не брать трубки. Кто-то пытается пошутить с ними. Какие сейчас схемы новые у телефонных мошенников? Что же они опять придумали?
Руслан Арсланов: Я только хотел бы резюмировать момент номер один. Чем чаще поднимаете телефон, тем, во-первых, вам чаще звонят. Если вы пытаетесь перезвонить, вы звоните в никуда, потому что звонит робот. И следующий момент, третий, никто сим-карты уже не покупает, все звонят через виртуальные сим-карты.
Соответственно, что используют сейчас мошенники. Все колл-центры находятся за пределами Российской Федерации, это раз. Мошенники используют юридические лица, которые используются в оффшорной зоне, они закупают эти иностранные номера, через которые потом происходят уже звонки на территорию РФ. И большая часть звонков поступает не от человека, а от робота. Поэтому, когда люди говорят, я перезвонил, я потроллил, вы никому недозвонились, вы только попали еще раз в более красный список, и самый важный момент, что вы еще можете потерять деньги, потому что эти исходящие звонки могут быть платными.
Соответственно, что делают мошенники. Они уже сейчас не покупают базы данных, как раньше, чтобы делать прозвоны. Мошенники просто включают системы перебора звонков. Когда робот перебирает по одной цифре, вам дозванивается, пытается вам как-то внедрить какую-то общедоступную информацию, те же самые полисы, какие-то кредиты, следователи.
Ну и сейчас такая очень новая фишка развлечений, это поездки в страны, которые присоединились к Российской Федерации там со скидками. Смотрите, сейчас вы можете купить, только сейчас, полис либо же гражданство. Сейчас очень актуально предлагается гражданство мошенниками, всего-навсего лишь там за полцены. Платите нам столько-то денег, и вы получите второе гражданство. И люди на это покупаются. Потому что предлагают много стран, безвизовые поездки и тому подобное.
На втором месте это идет работа по предложению различных схем по заработку. Так она у нас и работает, то, что работало. То, что вы оставляли объявление на сайте поиска работы. А так как у нас 80 процентов жителей РФ оставляет свои резюме на сайтах работы, сегодня, вчера или завтра, то мошенники соответственно, попадают, как правило, в точку. Говорят, что оставляли объявление, у нас есть для вас вакансия, вакансия вашей мечты. Ну и дальше зависит от собеседника, насколько его можно раскачать на такие вещи.
И третье – это опять же замечательные порталы, которые предоставляют нам какие-то те же аналоги госуслуг. То, что в госуслуги у вас был доступ, открылся новый портал, электронные кошельки, вам нужно срочно пройти регистрацию, иначе портал будет заблокирован, и вы не сможете получить к нему доступ.
Все так же остается, никаких новых схем, в принципе, не растет. Растут технологические фишки. Чем выше технологии, тем мошенники уходят дальше. Сейчас уже, опять же резюмирую, звонит вам искусственный интеллект в основном, мошенник включается уже только на финальной стадии. Обработки видео и фото-изображений используются тоже, дипфейки выходит на новый уровень. И третий момент – базы данных уже не так активно сливаются, базы данных люди сливают сами, когда, например, ставят себе на смартфоны приложения «Узнай, кто тебе звонит». Большая часть таких приложений создаются мошенниками, чтобы вы свою базу данных и слили. И плюс еще дали доступ к своей телефонной книжке и своему телефону, смартфону, камере, а там дальше можно будет накрутить все, что угодно.
Руслан Арсланов: Хитро, как хитро. Ты ставишь приложение, чтобы узнать, кто тебе звонил – мошенники или не мошенники, и с помощью отдаешь свой номер, собственно, этим же мошенникам. Ну, действительно, как будто подготовленный у вас ответ, все вы четко по полочкам так разложили, от и до, какие-то решения, про какие-то интересные, новые ходы мошенников.
Как вы относитесь к формату заблокированности номеров? Работает ли это?
Анастасия Семенова: Помогает ли это?
Руслан Арсланов: Или номеров так много, что все не переблокируешь?
Григорий Пащенко: Все работает. Когда вы номер блокируете, если до вас робот дозвониться не может в определенный срок, ваш номер потихоньку становится холодным, потом вообще теряет актуальность. До вас не дозвонились, все. Не дозвонились, когда идет сброс прямо на первом гудке. Не так, то, что у людей идет телефонный звонок, он звонит минуту, человек тычет в поисковой системе, кто же мне звонит, потом он его блокирует. Нет, так не работает.
У меня стоит на звонках. Во-первых, у меня телефон без звука, до меня дозвониться нереально, если вы не в списке. И у меня телефоны незнакомые блокируются с первой же секунды, только он появляется, он в блокировке, все. Это очень важно.
Руслан Арсланов: Да, так можно сделать. Удобно.
Григорий Пащенко: Скажем так, это очень удобно. Я не буду рекламировать смартфоны, на которых это есть, потому что это будет реклама. Но я рекомендую нашим пользователям себя немножко просветить, просто поинтересоваться, как это делается. И важный момент, не стоит скачивать сторонние приложения от западных наших так называемых партнеров, которые это делают. Есть российские хорошие разработки.
И тут же есть ответ на вопрос. Я по работе отвечаю на все звонки, иначе мне не дозвонятся.
Руслан Арсланов: Вот, это тоже важно.
Григорий Пащенко: У меня очень много коллег, кто занимается бизнесом. И есть такое понятие – душнила. Душнила – это тот, кто вам, как правило, набирает по обычному телефону и начинает вас на двадцать минут нагружать вас непонятной информацией. И ребята построили приемы через бот и через мессенджеры. И вот клиенты, приходящие с бота и через мессенджера, они были самыми горячими и теплыми. Если сопоставить, кто звонил и кто пришел так, то звонящие чаще были просто теми, кто ничего не брал, а просто отнимали время. Потому что нужно сформулировать свою какую-то мысль, свой заказ, все это нужно оформить.
Момент номер два, я в объявлении указал свой номер телефона, там, жду воду. Заведите вторую сим-карту. Одна сим-карта ваша личная, вторая для таких звонков. Ждете воду, все, сим-карту вставили, приняли, извините, воду, сим-карту достали, убрали ее в стол до следующего звонка. Все. Учитесь.
У вас есть личное пространство, которое никто не должен нарушать.
Анастасия Семенова: Гениально! Нам нечего сказать. А что добавить?
Руслан Арсланов: А что тут еще сказать? Какие еще могут быть вопросы? По поводу каких-то историй в интернете, очень много есть сейчас, если даже наберешь, наверное, сейчас в строке, как обойти мошенников, как себя обезопасить. Эти же статьи тоже могут нести такой, ну, скажем так, как раз прямой дорожкой к мошенникам тебя и вести. Как здесь следить за информацией? Как ее фильтровать?
Григорий Пащенко: Верно было отмечено. У нас очень часто мошенники создают так называемые группы, паблики в социальных сетях, которые, наоборот.
Руслан Арсланов: Как бороться с мошенниками.
Григорий Пащенко: А по итогу они вас заманивают, там очень много красивых статей, а потом – перейди по ссылке, скачай и сделай. Как себя оградить? Я рекомендую. У нас есть официальные, давайте говорить так, блоггеры, уже можно честно говорить, блоггеры, журналисты, которые существуют уже более пяти лет и занимаются разбором таких ситуаций. Опять же в рамках рекламы их называть не будем. Их можно найти в различных видеосервисах и посмотреть, что они рассказывают. Я рекомендую, посмотрите. У них очень много подписчиков, как правило, они давно существуют. И момент номер два, не стоит ни в коем случае считать, что все, что у нас публикуют силовые структуры, это все устарело. Сейчас силовые структуры часто сотрудничают с IT-направлением. И всегда актуальную информацию, как бороться с мошенниками, размещают на таких сайтах-порталах. Это реально работает.
Ну и, конечно же, никто не запрещает перейти вам на технические порталы, которые есть у нас в Российской Федерации. У нас очень много порталов, которые ведут айтишники и расписывают там вот эти все схемы и разбор, как от этого себя можно защитить. Просто развивайте себя, тратьте время не на ответы на эти звонки и на троллинг, а на самообразование. Это вам поможет.
Анастасия Семенова: Звонил знакомый по номеру от директора. И говорил голосом директора. И меня развели на миллион рублей. Таких сейчас много. Номер тебе действительно знакомый, и ты слышишь. Ну и в телеграмме такое часто. Ты слышишь голос друга, не знаю, или коллеги.
Руслан Арсланов: Не рекомендуют говорить «да» или «нет», чтобы не записали твой голос. Что вы на это скажете?
Григорий Пащенко: Вы правильно ответили, что, когда люди говорят с мошенниками, голос дублируется, он сохраняется. И на основании вот этого цифрового отпечатка голоса, можно создать уже двойника.
Руслан Арсланов: Разговаривать вообще не стоит.
Григорий Пащенко: Вообще не стоит. Мы про это говорим давно. Не надо звонить, шутить, пытаться. Если у вас действительно есть какая-то личная зона безопасности, не стоит вступать в разговор вообще.
Анастасия Семенова: Вот. И еще из Москвы: «Вы знаете, мне звонили мошенники. Так они мне сказали полностью имя, отчество, фамилию моего сына, и даже номер его машины. Как тут не поверить?»
Григорий Пащенко: Потому что мошенники, когда с вами работают, мошенники оперируют большой базой данных. Это сливы интернет-магазинов, это сливы различных источников. И, в первую очередь, люди сливают информацию о себе самостоятельно. Если мы посмотрим, сколько было приложений, онлайн-сервисов «проверь себя», «сколько тебе дадут кредит», то люди сами давали эти данные. И сразу же ставить под сомнение, что меня кто-то слил, не стоит. Вас чаще всего сливают ваши же руки.
Анастасия Семенова: Мы сами себя сливаем.
Руслан Арсланов: Старайтесь меньше оставлять своей информацией еще где-то.
Григорий Пащенко: Абсолютно верно.
Руслан Арсланов: Да, спасибо большое, Григорий. Будем прощаться. Мне кажется, что очень полезно.
Анастасия Семенова: Блестяще! Подробно, просто, понятно.
Руслан Арсланов: Очень подробно. Сразу захотелось всех заблокировать, никому не отвечать. Григорий Пащенко, руководитель проекта «КиберМосква» был с нами на связи.