Анастасия Семенова: Как же научиться красиво говорить и не бояться выступать перед огромной публикой? Для кого-то огромная публика – это тысяча человек, а для кого-то – десять человек, и все: слова путаются, «как бы я хотел, ну вот как бы, короче», человек начинает потеть, краснеть... Антон Липовский А перед камерой? Анастасия Семенова: ...легкие вот эти почесывания, вот эта вот мимика у тебя начинается... И ты просто, ты вот стоишь и все, и ты готов: «Уносите меня». Антон Липовский Это было очень правдоподобно, я даже не понял, ты сейчас была сама собой или что-то отыгрываешь. Анастасия Семенова: У меня прямо даже... Я подключилась сюда. Нет, я вот упала в кресло, меня ругают, а мне страшно. Антон Липовский Страшно. Анастасия Семенова: Так как же научиться говорить правильно, красиво, чтобы тебя люди слышали? «Простите, вы стоите в очереди?» Антон Липовский Это вообще-то непросто, это целая профессия, это огромное направление. Анастасия Семенова: Но, когда приходит зарплата, это слышно: «Зарплата пришла!» Это все люди говорят сразу. Даже человек самый скромный... Антон Липовский Это потому, что сегодня 25-е число, сегодня Международный день пингвина и день зарплаты. Эти факты очень связаны. Анастасия Семенова: Давайте разберемся, как же красиво говорить. У нас уже гость ждет нас, а мы ее ждем. Седа Каспарова, тренер по голосу и речи, основательница Школы речевого имиджа и дизайн голоса. Седа, доброе утро, здравствуйте. Седа Каспарова: Доброе утро, дорогие коллеги! Антон Липовский Здравствуйте. Вас тогда тоже с Международным днем пингвина. Не знаю, любите ли вы пингвинов... Седа Каспарова: И вас. Они прекрасны, веселые и чудесные чэбэшки. Антон Липовский Чэбэшки? Седа Каспарова: Чэбэшки. Антон Липовский Прекрасно. Вы поэтому сегодня в черном, да? Но белого нет. Седа Каспарова: Да, только хотела сказать. Антон Липовский Хорошо. У нас к вам много вопросов. Седа Каспарова: О боже, мне страшно. Анастасия Семенова: Нам тоже страшно. Антон Липовский Даже не знаю, с чего начать... Анастасия Семенова: Как же красиво научиться говорить? Главное, вот как я уже сказала, для кого-то это тысяча человек, а кто-то вот даже перед коллективом и вот все. Седа Каспарова: Ну вот вы говорили про зарплату – а как идти говорить о повышении зарплаты, например? Антон Липовский «А вы знаете?» – хочется спросить каждого. Седа Каспарова: А ведь тут же сердце остановится, и начинается: «Я боюсь пойти просить». Антон Липовский Нет, как это обычно бывает? Среди коллег: «Да я, я столько работаю на этом предприятии, да без меня все предприятие загнется!» А как только доходишь до нужной двери... Анастасия Семенова: Нет, пока ты идешь один, такой... И все. Антон Липовский Происходит раз! – «Куда я иду? Что я им скажу?» Седа Каспарова: Это страшно. Анастасия Семенова: «Здравствуйте...» – «Здравствуйте. Что вы хотели?» Седа Каспарова: Это саботаж. Антон Липовский Пока Седа не начала нас консультировать, сразу призываем вас звонить в прямой эфир, задавать вопросы, и я думаю, что вы можете получить уникальные слова поддержки и, может быть, какие-то консультационные моменты. Седа Каспарова: Слова поддержки. «Мы вас поддерживаем». Анастасия Семенова: Мы вас поддерживаем, спасибо. Антон Липовский Ну все, закругляемся. Седа Каспарова: Итак? Антон Липовский Повышение зарплаты. Седа Каспарова: То есть мы сразу с этого начинаем? Антон Липовский А почему нет? Раз уж оттолкнулись. Седа Каспарова: Замечательно, с больного. Смотрите, когда мы идем говорить, когда мы идем просить о повышении зарплаты, это в принципе плохая история, потому что если мы просим, у нас сразу меняется интонация, положение тела, вот это: «Пожалуйста, вот я как бы хотел бы...» – снизу... И что скажет работодатель? Ну конечно: «Нет, у меня ограниченный ФОТ, я не могу». Антон Липовский А что, «я требую», так? Седа Каспарова: Нет, требование тоже плохая история. Антон Липовский Так. Седа Каспарова: Вы идете продавать себя в очередной раз. Мы все продаем себя. Это иллюзия того, что если я устроился на работу один раз, продал себя где-то на собеседовании 50 лет назад, то мне достаточно. Вы каждый раз подтверждаете свою квалификацию, то, что вы здесь не случайно, и то, что вам уже давно пора вырасти и вы приносите классный результат своей компании, и вы про это идете говорить: «Дорогой человек, я за Х лет или Х месяцев сделал это, я готов делать еще больше, поэтому предлагаю обсудить сегодня повышение зарплаты». «Мою мотивацию», можно по-разному назвать, чтобы не было страшно. Антон Липовский То есть это как мастера спорта, которые должны постоянно защищать свой титул? Седа Каспарова: Конечно. Нужно идти договариваться, не просить. Анастасия Семенова: Ну да, потому что это получается позиция «из-под». Седа Каспарова: Да. Анастасия Семенова: А если ты говоришь «требую», то это позиция «над». Антон Липовский Хорошо. С чего начать тогда? Анастасия Семенова: Речь. Седа Каспарова: С того, чтобы подготовиться и найти аргументы и факты в свою пользу. Не просто: «И вообще, сколько можно мне не повышать?!» – вот без истерики. Антон Липовский Я сейчас кого-то узнал. Так. Седа Каспарова: Подумать о том, а вы сделали хорошего для компании, как это можно оцифровать, и тогда у вас будут доказательства. Не просто «я лучший по версии своей мамы, пожалуйста, дайте еще». Антон Липовский Так, перестаньте меня изображать, давайте уже конкретно... Седа Каспарова: Я догадываюсь, что я попала в боль. Ну правда, это частая история. Вы оцифровываете результаты своей работы, и вы думаете о том, что еще вы можете сделать и как вы можете сделать это лучше. И может быть, окажется, что вы еще хотите отправиться куда-то на повышение квалификации, это тоже важно и неплохо бы оплатить, для того чтобы вы делали свою работу еще лучше. А еще неплохо бы подумать о том, что если вам увеличат зарплату на Х процентов, то это поможет глобально улучшить нечто в компании, а еще и денег сэкономить. И тогда я как руководитель, понимая, что, доплатив вам Х тысяч или десятков тысяч, и заработаю, и сэкономлю – «в общем, давай, я согласен». Но эту идею мне надо продать. Просто потому что руководитель не думает «а кому бы еще повысить, вот где бы мне быть молодцом?» – нет, у него другие задачи, и ему нужно это подсветить. Если он адекватен, не «пограничник» и т. д., и т. д., если можно говорить с ним. Анастасия Семенова: Вот вы рассказали о таком, прямо с бизнес-планом ты должен прийти к начальнику... Седа Каспарова: Неплохо бы. Анастасия Семенова: Но опять же, не все умеют говорить. Давайте вернемся к технике речи. Какие-то упражнения? Потому что вот нам, допустим, телезрители, они же нас в прямом эфире видят: «Речь тренировать надо, при этом не мешало бы меньше размахивать руками». Я понимаю, камень в чей это огород сейчас... «Как говорят, у меня речь поставлена правильно, потому что я говорила раньше по местному радио», – ну то есть, видимо, человек работал... Седа Каспарова: Это здорово, коллеги. Анастасия Семенова: Это зрители все пишут. «Надо читать вслух и представлять перед собой публику». «Трудиться надо!» – из Ставропольского края. Седа Каспарова: Труд облагораживает, это безусловно. Читать книги – это хорошо, и вслух тоже замечательно. Но где люди, которые будут давать вам обратную связь? То есть когда вы ставите рядом с собой игрушки плюшевые и читаете, декламируете, это классно, вы приучаетесь слышать свой голос. И сам факт того, что вы открыли рот и из него что-то изреклось, уже классно, у вас возникает этот навык. Но также нам нужен навык восприятия обратной связи и удерживания визуального контакта, потому что игрушки не могут сказать тебе: «Ай, да ну!» – и выйти. Анастасия Семенова: Или просто: «Скучно, неинтересно». Седа Каспарова: Они просто обречены сидеть и делать вид, что им все нравится. А когда рядом с вами живые люди, они будут как-то реагировать, и вам надо понять как и что с собой в этот момент делать. И здесь простым чтением мы уже не ограничимся. Поэтому если у вас есть потенциал и у наших зрителей есть потенциал выступления, коммуникации вовне, то неплохо бы это реализовывать. Общественные мероприятия любые, кружки, женские и мужские клубы: у вас есть некая тема, вы хотите этим поделиться, вы с этим идете и тестируете, воспитываете себя как спикера. Потому что мы можем проделать огромное количество упражнений, и мы сегодня наверняка что-нибудь с вами разберем, но в момент, когда вам надо выйти в люди и открыть рот, «э» и все, потому что навыка говорить на людях нет и его надо формировать. Антон Липовский Особенно когда появляется камера, загорается красная лампочка сверху так называемая... Седа Каспарова: Ой, это дико страшно, и сердце тук-тук-тук. Антон Липовский Я лично был свидетелем того, как человек такой красноречивый, душа компании, просто стоит и не может связать двух слов. Это правда. Седа Каспарова: Это паралич, это частая история, да. Антон Липовский Смотрите, часто встречается ситуация, когда говорят: «Меня не слышат, не воспринимают мои слова. То ли слова не воспринимают всерьез, то ли меня, я не понимаю». Анастасия Семенова: «То ли я тихо говорю», – кстати. Антон Липовский Да, то ли я говорю не так, не то... Анастасия Семенова: Непонятно. Вроде бы хорошо, а вроде бы и нет. Седа Каспарова: Я тихо говорю, или я тихо говорю. Анастасия Семенова: Да, вот так вот. Седа Каспарова: Что делать? Причины разные. Это, безусловно, и технические характеристики голоса. Когда вы вот так вот тихонько говорите, чтобы вроде бы и сказать, и особо не привлекать внимание... Анастасия Семенова: И рот не работает. Седа Каспарова: Да, и рот не работает, вялый рот, мы с вами знаем, что это такое. И эти проблемы действительно можно решать через упражнения, настройку дыхания, расслабление тела. Но вот эту вот задачку нужно решать другими способами. Антон Липовский Это правда. Седа Каспарова: И собственно, здесь весь «ручник» и находится. Мы можем сделать голос прекрасным, но на людях превращаемся в раненого ослика, и от нас ничего, кроме этого, не слетает с наших уст. Поэтому первое – это, конечно же, чисто технически наработка навыка и умение управлять своим голосом, упражнения дыхания тела. Дальше – о чем я говорю. Люди часто теряются в незнакомой ситуации, и начинается сумбур: «Ну, я, как бы это, собственно говоря...» – и мы забиваем паузу, просто чтобы люди не подумали, что мы «сиди, я сам открою, я что-то буду говорить». Люди не знают, как на это реагировать, и часто раздражаются: мы не понимаем, зачем мы здесь. А главное, в глазах читается ужас: «О боже мой, мне надо выйти отсюда!» И мы не можем поддержать визуальный контакт, мы не можем быть в диалоге с человеком, и мы все время куда-то выпадаем. Вот поэтому в т. ч. нас и не слышат, потому что а что слышать-то, а о чем мы с тобой разговариваем?.. И есть разница огромная между тем, чтобы говорить и разговаривать. Если я говорю, я что-то вот где-то собрал в голове, то-то-то, вышел, оттараторил... А если я разговариваю, у меня в речи будут паузы, у меня в речи будет интонация определенная... Анастасия Семенова: Контакт. Седа Каспарова: Я буду кивать, чтобы понять, вы меня услышали или нет, поняли или нет. Антон Липовский И энергетика при подаче. Седа Каспарова: Безусловно. Антон Липовский Вот Настя как профессиональный актер, по крайней мере по образованию... Седа Каспарова: Вот это было обидно, «по крайней мере по образованию». Анастасия Семенова: Я промолчу. Антон Липовский Нет-нет-нет, я имею в виду, что есть актеры без образования, а Настя с актерской школой. Анастасия Семенова: Актер без диплома – это ли актер? Антон Липовский Есть, соответственно, специальные упражнения, для того чтобы достать... ? Анастасия Семенова: И не зря у нас карандашики лежат на столе. Седа Каспарова: Чтобы достать энергетически человека, нужен карандаш, да. Когда мы общаемся с человеком, ведь происходит эмоциональное заражение, мы что-то друг с другом делаем. И если вы вялый, то вы «вялите» другого человека; если вы заряженный, вы его заряжаете. Анастасия Семенова: Не вяль меня. Антон Липовский Подвяленный собеседник. Седа Каспарова: Подвяленный, подгулявший. Анастасия Семенова: Давайте к упражнениям. Седа Каспарова: Ну давайте, а то карандаши на нас смотрят так как-то... Анастасия Семенова: Раздаю. Седа Каспарова: В общем, я люблю всякие смешные упражнения, они хороши. Для тех, у кого вялый рот и не только, для тех, кто проснулся, а во рту все еще каша, есть экспресс-, турбоупражнялка для четкой дикции и для бодрого звучания. Нам понадобится карандаш, мы его кладем в рот таким образом, за клыки, клыки находим. И ваша задача сейчас... Анастасия Семенова: А если их нет? Седа Каспарова: О ужас, нам нужен стоматолог быстро. Ваша задача сейчас – начать читать текст. Это могут быть стихи, может быть самопрезентация. Важно обращать внимание на звуки «р-р-р» и артикулировать их максимально четко, не «хь», а «р». Например: «Здравствуйте, позвольте представиться: меня зовут Седа Владимировна Каспарова, я тренер по речи...» – и бла-бла-бла. И сейчас вы тоже будете читать, чтобы всем было весело. Неплохо бы в быту читать где-то полстраницы текста, чтобы все заболело. В этот момент происходит волшебство: язык укладывается в такую непонятную загогулину, что мышцы начинают работать там и так, как никогда не работали. Анастасия Семенова: И болеть. Седа Каспарова: И вы после извлечения карандаша чувствуете, что во рту стало много места. Анастасия Семенова: Что там есть мышцы. Седа Каспарова: Там есть мышцы, места много и можно дальше говорить. Давайте-ка попробуем. Антон Липовский Главное, чтобы потом карандаш извлекался. Седа Каспарова: Может быть, стихотворение вы сможете нам продекламировать какое-то, коллега? «К этому жизнь нас не готовила». Анастасия Семенова: Вот, тебе подсказывают. Антон Липовский Нет, стихи мы давай с тебя начнем. Анастасия Семенова: Почему? Седа Каспарова: Ladies first. Анастасия Семенова: Я прочитаю сообщение. «В детстве мы с братом бегали на берег реки...» Седа Каспарова: Реки. Анастасия Семенова: «...и в воде между камней ловили руками небольшую рыбешку для себя и для кошки». Седа Каспарова: «Раньше удочку делали из длинной прямой ветки. На рассвете подростки ловили рыбку большую и маленькую для семьи и котиков», – Зинаида, Мытищи. Привет, Зинаида. Прошу. Антон Липовский Это обязательно, да? Анастасия Семенова: Антон, это обязательно. Седа Каспарова: Да. А что, только над нами будут смеяться? Давайте. Антон Липовский «В той комнате незначащая встреча: Французик из Бордо, надсаживая...» Седа Каспарова: Как-то даже неловко стало в этот момент. Антон Липовский Слушайте, мне кажется, я языком уже сделал полную спираль вокруг... Седа Каспарова: 360. Анастасия Семенова: Давайте уж, если мы разбираем, вот у Антона не работала верхняя губа – это плохо? Седа Каспарова: Ему с этим жить, я не знаю, а вам с ним работать. Антон Липовский Привет, я Антон с нерабочей верхней губой. Анастасия Семенова: Нет, ну это же плохо, получается, для... ? Седа Каспарова: Смотрите, какая штука. Именно такие, в т. ч. такие упражнения помогают нам понять, у кого что не работает. Когда мы общаемся друг с другом, это видно, потому что человек с замершим лицом, или с неработающей губой, или с дергающейся губой вызывает вопрос: что с губой? И мы перестаем слушать, что вы говорите, мы начинаем смотреть. Такая же история, когда человек, например, не шевелит руками от волнения, вот он стоит и говорит, и хочется сказать: «Моргни, пошевелись, сделай что-нибудь!» Анастасия Семенова: «Оживи!» Седа Каспарова: Да. И это поправляется упражнениями в том числе, если нет никаких парезов и каких-то всяких страшных штук. Это делается упражнениями просто для того, чтобы вы почувствовали, что у вас есть тело, и здесь оно тоже есть, и с ним можно и нужно работать. Анастасия Семенова: Есть аналог, пробка... Седа Каспарова: Пробка тоже прекрасно для любителей губы «пю». Если мы хотим губы «пю», то можно с пробкой. Тоже прекрасно. Анастасия Семенова: Но с карандашом проще, он всегда есть. Седа Каспарова: Все полезно, что в рот пролезло, поэтому шнурок зарядки, палочка, ложка... Главное, не привлекая внимание санитаров и не на рабочем месте. Антон Липовский Есть еще одна очень важная тема: мы не умеем порой отказывать. Седа Каспарова: О да! Антон Липовский Мы не знаем, как сказать «нет». У нас есть опрос на эту тему. «Умеете говорить «нет»? Как у вас с коммуникацией?» – такой вопрос задавали наши корреспонденты жителям разных регионов. ОПРОС Антон Липовский «На горло твоей песне», – это сразу после вялого рта, мне кажется. Седа Каспарова: Дуэт, вялый рот и горло песни. Антон Липовский ВИА. Скажите, пожалуйста, что мы можем, как мы можем вообще проанализировать, какую оценку дадите тому, что услышали? Седа Каспарова: Это так интересно. Смотрите, мы в рамках опроса, когда не погружаемся в ситуацию, говорим: «Да, надо уметь говорить «нет»», «Это важный навык». Но когда оказались в ситуации: «Ну как-то... Ну это же внучатый внук кота бабулиной племянницы, как я могу отказать?..» Нам действительно сложно говорить «нет», при этом неплохо бы держать в голове идею: когда мы говорим кому-то «нет», мы говорим «да» себе. Что для нас важнее? А для нас как для созданий социальных важно одобрение, нам важно, чтобы нам сказали: «Хорошая Валя девочка, молодец, не подвела!» А то, что Вале при этом очень тяжело и она не согласна на эти условия, на эту коммуникацию, на этого молодого человека, на все что угодно, у нее не спросили. И это всегда такая этическая дилемма, мне быть хорошим для всех или для себя, а для себя вроде бы как страшно: «От меня все отвернутся, и что, я потом останусь одна?» И далее вот эта бетономешалка в голове начинает работать. Тем не менее очень важно оцифровывать ситуацию, задаваться вопросом: «А мне здесь будет хорошо? Если нет, окей, кому будет хорошо?» Может быть, иногда правда бывают моменты, когда нам надо потерпеть, просто потому что, ну так сложилось. Но не всю жизнь терпеть. Я говорю сейчас ему «да», себе «нет», потому что... Анастасия Семенова: Какой-то временно́й период. Седа Каспарова: Например, это какая-то работа, она меня не очень устраивает, но она в перспективе мне поможет. Мой лимит, например, год продержаться здесь, окей. Но если это вечная вот эта возня, когда «ну мне же несложно», «ну ладно», «зай, ну сделай, ты же это за две минуты», «ой, да не надо за это денег» – это же огромная проблема классных экспертов: он делает бесплатно, он жертвует своим временем, «всем хорошо, а мне нет»... Мамы поймут, когда она всех обстирала, когда она всем все приготовила, детей собрала, умерла ближе к ночи: э-ге-ге, а как же игры, а как же утреннее вот это все?.. Анастасия Семенова: А с утра воскресла. Седа Каспарова: «Ну я же не могу им отказать, они же...» И здесь вопрос, что важнее, я или они, и это вопрос, на который каждый из нас ищет ответ постоянно, кого как воспитали, что называется. Но если мы говорим о рабочем контексте, крайне важно устанавливать личные границы и максимально за них держаться и защищать, потому что сегодня тебя попросили остаться сверхурочно, завтра, послезавтра, а потом удивляются: «А что это ты в 6 уходишь?» – «Так у нас рабочий день до 6». – «А у нас в 6 никто не уходит, у нас только в 10, в смысле?» Анастасия Семенова: «Ты что, уже домой?» Седа Каспарова: И как ты скажешь «нет»? Это тяжко правда. Анастасия Семенова: Из Ивановской области такое сообщение про речь: «Здесь важен характер. Нет характера – никакая правильная речь не поможет». Седа Каспарова: Согласна. Анастасия Семенова: «Тренируйте характер, а не речь. Удачи всем!» Антон Липовский Это в т. ч. в конфликтных и стрессовых ситуациях. Можно коротко, как это все нивелировать или контролировать? Седа Каспарова: Мы можем сказать человеку, что мы его услышали (ужасная фраза, она многих бесит, но тем не менее). Анастасия Семенова: «Мы вас услышали, мы вам перезвоним». Седа Каспарова: Да, «ваш звонок важен для нас». «Мы вас услышали, я вас услышал, спасибо за то, что выразил это мнение. Я понимаю, что для тебя важно это, для меня важно другое. Давай попробуем найти компромисс или консенсус. Если не подходит, извини, я вынуждена отказаться. Но я знаю, что Ольга с радостью выполнит это поручение, предложение, возьмется за эту работу...» – и т. д., и т. д. Или: «Я сейчас не могу» или «Я не могу сейчас, могу потом», «Могу так, могу эдак». То есть если вы не хотите вовсе разрушить отношения с человеком, попробуйте найти какие-то варианты. Антон Липовский То есть все равно надо с самим собой работать постоянно, проводить какие-то... Анастасия Семенова: То есть человек должен все-таки проигрывать сценарии? Вот я пойду к начальнику, попрошу – а как я это сделаю? Седа Каспарова: Желательно, чтобы было несколько вариантов развития, да. Вариант, когда он согласился вдруг, неожиданно – класс, я экономлю кипу бумаги. Вариант, если он сказал: «А с чего бы я тебе чего-то должен?» – и ты рассказываешь, что «ты не должен, но будет неплохо, если я это получу и ты вместе со мной». Хорошо, если мне сказали «нет», как я буду себя вести? Я сольюсь, или я как-то сделаю это иначе? И прорепетировать. Если не с кем, нет друзей, можно посадить игрушки... Антон Липовский Вот прорепетировать, как можно на стрессовую ситуацию действительно отреагировать, т. е. проиграть разные варианты. Седа Каспарова: Да. Антон Липовский А можно вас попросить, сейчас у нас остается буквально минута. Представьте, что внезапно нужно сейчас вам доказать нашей телеаудитории, почему утреннее «ОТРажение» – это лучшая утренняя программа страны. Вот, пожалуйста, в эту камеру. Седа Каспарова: Доказать? Антон Липовский Да, просто как... Седа Каспарова: Друзья мои, вы смотрите эту программу, вы отправляете сообщения, отправляете фотографии, и вы что-то чувствуете к ведущим, к программе, к героям. Очевидно, это место, которое вы выбрали. Очевидно, вы сделали это совершенно не зря и будете делать это каждый день. Поэтому спасибо вам за это. Антон Липовский Здорово! Анастасия Семенова: Все. Даже нечего сказать. Седа Каспарова: Продано. Спасибо. Анастасия Семенова: Седа Каспарова у нас была в студии, тренер по голосу и речи, основательница Школы речевого имиджа и дизайн голоса. Спасибо большое! Седа Каспарова: Спасибо вам, коллеги! Анастасия Семенова: Обязательно приходите к нам еще, очень интересно. Спасибо! Седа Каспарова: Спасибо! Антон Липовский Тем более вопрос про ком в горле, например, как с ним бороться... Седа Каспарова: Это оставим для следующей встречи. Анастасия Семенова: Да, правильно. Далее у нас новости.