Павел Панаев: Ну и сразу же пришло СМС-сообщение у нас из Нижегородской области: «Я из трудовой династии инженеров. Работаю до сих пор, продолжаю дело, начатое в 1950-х гг., и горжусь». В вашей семье есть трудовые династии? Напишите нам «да» или «нет» на номер 54-45, СМС-сообщения абсолютно бесплатные. Ну и у нас в студии гости – педагогическая династия Юшкиных-Макаровых из Орехово-Зуева: Николай Николаевич, руководитель творческого коллектива «Дубравушка», Наталья Николаевна, директор средней общеобразовательной школы № 1, и Алексей Олегович, педагог дополнительного образования центра детского творчества «Родник». Здравствуйте. Николай Юшкин: Здравствуйте. Алексей Макаров: Здравствуйте. Наталья Макарова: Здравствуйте. Павел Панаев: Всех вас с праздником! Наталья Макарова: Спасибо. Павел Панаев: Николай Николаевич, какой у вас опыт работы? С чего начинали? Сейчас мы понимаем, кем вы сейчас работаете. Николай Юшкин: Вы знаете, я в основном, конечно... Я помню свое детство, а детство было связано с домом пионеров, в котором работала моя мама Анна Алексеевна Юшкина. И в малом возрасте, где-то даже в дошкольном возрасте, она меня брала с собой, и я ходил по зданию и смотрел. Там было очень много кружков, очень много ребят: это и фотокружок, кинокружок, дальше изокружок, музыкальных кружков очень много было. И самое интересное, что я как бы хотел участвовать в этих кружках, но мне было очень мало лет. И только после 3-го класса меня приняли, и я прошел почти все ступени этого дома пионеров, на самом деле занимался и музыкой, занимался всеми делами, которые связаны с профессией киномеханика... Ну а потом в 9-м классе меня приняли в лагерь работать музыкальным работником и воспитателем младшим классов, младшего, как бы сказать, отряда. Павел Панаев: Уже с этого все началось. Николай Юшкин: Утром на баяне я играл зарядку, а вечером танцы под баян, очень интересно, вы знаете. Вот сейчас заставь под баян танцевать молодежь, а сейчас молодежь танцевала спокойненько и танго, и вальс, и все это было. Ну а потом музыкальное училище, после музучилища уже началась моя педагогическая деятельность в качестве учителя пения и музыки. Потом, значит, мне исполнилось 40 лет, где-то чуть побольше, я поступил в институт и после института получил другую профессию, это профессия историка в какой-то степени. Павел Панаев: Вот. Николай Юшкин: История и обществоведение. Ну и работал я, конечно, в школах во всех как учитель музыки, как учитель пения. И что вот интересно, раньше было очень мало часов в школах, и мне пришлось совмещать работу в разных учреждениях, в одной школе, во второй, в третьей, потому что в один день я в одной школе, на второй день я в другой, а в третий день я в третьей. Павел Панаев: А зарплаты были маленькие? Николай Юшкин: Зарплата была... Ну... Наталья Макарова: Нормально. Николай Юшкин: Сколько там часов было, 5–6 часов... Начальное звено раньше отдавалось учителям обычных классов, не классов, а обычного... Учителя начальных классов вели пение, но профессии у них не было такой, они каким-то образом, стеснялись, что ли... И только потом отдали эти уроки музыкантам, музыкальным руководителям. Павел Панаев: Наталья Николаевна, у вас тоже началось все с того, что... ? Как папа ходил сначала с мамой в дом пионеров, вы тоже ходили на работу к отцу, чтобы... ? Наталья Макарова: Вы знаете, судьба нашей семьи связана с творчеством. Конечно, это огромное количество различных направлений. Но я скажу, что определяющей, наверное, стала мама у Николая Николаевича, она вдохновила на выбор профессии, и мама моя, которая, так вот складывалось, изначально имела профессию фельдшера, а потом обучилась, переобучилась, в педагогический институт поступила и стала учителем биологии. Я учитель истории, начинала свою профессиональную деятельность с должности пионервожатого тогда еще, далекие 1990-е гг., долгое время работала заместителем директора, сейчас директор. У Николая Николаевича тоже опыт руководства имеется, он работал. Павел Панаев: Наталья Николаевна, что проще, учитель или директор? Наталья Макарова: Вы знаете, педагогическая профессия очень интересная в разных ипостасях. Но, наверное, если руководитель, управленец не проходит опыт взаимодействия с разными участниками образовательного процесса, с родителями, с детьми, не видит этот процесс в полном [виде], то, наверное, сложно. Наверное, правильно, когда педагоги приходят в управление из профессии, в руководящие должности. Павел Панаев: Руководить кем проще, учителями или учениками, возьмем так, повернем? Наталья Макарова: Вы знаете как, руководить вообще непросто, но если удается создать такую систему взаимодействия педагогов, учеников, родителей, управленцев разных уровней, то тогда результат мы видим и успех каждого. Вот здесь, наверное, большая задачка, как это сделать, чтобы интересно было каждому, чтобы молодежь не уходила из профессии, возвращалась через трудовую династию или просто после педагогического университета. Наша задача – помочь. Павел Панаев: Алексей Олегович, такой вопрос: насмотрелись на деда? Алексей Макаров: Да. Павел Панаев: Понравилось? Вот очень сильно понравилось? И какую профессию выбрали в итоге, какое направление? Алексей Макаров: Как ни странно, по образованию я, как и мой дед, как и моя мама, я учитель истории и учитель обществознания. Сейчас занимаюсь немножко другой деятельностью, сейчас я педагог дополнительного образования, работаю в центре детского творчества. Этот центр детского творчества – это тот дом пионеров, про который мой дед только что рассказывал. Павел Панаев: Да вы что? Наталья Макарова: Да. Алексей Макаров: Да, продолжаем традиции. Тогда так сложилось, так судьба совпала, можно сказать, что все это нас приводит, можно сказать, в одну точку. Павел Панаев: Давайте послушаем зрителей. До нас дозвонилась Людмила из Кемеровской области. Людмила, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Павел Панаев: Рассказывайте, что у вас. Зритель: Да, расскажу. Хочу, во-первых, поздравить всю страну с праздником Первомая. Павел Панаев: Спасибо! Зритель: Это для меня очень большой праздник, я очень пожилой человек. И сказать о трудовых династиях. У меня зять, сноха, сын, сваты с одной стороны, сваты с другой, Сварценки, Клочихины, Сальники, больше 25 человек работают со дня основания Кузнецкой ТЭЦ. Павел Панаев: Боже мой! Зритель: Да, больше 25 человек уже, считай, почти 70 лет подряд, да больше, наверное, человек... И все все время на Кузнецкой ТЭЦ. Павел Панаев: Предлагаю Кузнецкую ТЭЦ переименовать в фамилию вашей семьи на самом деле, если столько сотрудников... Зритель: Там несколько фамилий, как знаете, когда все расходятся уже туда дальше, дальше, шире, шире... Поэтому фамилий там очень много получается. Павел Панаев: Людмила, спасибо вам большое! Вас тоже поздравляем с праздником! Николай Николаевич, какими качествами должен обладать педагог? Что нужно, чтобы был и человек хороший... Николай Юшкин: Хороший человек, да? Павел Панаев: Да. Николай Юшкин: Это прежде всего доброта. Дальше – любовь к своей профессии педагога, дальше – любовь к детям прежде всего. И вы знаете, как Достоевский говорил, красота спасет мир. Я считаю, и вообще, многие считают, что, скорее всего, красота, доброта и любовь: любовь к профессии, любовь к жизни, любовь к окружающему миру, к семье и т. д., и т. д. Павел Панаев: Так. Наталья Николаевна, дети раньше и дети сейчас, родители раньше и родители сейчас сильно поменялись? Вот эта цифровизация нынешняя как-то поменяла поколения? Или все-таки дети и есть дети? Наталья Макарова: Дети во все времена остаются детьми. Очень важно, кто рядом с ним, кто является их наставником, кто является первым учителем, кто и какая обстановка в семье. Павел Панаев: Ага. Наталья Макарова: Родители, да, меняются, потому что мы не стоим на месте и система образования настолько сейчас развивается прогрессивно, столько нового и интересного... Многого даже, может быть, родители недопонимают и нужно обязательно разъяснять и объяснять... Поэтому я всегда говорю, что разъяснительная работа в образовании – это очень тонкий и тяжелый [процесс]. Павел Панаев: Очень тяжело сейчас с такими вот родителями, «я ж мать», да, вот есть такие... Наталья Макарова: Да. Павел Панаев: ...которые вот трясутся за «пирожочка», за «булочку» за свою. Наталья Макарова: Вы знаете, когда мама приходит с каким-то обращением, а обращений сейчас очень много на разном уровне, к классному руководителю, к учителю, самое главное – это понять и помочь каждый на своем уровне. Потому что эта позиция просто может быть напускной, придуманной где-то... Павел Панаев: То есть непробиваемых людей нет, договориться можно со всеми? Наталья Макарова: Нет, можно. Павел Панаев: Кстати, по этому поводу, Алексей Олегович, вот вы такой молодой – как молодому специалисту завоевать авторитет? Приходишь, я не знаю, в школу, в класс, и смотрят, молодой – надо же его как-то потискать, проверить. Алексей Макаров: Мне кажется, здесь в этом нет проблемы, потому что не надо ставить перед собой такую цель. Если ты пытаешься завоевать авторитет, тогда, наверное, именно воинственным путем не получится это сделать. Я думаю, что если вы говорите про авторитет среди учеников, среди детей, здесь, мне кажется, наоборот, намного проще молодым специалистам, общий язык всегда найти легче, найти общие интересы, найти какой-то подход. Все равно поколения меняются, и если сравнивать педагогов моего возраста и педагогов на поколение старше, колоссальная разница. Я понимаю, что иногда мне сложно детей понимать, а как педагогам постарше... Павел Панаев: В связи с этим возникает вопрос: а может быть, у вас есть свои секретики, которые передавались из поколения в поколение, от деда к дочери, от дочери к внуку? Есть какие-то вот такие вот... ? Алексей Макаров: Секреты простые, все то, о чем сказал дедушка: любить свою профессию, любить детей, ко всем относиться уважительно и равноправно, я бы сказал. В каждом ребенке надо найти то зерно, которое надо взрастить. Павел Панаев: Которое надо взрастить, полить и наполнить его любовью и различными минеральными удобрениями, вот так. Давайте послушаем еще один звонок. Евгений из Ставропольского края до нас дозвонился, тоже, кстати, династия педагогов. Здравствуйте. Зритель: Добрый день. Павел Панаев: Рассказывайте. Зритель: Хотелось бы, конечно, поздравить страну с таким добрым, ласковым праздником 1 Мая. И у нас, потому что я являюсь директором средней общеобразовательной школы № 14 города Невинномысск Ставропольского края, и у нас вот уже шесть поколений учителей, в общей сумме больше 154 лет, по-моему, мы недавно вот награждали. Конечно, очень сложно привлечь молодежь сейчас в нашу профессию. Это, конечно, и заработные платы в первую очередь, не без этого. И конечно, очень сложные дети у нас сейчас пошли, очень сложные. Это и дети с ОВЗ, дополнительное образование, которое мы стараемся дать детям на дом... Ну а так, конечно, хочу вот поздравить страну. Приходите в профессию, мы очень ждем нашу молодежь! Павел Панаев: Спасибо большое, Евгений! Наталья Николаевна, какими достижениями ваша семья гордится больше всего? Наталья Макарова: Вы знаете, у каждого из нас есть, конечно, личные награды. Мама у нас заслуженный работник образования, очень много сделала для нашего округа, имела опыт открытия школ, запускала такие необычные, неординарные проекты. Есть грамоты, дипломы. Но, наверное, одно из весомых – это знак «Благодарю» от губернатора, где прописан стаж династии, сейчас это более 150 лет. Павел Панаев: О-го-го! Наталья Макарова: Да, потому как дочка тоже в профессии, брат в профессии... Если говорить более глобально, мне кажется, что наградой являются те самые дела и проекты, которые продолжают жить, которые когда-то запускал Николай Николаевич с детьми-сиротами, со сложными ребятами, Татьяна Павловна, выпускники, которые выходят в свет... Но еще хочется вспомнить наших бабушек и дедушек, которые во время войны ковали Победу, благодаря им мы сейчас живем, и тот орден Красной Звезды, который был у деда Павла, который прошел Курскую битву, вернулся, и мы играли в этот орден, – он, конечно, вдохновляет на будущее в профессии и вообще в жизни. Павел Панаев: Николай Николаевич, напутствие молодым педагогам от вас. Николай Юшкин: Напутствие... Чтобы они учились, постигали все айсберги педагогического труда, можно так сказать, ну и были красивы, были всесторонне развитыми. Потому что учитель, особенно сейчас, в настоящее время, должен очень много знать, потому что идут соревнования учителя и ученика: ученики в интернете все знают, на самом деле сейчас [искусственный] интеллект работает, а учитель немножко отстает, ему тоже надо просвещаться, надо учиться, учиться и учиться. Павел Панаев: Алексей Олегович, ну и ваше напутствие вашим коллегам молодым и взрослым. Алексей Макаров: Не бояться, браться за все, что вам предлагает судьба, и всегда по полной выкладываться каждому в своем деле. Павел Панаев: Спасибо большое! Вас поздравляем с Первомаем! Наталья Макарова: Спасибо вам большое! Павел Панаев: Всего вам хорошего! У нас в гостях в студии были Николай Юшкин, руководитель творческого коллектива «Дубравушка», Наталья Макарова, директор средней общеобразовательной школы № 1, и Алексей Макаров, педагог дополнительного образования Центра детского творчества «Родник», это педагогическая династия Юшкиных-Макаровых из Орехово-Зуева. Спасибо вам, что пришли! Наталья Макарова: Благодарим! Павел Панаев: Ну а к нам подключается династия работников завода «Промтрактор» Заббаровы-Мизуровы: Рамиль Заббаров, механик цеха по ремонту оборудования, Альбина Мизурова, комплектовщик цеха трансмиссии, и Карина Мизурова, бухгалтер. Здравствуйте! Альбина Мизурова: Здравствуйте! Карина Мизурова: Здравствуйте! Рамиль Заббаров: Здравствуйте! Павел Панаев: С праздником вас поздравляем! Рассказывайте, как началась история вашей трудовой династии. Рамиль Заббаров: Наверное, отвечу я как глава династии, Заббаров Рамиль Ахметович. На завод я устроился в 1980 году по приглашению как специалист в ремонтную службу электромонтером. До сих пор продолжаю там трудиться. С 2010 года был переведен в механика. Через какое-то время устроилась дочь Альбина, потом после окончания колледжа устроилась внучка бухгалтером. Так что нас на заводе трое. Какое-то время у меня работал сын, зять – все прошли через наше предприятие. Павел Панаев: Альбина, скажите, мне просто интересно. Ну папа приходил с работы, рассказывал: такой вот завод, такая вот профессия, вот этим занимается, этим. Вас чем впечатлила эта работа, эта профессия, этот завод, в конце концов? Альбина Мизурова: Завод меня впечатлил своей такой огромной масштабностью, что так много людей трудятся на этом предприятии. Прямо такая видно, что общность коллективов, все такие дружные очень. Павел Панаев: Какие профессии вообще осваивали члены вашей семьи? Альбина Мизурова: Члены нашей семьи... Вот папа у меня электромонтер, потом стал механиком. Я комплектовщик изделий, инструментов, кладовщица. Дочка вот моя бухгалтер, сейчас уже у нее первая категория, ей присвоили. Павел Панаев: Карина, кстати, вот интересно. Дедушка, мама, получается, вот все пошли на этот завод – а вы зачем туда пошли? Карина Мизурова: На самом деле я пошла на завод, потому что молодежь туда берут спокойно без опыта. Там есть наставничество, там тебя просто обучают и дают возможность всему научиться. Это было, наверное, самым главным. А второе, наверное, то, что я все-таки молодежь, а у нас на заводе очень развит совет молодежи, профсоюз. Очень много разных мероприятий происходит у нас на заводе. Павел Панаев: Рамиль, ну и такой вопрос: какие качества, на ваш взгляд, нужны специалисту в тракторостроении сегодня? Рамиль Заббаров: Во-первых, у нас коллектив слаженный, это специалисты хорошие. Специалисту нужны, как, выдержка, терпение, навыки и все прочее. Хотелось бы, конечно, вернуть тех специалистов, которые уже все ушли, были тяжелые времена когда. А так предприятие современное, нужно образование, все надо там, чтобы... Оборудование такое современное уже, чтобы люди разбирались во всех этих станках, в оборудовании во всем. В основном молодежь, у молодежи голова лучше соображает, чем у нашего поколения. Вот качества такие. Павел Панаев: Спасибо, спасибо вам большое! С нами на связи была династия работников завода «Промтрактор» Заббаровы-Мизуровы, Рамиль, Альбина и Карина. Ну и очень много СМС-сообщений. «Дедушка, папа и я занимаемся наукой», – Московская область. Архангельская область: «Мы с мужем работники сельского хозяйства, сейчас сын и внук продолжают работать, как наши предки, на земле. Условия труда изменились, но суть осталась неизменной. Мы гордимся тем, что живем дальше и работаем». Спрашивали у вас: «В вашей семье есть трудовые династии?» – представляете, «да» ответили целых 64%, остальные 36%, соответственно, «нет».