Петр Кузнецов: Виктория Пятница с нами сейчас на связи, управляющий партнер развивающего пространства для HR под названием «Среда». Здравствуйте! Вера Круглова: Виктория, доброе утро! Виктория Пятница: Здравствуйте, коллеги! Петр Кузнецов: Виктория, доброе утро! Виктория Пятница: Доброе! Петр Кузнецов: Давайте поразмышляем, почему все-таки профессии исчезают? Бухгалтер, кассир, водитель, оператор колл-центра. Понятно, что давно уже мелькают списки профессий, которые в будущем в принципе могут исчезнуть. Виной всему все эти роботы и заменяющие их сервисы или что-то еще? Виктория Пятница: Знаете, я считаю, что без роботизации, без автоматизации мы с вами все равно никуда не денемся. Мы будем туда двигаться. Поэтому, конечно, какая-то часть профессий будет отмирать, но будет отмирать не сразу. Потому что, вы абсолютно правы, с точки зрения того, что боты, конечно, внедрились сейчас очень много в обзвоны вместо колл-центров и так далее, но какие они вызывают реакции, мы с вами все знаем. Поэтому не сразу уйдет профессия, но когда-то уйдет. Да, автоматизация различных систем снизит количество необходимое, я не знаю, сотрудников отдела бухгалтерии или тех же самых HR-ов, с которыми мы работаем, да, потому что очень много функций автоматизируются сами. И не секрет сейчас, что, хотя и внедрили некоторое время назад, например, ботов на обзвон кандидатов, но сейчас так мало кандидатов, что уже HR не отдаст это боту, он будет звонить самостоятельно. Поэтому у каждой медали есть свои стороны. Но, конечно, то, что с искусственным интеллектом приходит очень много полезных, классных, важных вещей, и можно автоматизировать кучу всяких интересных историй и в копирайтинге, и в дизайне, и так далее. Просто у копирайтера сейчас на уровень выше должна быть квалификация, чтобы с помощью инструментов искусственного интеллекта, GPT, например, да, он мог создавать действительно классные тексты. Но пока, пока, с этим сам искусственный интеллект не справляется. И несмотря на то, что он движется семимильными шагами вперед, я думаю, что у нас у всех с вами еще есть хорошее будущее в профессиях. Петр Кузнецов: Есть запас еще. Но давайте вернемся к этим исчезающим. Смотрите, в регионах при этом куча вакансий с зарплатой 20-30 тысяч рублей. Водители, продавцы-кассиры. То есть получается востребованность на рынке есть, и она не снижается, то есть они нужны, но они туда не идут, потому что им мало платят. Виктория Пятница: Абсолютно есть такая тенденция, к сожалению, потому что маленькие заработные платы, очень конкурентный рынок труда с точки зрения опять же тех же самых курьеров, да, кто на доставке работает. То есть есть куда пойти. Сейчас очень серьезно растет оборонный комплекс, заработные платы в нем. Поэтому есть альтернативы, несмотря на то, что катастрофически не хватает рабочих, складских работников, не хватает продавцов, когда коллеги, например, рассказывают, что вышедший на работу продавец не доезжает до своего места работы, получает по дороге еще один офер  и уезжает в другую сторону. Поэтому да, очень конкурентный рынок труда, это правда. На этих профессиях особенно. Вера Круглова: А если говорить о будущем, вот, например, при определении выбора профессии для детей, вот сейчас, которые заканчивают школу. На что сделать ставку, на что не посоветуете пойти учиться? Виктория Пятница: Вы знаете, тут, наверное, советы не очень грамотная и правильная история. Мы всегда с коллегами за то, чтобы все-таки смотреть на предпочтения самого юного человека, молодого человека. Петр Кузнецов: Да, если это призвание, ну что ж тут отговаривать. Виктория Пятница: Смотрите, тут лучше всего поискать тот самый икигай, да, счастье в работе, которое вот только что рассказывали про замечательного человека, который до восьмидесяти плюс лет и не надо ему быть там генеральным директором всех заводов, газет и пароходов, он получает искреннее удовольствие от своей работы. Поэтому работу искать можно, нужно смотреть, что тебе больше отзывается, но я свято верю, несмотря на то, что не очень хорошо характеризуют развитие, там, не знаю, инженерных профессий, я свято верю, что за этим будущее. Потому что мы очень многое, к сожалению, упустили здесь, в рекламе этих профессий. Потому что, ну, на что сейчас смотрит молодой человек. Если я, например, там, блогер, или у меня там что-то в интернете, я инфобизнесом занимаюсь, я могу, иллюзия как бы, я бы так сказала, некая, зарабатывать какие-то несусветные миллионы, а для того, чтобы я получал там более или менее адекватные деньги на инженерной профессии, мне надо пахать и пахать, учиться кучу времени, и потом не факт, что я их получу. Популяризировать эти истории, выходить с ними в школы, создавать совместно с компаниями и государственным бизнесом и коммерческими компаниями, создавать вместе с учебными заведениями вот те же самые инструменты дуального обучения, чтобы ребята могли обучаться не только в учебном заведении, а и приходить на площадку работодателя. Я уверена, что это та тема, которая будет расти дальше, тем более что, ну, например, инженерных профессий – их же великое море. И можно и в космос, и можно и в автопром, и можно и в IT, можно и в стройку, то есть огромное количество, там в архитектуру, да, каких-то вот, и технических, и креативных идей, которые, в общем, в этой профессии можно получить. Петр Кузнецов: Ну, вот, да. Кстати, о рекламе. Мы все-таки должны бороться за престиж профессии, или, как говорится, рыночек, он все порешает, в данном случае, рыночек труда. Может быть, если бы мы когда-то вот так же, искусственным то же образом, боролись за сохранение профессии кучера, может быть, он никогда бы не превратился в таксиста? То есть все, что происходит, это естественно, как ни крути. Виктория Пятница: С одной стороны, естественно. С другой стороны, мы о чем сейчас говорим? Что колоссального количества не хватает вообще, и инженерно-технических работников, и рабочих специальностей. То есть рынок просит, рынок ждет этих специальностей, но у нас, к сожалению, их нет просто. И демография сыграла свое, и ситуации, которые нас окружают. Поэтому, рынок-то хочет, просто профессий нет, людей нет, которые могли бы прийти. Или, как очень часто, правда, говорят, приходят те, которые не хотят, не организованны, не умеют, учиться не хотят. Поэтому это комплексная работа, и, как мне кажется, это важная история на государственном уровне, в том числе, объединять усилия здесь работодателя, учебных заведений, школы обязательно, потому что все растет оттуда. Ведь у нас же не секрет, что до сорока процентов людей, которые приходят обучаться в учебное заведение, среднее, высшее образование, до сорока процентов уходят в другие специальности. Они приходят и сразу не собираются работать по специальности. Петр Кузнецов: Вот. Да. Именно. Вот я как раз об этом хотел поговорить, извините, что перебиваю, сейчас продолжим как раз, что, это приводит еще и к тому, что вот этот дефицит. То, что у нас сегодня совершенно спокойно тот же программист становится водителем, инженер становится барменом, еще какие-то примеры. Кто-то, вдруг фотограф, не знаю, становится совершенно непрофильным. И это никого не удивляет. Вот это все-таки плюс или минус? С одной стороны, трудовая мобильность, какое-то переобучение так или иначе. Но есть и минусы. Виктория Пятница: Соглашусь, что есть и минусы, безусловно, потому что, ну, это как минимум потраченные людьми не просто месяц или два, а годы просто на освоение профессии, которой человек заниматься не собирается. Это во многом, извините, деньги государства или родителей, которые влиты в это обучение, если он на бюджете или на коммерции. Ну, как бы это потерянное время в жизни. Здесь нужна, конечно, система, да, нужна система начальной профориентации в школе, потому что, да, мы туда движемся, да, у нас с этим работают. Но сколько у меня знакомых тех же самых мамочек, которые говорят о том, что детки прошли в школе, например, профессиональную ориентацию с психологом, это одноразовое какое-то мероприятие, вообще не поняли, про что это было. Ну, как бы результат на лице. Мама всегда хотела, чтобы я был, не знаю, финансистом, а у меня душа лежит к ветеринарии, поэтому я пойду и буду финансистом учиться пять лет, а потом открою ветеринарную клинику. Ну, это в лучшем случае, а в худшем пойду работать бухгалтером и буду всю жизнь несчастлив. Поэтому здесь очень много таких моментов. Нужна, во всем нужна система. Во всем нужна система, абсолютно, вот от самых начальных, в пятом-шестом классе уже можно спокойно работать с детками с точки зрения их профессионального направления. Не профессии, а именно профессионального направления, в котором им здорово. И тогда мы просто снизим количество людей, которые пошли непрофильно учиться и, в свою очередь, пошли потом непрофильно работать. Петр Кузнецов: И всю жизнь потом себя еще. Спасибо большое! Виктория Пятница, управляющий партнер развивающего пространства для HR-руководителей и специалистов и ее комментарии.