Уроки музыки
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/uroki-muzyki-93192.html
Петр Кузнецов: С нами на связи Наталья Ванеркина, директор Чебоксарской детской школы искусств №1. Наталья, доброе утро!
Мария Карпова: Здравствуйте, Наталья!
Наталья Ванеркина: Да, добрый день, здравствуйте!
Петр Кузнецов: Поговорим о том, как это все работает в регионах. Расскажите коротко о школе, секциях, отделах, ну, особенно, конечно, о музыкальной. Просто, когда мы говорим «детская школа искусств», как правило, это не только музыка, это искусство.
Наталья Ванеркина: Да, все верно.
Петр Кузнецов: Расскажите.
Наталья Ванеркина: У нас есть еще хореографическое, художественное, театральное отделения и эстетическое, это когда мы представлены в общеобразовательных школах в начальных классах. Когда мы говорим о музыкальном направлении, необходимо сказать, что у нас Россия – уникальная страна. Именно у нас с советского времени трехступенчатая система образования.
То есть, в принципе, те дети, которые обучаются в музыкальных школах, посыл такой, что они должны потом продолжить себя, найти в этой профессии. Конечно, не все дети поступают в музыкальное училище и в консерваторию, но тем не менее, музыкальное образование достаточно востребованное.
И нужно понимать, у нас на данный момент есть разделение предпрофессиональных программ и общеразвивающих. Вот предыдущий сюжет, который был о музыкальной школе, там все-таки предпрофессиональные программы, и мы тоже, у нас большое количество обучающихся предпрофессиональных. Это 7-8 лет дети учатся, даже большее количество лет.
Есть еще общеразвивающие программы. Это, предположим, 4 года. И многие родители и дети говорят: «Нет, мы хотим просто научиться навыку игры, игре на инструменте. Мы не готовы 8 лет обучаться, 4-5 раз посещать школу». Поэтому тут выбирают родители и дети, конечно, исходя из тех предпочтений, которые у них есть.
Петр Кузнецов: Современные методики, что появляется? Какие возможности, какие оснащения классов есть сейчас?
Наталья Ванеркина: Вы знаете, оснащение классов есть, музыкальные инструменты. У нас вот был национальный проект «Культура», в рамках которого практически, я думаю, все школы музыкальные и школы искусств были оснащены новыми музыкальными инструментами.
Что касается инноваций, ну, предположим, сольфеджио, это сложный предмет. Вот в нашей школе у нас замечательные преподаватели, они преподают вот этот предмет, ну как сказать, есть такая игровая форма. Собираются команды. И дети, тем, которым сложно, они подтягиваются под тех, которые знают ответ. Ну что-то вроде КВНа проводят.
Поэтому мы закупили даже цифровое пианино, изготовили различные карточки, стенды, чтобы детям было легко, как сказать, в игровой форме изучить этот предмет, потому что этот предмет, вы знаете, сложный.
Конечно, если мы говорим о предпрофессиональных программах, там, конечно, это индивидуальные занятия, там нет такой вариативности. Поэтому все-таки детям приходится всегда учиться с преподавателем непосредственно в личном контакте.
Надо сказать, что вот именно в нашей школе, да, у нас преподает 4 преподавателя, которые получили Президентскую премию, это порядка 500 тысяч рублей каждый. То есть государство, на самом деле, вкладывается в музыкальное образование. А вот поиск новых инноваций зачастую зависит, как бы, и от учреждения.
Вот, к примеру, мы дважды выигрывали грант Президентского фонда культурных инициатив. Первый проект – мы создали фолк-мюзикл, это, то есть были у нас вокалисты, театралы, хореографы. Это было, конечно, в течение года дети занимались, тему мы взяли русского фольклора. Мы живем в чувашской национальной республике.
Петр Кузнецов: Да-да-да-да-да, богатый край.
Наталья Ванеркина: И, конечно же, это было потрясающая, хорошая постановка. Мы потом еще демонстрировали эту постановку для всех школьников города. Действительно, очень достойный проект.
Затем мы второй проект написали, тоже грант выиграли и создали оркестр, сводный оркестр русских народных инструментов. 90 человек, все молодые, ну вот, мальчишки, девчонки. Костюмы закупили, закупили музыкальные инструменты. Вот это все, конечно, инновационное, потому что ребятам, ну необходимо, конечно, нам меняться, и преподавать так, как интересно ребятам.
Петр Кузнецов: Вот по поводу интереса…
Наталья Ванеркина: Мы ищем формы такие новые для преподавания.
Мария Карпова: А вот что касается, ну просто многие вспоминают про музыкальную школу, как… с содроганием, например, наш телезритель из Псковской области: «Бедные дети. Это должно быть призванием». Действительно считается, что детей, ну, во всяком случае, раньше считалось, нужно заставлять сидеть за фортепиано.
Петр Кузнецов: Потому что считается, что они сами еще не знают, что это призвание.
Мария Карпова: Да, да. Как-то в этом плане меняется подход к музыкальному образованию?
Наталья Ванеркина: Вот, смотрите, в этом плане, наверное, в силу того, что я эффективный молодой руководитель, я своим преподавателям, есть возрастные преподаватели, я говорю: «Вы должны все-таки меняться». Ну, понятно, что не каждый, к сожалению, ребенок дома готовится. Ну давайте будем немножко, как сказать, тоже меняться под новый мир.
Поэтому, конечно, необходимо делать домашнее задание. Самое главное, родители и дети должны понимать, что это не кружок, что это школа. Я всегда говорю на родительских собраниях: «Ребенок у вас обучается в двух школах: в общеобразовательной и вот в музыкальной школе. Поэтому тут нужно сразу».
Ну, как правило, на первом-втором году уже дети понимают, насколько, свои силы взвешивают. И, конечно же, бывает, когда у ребят пубертат, желание бросить. Мы всегда идем навстречу, ну, в общем, всегда находим такой компромисс, чтобы дети закончили и получили, ну, 7-8 лет учиться и бросить на последнем году, мне кажется, это просто не очень хороший вариант. Поэтому мы находим формы, ищем подходы к детям.
Петр Кузнецов: Вот, наверное, финальный вопрос будет как раз по формам. Как часто меняется, или приходится менять программу, когда классика, вот эти академические традиции, они должны впускать вот все то, что сейчас новое есть на сцене, скажем так, а… ну, как же это помягче сказать, приходится играть в упрощение музыки.
Наталья Ванеркина: Вот как раз, если мы занимаемся по программе ФГД, мы можем в дополнительную вариативную часть внести, но здесь четкие стандарты, репертуары. Здесь все-таки нужно понимать, что мы находимся в доме академического классического образования. Если же это общеразвивающая программа, то да, тут, конечно, есть поле для вариаций, вот так скажем.
Петр Кузнецов: Да. Наталья, еще, пожалуй, финальный вопрос. Можно ли предположить, что ваши главные конкуренты сейчас за внимание ребенка – это спортивные секции? И с ними приходится вот так вот…
Наталья Ванеркина: Я бы так не сказала, потому что это совершенно… У нас есть дети, которые занимаются и спортом, и творчеством, и в школе успешные. Действительно, есть такие дети. То есть здесь предпочтения родителей, предпочтения детей. Поэтому я совершенно не вижу здесь конкуренции, нисколько.
Мария Карпова: Спасибо большое.
Петр Кузнецов: Скорее, симбиоз, да.
Мария Карпова: А что, в кофр с гитарой положил кроссовки, нормально.
Петр Кузнецов: Да я как-то вот, у меня перед глазами та самая история, когда идет со скрипкой несчастный, а там ребята во дворе в футбол играют.
Мария Карпова: Ну это у тебя какие-то устаревшие, мне кажется, да.
Петр Кузнецов: Ну, устаревшие, да. Ну, собственно, мы это развили все.
Мария Карпова: Из твоего владимирского детства.
Наталья Ванеркина: Ну, вы знаете, я, конечно, такое слышала от преподавателей, что да, вот они хотят на танцы, им бы всем в танцы, либо туда побежать, вот какое-то. Есть такое, но, я думаю, в любом случае, тут позиция родителей очень важна. Я всегда говорю, что у нас в центре ребенок, а вот мы, как два ангела, преподаватель и родитель. Если мы смотрим в одну сторону, значит, будет успех, будет результат.
Петр Кузнецов: Спасибо вам большое!
Мария Карпова: Спасибо большое!
Петр Кузнецов: Успехов вам, да, благодарим.
Наталья Ванеркина: Спасибо.
Петр Кузнецов: Наталья Ванеркина, директор Чебоксарской детской школы искусств №1.
Я так понимаю, телезрители, да, с нами на связи сейчас? Или я что-то… нет, да?
Мария Карпова: «Низкий поклон преподавателям музыки», читают ведущие, пишут наши телезрители. Правда, вот написали, что зарплаты маленькие.
Петр Кузнецов: Есть такое, да. Так, «в советское время музыкальные школы были широко распространены», Игорь: «Мне всегда нравится слушать магнитофон и пластинки», это не считается за музыкальное образование. Или считается? Будем, засчитываем?
Мария Карпова: «Мой старший сын…». Смотря что слушаешь. «Мой старший сын ходил в музыкальную школу на баян. Как только началось сольфеджио, бросил. Сейчас играет на гитаре, дедовой гармошке и губной гармошке, самоучка. Дома поем песни, когда хорошее настроение». Прекрасно, тоже пригодилось, да?
Петр Кузнецов: «Музыкальное образование развивает детей», – пишут нам из Москвы. Давайте эту тему продолжим. Елена Сухарева с нами на связи, руководитель фортепианного отдела детской музыкальной школы имени Мусоргского, Зеленоград. Елена Евгеньевна, доброе утро!
Мария Карпова: Здравствуйте!
Елена Сухарева: Здравствуйте! Доброе утро!
Петр Кузнецов: Давайте сразу начнем с вашего направления. На что делается главный акцент в вашем преподавании? Мы об этом вот с предыдущим гостем поговорили. Это все-таки техника, это художественная выразительность, как всестороннее развитие? Какие задачи?
Елена Сухарева: Знаете, задач очень много. У нас действительно всестороннее развитие личности, потому что игра на фортепиано требует особых умственных затрат. Это развитие интеллекта, это развитие мозговой деятельности, это развитие памяти, логическое мышление, образное мышление, художественный вкус. Мы все это развиваем.
Я думаю, что задач очень много. Для того, чтобы выучить произведение, мы начинаем с азов, мы начинаем с разбора, мы соединяем две руки, у нас очень много задач, которые и в правой, и в левой руке. Мы все это соединяем, затем мы работаем над художественным образом. Это подсоединение и живописи, архитектуры, литературы.
То есть мы все время в комплексе об этом говорим. Мы вспоминаем, как жили композиторы, на чем они играли, для каких инструментов они сочиняли, для того, чтобы более достоверно передать все на нашем инструменте. А наш инструмент, он очень обладает большими возможностями, потому что рояль – это король всех музыкальных инструментов, и мы можем передать абсолютно все и звуки, и настроения. Даже целый оркестр мы можем изобразить на нашем инструменте.
Поэтому мы, естественно, пытаемся развивать наших детей в комплексе.
Петр Кузнецов: Маша.
Мария Карпова: Ну, я не знаю, я, наверное… Ну, хорошо, я просто, исходя из этого…
Петр Кузнецов: Передумала, она хотела записаться на учебу.
Мария Карпова: Вот, именно, про это. Исходя из этого, сложно ли, ну, наверное, сложно, но возможно ли взрослому человеку, уже сложившемуся, уже не с таким свежим мышлением, возможно, как у детей, научиться играть на фортепиано?
Елена Сухарева: Конечно. Вообще сейчас преград для этого абсолютно никаких нет. Вот, например, в нашей школе есть внебюджетное отделение, где любой желающий любого возраста может прийти и попробовать научиться игре на фортепиано. Мне кажется, что возможности для этого, это, главное, наверное, еще зависит от самого желания человека, который хочет научиться на фортепиано играть, и, естественно, педагога, который может заинтересовать, привлечь, рассказать об этом инструменте так, что сам человек в любом возрасте захочет играть на нем.
Петр Кузнецов: Елена Евгеньевна, а с каким запросом сегодня приходят родители или дети? Ведь бывает, что, наверное, и от самого ребенка уже идет запрос, родитель лишь посредник.
Елена Сухарева: Вы понимаете, что, когда они к нам поступают, им всего от 6 до 9 лет, да, которых мы детей принимаем на бюджетное отделение.
Петр Кузнецов: Все равно желание должно быть.
Елена Сухарева: И сами дети еще не могут решить этот вопрос, кем бы они хотели быть, на чем бы они хотели играть. В основном, это посыл родителей, это их желание, это их воплощение каких-то своих идей, своих возможностей. И они хотят это реализовать на фоне своего ребенка.
Поэтому я думаю, что дети приходят все совершенно одинаковые, а родители уже хотят, вот этот ребенок, вот мой ребенок будет играть на фортепиано, у кого-то хочет играть на скрипке. А дальше уже, когда ребенок вырастает, и, скорей всего, в старших классах это уже чувствуется, кем же он будет дальше.
Поэтому, ну, у нас есть две программы, как уже говорили предыдущие спикеры наши, у нас есть предпрофессиональная программа обучения и общеразвивающая. То есть предпрофессиональная программа, она требует более таких серьезных затрат и времени, и возможностей. Мы изучаем более большие произведения, более крупные произведения. То есть у нас требование к программе более такое активное.
А есть общеразвивающая программа, куда могут приводить любых детей, и мы просто пытаемся привить любовь к музыке. Мы учим их выступать, мы учим их, ну, то есть у нас концертная деятельность также активная. Эти дети так же принимают участие во всех конкурсах, концертах.
То есть это не значит, что они хуже, нет, ни в коем случае. Но просто здесь более, наверное, адаптированная программа обучения. И, конечно же, важно просто привить любовь к фортепиано, к музыке.
Петр Кузнецов: Финальный как раз, я думаю, Елена Евгеньевна. Вот Маша говорила об умениях детей. Есть мнение, что современного ребенка, рожденного с телефоном, учить сложнее по понятным причинам.
Елена Сухарева: Я согласна.
Петр Кузнецов: Но вот что говорит директор Гнесинки, натолкнулся на его интервью: «А я считаю, что дети, наоборот, стали быстрее соображать. Еще они умудряются решать трудные задачи в более раннем возрасте. Например, сейчас наши ученики играют произведения такого уровня сложности, которые предыдущие поколения играли, когда были на 2-3 года старше». Вы что-то подобное замечаете?
Елена Сухарева: Вы знаете, я не думаю, что это связано именно с возможностями интернета, телефона. Я думаю, что просто век идет вперед, и, естественно, мы развиваемся гораздо, и наши дети развиваются гораздо быстрее. А интернет нам помогает в чем? Что мы можем гораздо больше информации черпать.
Например, на уроках, вот у меня на уроках, когда мы выбираем произведение, я обязательно пользуюсь услугами YouTube для того, чтобы послушать, а как же играли великие пианисты то или иное произведение? Это очень помогает в развитии, в отношениях, в создании художественного образа.
И вообще это просто заинтересовывает. То есть, когда ты слышишь, как играет Плетнев, естественно, ребенок говорит: «Да, я хочу играть так же». То есть в этом есть польза и в этом есть смысл. Но когда ребенок приходит на урок и все время сидит в телефоне, и просто там у него игрушки, я считаю, что это, ну, никак не развивает, естественно.
То есть, понимаете, здесь двоякое мнение может быть на этот счет.
Петр Кузнецов: И ваше мнение относительно дистанционных занятий. Можно ли заменить физическую музыкальную школу уроками по Zoom, с помощью видеоуроков?
Елена Сухарева: Дело в том, что, как вы помните, у нас был период пандемии, когда мы все занимались именно, да, дистанционно. К сожалению, эти дети вот сейчас показывают, что вот этот период, он, конечно же, немножко просел в плане развития. Потому что одно дело, когда у тебя есть живой контакт с педагогом, когда ты видишь, как он тебе показывает, потом у тебя есть ощущение живого звука инструмента.
Петр Кузнецов: Да, да, кстати.
Елена Сухарева: То есть погружение в этот инструмент. И я очень люблю за вторым инструментом играть. И поэтому мои дети всегда слышат, как должно быть. То есть мы отрабатываем это. И я думаю, что живое общение ничем не заменить.
Конечно, это, как форма определенная, да. Вот, например, когда ребенок болеет, я всегда не против онлайн-уроков для того, чтобы они просто не пропадали. Но на этих уроках мы больше отрабатываем технические какие-то моменты. А вот все, что касается художественной сферы, это, конечно, желательно, чтобы мы были в контакте с ребенком.
Петр Кузнецов: Спасибо вам огромное!
Мария Карпова: Спасибо!
Петр Кузнецов: Мы желаем вам успехов и много талантов под вашим крылом. Ну и, конечно, терпения всем участникам этого процесса, без него никуда. Спасибо большое!
Елена Сухарева: Спасибо!
Петр Кузнецов: Елена Сухарева, руководитель фортепианного отдела детской музыкальной школы имени Мусоргского, город Зеленоград.