Мария Карпова: Елена Приступа с нами на связи, доктор педагогических наук, профессор, директор Института развития, здоровья и адаптации ребенка. Елена Николаевна, здравствуйте! Елена Приступа: Здравствуйте, Мария, Антон! Антон Липовский: Здравствуйте! Мария Карпова: Елена Николаевна, а что вот у нас произошло с традиционной передачей знаний? Антон Липовский: Вообще происходит, да. Мария Карпова: Бытовых знаний внутри семьи, что вот понадобился такой специальный курс для будущих родителей? Елена Приступа: Отметим, что государственная семейная политика Российской Федерации направлена на поддержку института семьи. И, безусловно, наша задача, как педагогов, формировать ценности и отношение к такому важному феномену, как семья. Семья многодетная, семья, где крепкие детско-родительские отношения. И, безусловно, наша система образования направлена на то, чтобы создавать условия для того, чтобы эти ценности, отношения формировались. Определим, что Конституция Российской Федерации, 809-й Указ, где одной из 17 ценностей является крепкая семья, Концепция развития воспитания в Российской Федерации, стратегия «Десятилетие детства», все эти документы направлены на то, чтобы институт семьи в Российской Федерации имел такую модель, которая связана с осознанными родительскими отношениями, где папа и мама заботятся о детях и прочее. Но нужно учитывать, что на каждом возрастном этапе есть своя специфика. И в частности, в школах, и даже в вузах, когда речь идет о мерах социальной поддержки студенческих семей, и молодых родителей, направлена на то, чтобы эти компетенции связаны были со знанием о психологии детско-родительских отношений, о финансовых вопросах, об экономике, о разрешении конфликтных ситуаций в семье и так далее. Мария Карпова: Да, Елена Николаевна, ну извините, перебью. Ну а вот там любви, ответственности, терпению, вообще основам семейной жизни разве этому можно научить в аудитории? Не рискуем ли мы получить обратный эффект – такое формальное отношение к очень личной теме? Елена Приступа: Ну, конечно же, это не формальные отношения, это воспитательная работа. И что такое воспитание? Это передача опыта от одного поколения к другому поколению. И мы передаем знания, мы формируем ценности семьи, ценности отношений, ценности ребенка и так далее. Поэтому, когда речь идет, например, о школьном возрасте, в разных регионах уже накоплен опыт реализации курса. Это не учебная деятельность, а внеучебная деятельность. Для того, чтобы уже, начиная с первого класса, было представление о семье, о своем роде, о взаимоотношениях к папе и маме, о взаимоотношениях между братьями и сестрами. Это очень важные вопросы, особенно в той ситуации, когда не всегда у детей есть положительный опыт перед глазами. И наша задача – сохранять традиции семьи, их передавать, их воспитывать, о них говорить, формировать положительное отношение. Ведь есть критические точки этого процесса, это дошкольный возраст и это возраст подростковый. И когда речь идет о курсе, то, допустим, моя семья отрабатывается, и апробируется в регионах этот курс, мы ориентированы именно на формирование ценностей. Конечно же, это не академические знания, за них мы оценку не получаем. Но речь идет именно о том, что формируется представления, ориентация и отношения именно в интерактивных формах, игровой форме, обсуждениях, диалоге, когда мы уточняем и узнаем мнение наших детей. Конечно же, это только активный формат обучения, работы, и вообще в целом воспитательной работы. Мария Карпова: Елена Николаевна, вот вы говорите: «Передача личного опыта». А какая-то научная база же должна тоже быть у таких занятий? Елена Приступа: Безусловно, есть определенная психология семейных отношений, есть психология общения, экономика семьи, финансовая грамотность, культура семьи, родовая история. У каждого этого направления есть своя методология, свои закономерности, свои исследования. Это не просто инициативы, которые внедряются в образовательных организациях, в школах, в дополнительных учреждениях, в высших профессиональных организациях. Это научно обоснованная и утвержденная технология передачи знаний от поколения к поколению. Это не столько личный опыт, сколько социальный опыт. И важно, чтобы наши обучающиеся, наши студенты, наши школьники имели положительное отношение к семье. И, когда наступит время формировать свою семью, мы переходили от добрачных, предбрачных отношений к брачным отношениям, чтобы сохраняли супружеские связи, чтобы умели решать конфликты, чтобы они были готовы к тому, чтобы рождались дети в семьях, чтобы их воспитывать. И ситуации бывают разные. Ведь самое главное для человека – это ценность жизни, это ценность семьи, это ценность знаний. И эти ценности нужно формировать и развивать. Антон Липовский: Спасибо большое! Мария Карпова: Спасибо большое, Елена Николаевна! Елена Приступа была с нами на связи, доктор педагогических наук, профессор, директор Института развития, здоровья и адаптации ребенка. Антон Липовский: Благодарим вас. Мария Карпова: Ну правда, мне вот стало гораздо понятнее. Антон Липовский: О том, как формируется программа, да? Мария Карпова: И, ну я думаю, что мы успокоили многих наших телезрителей, кто скептически относится к этой программе, что все-таки это не совсем такое формальное отношение. Никто оценки не будет за это выставлять. Очень забавное сообщение, не скажу, из какого региона: «Уроки совместно клеить обои в общежитии, это целый семинар может быть». Ну да, кто прошел ремонт, какие пары прошли ремонт, тем уже ничего не страшно. Антон Липовский: Слушай, а сообщение из Архангельской области: «Уже в школе семейной жизни хватануть можно, потом совсем не интересно будет». Мария Карпова: Да-да-да. Антон Липовский: Ну, вы знаете, тут все-таки есть ограничения по возрасту, есть корректировки возрастные, о чем сейчас мы разговаривали. «Уроки семейной жизни в школе – это полный бред», вот так считают в Нижегородской области. Ну разные сообщения. Мария Карпова: И вот три темы, которые бы наши телезрители из Московской области ввели бы в такую программу, очень важные и очень нужные темы: «Ценность семьи: необходимость или прихоть». Это первое. Второе: «Мужские и женские роли в семье: сходства и различия». Это второе. И третье: «Ожидания мужчин и женщин от семьи: сходства и различия, мечты и ответственность». По-моему очень… Антон Липовский: Хорошие. Мария Карпова: И очень, я бы даже сказала так, по-научному. Антон Липовский: По драматургии тоже полностью согласен, и со смысловым наполнением. Пермский край: «Лучший учитель – это родитель. Если не научит родитель, жизнь научит, но это больнее». Кстати говоря. Мария Карпова: Да. Антон Липовский: Вот я про родителей тоже здесь как раз-таки думал. А не пойдет ли эта программа вразрез с какими-то родительскими? Вот тоже интересно, да? Ведь все зависит от семьи, надо делать корректировку, а из какой семьи пришел ребенок, да? То есть как он эту программу будет воспринимать. Ну действительно, очень тонкий момент. Мария Карпова: Да. Спасибо большое за ваше мнение, за ваши сообщения. У нас далее Эдуард Каневский.