Валентин Синицын: Электромагнитное излучение современных компьютеров ничтожно
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/valentin-sinicyn-elektromagnitnoe-izluchenie-sovremennyh-kompyuterov-nichtozhno-72041.html
Антон Липовский: Валентин Евгеньевич Синицын с нами на связи, профессор, руководитель отдела лучевой диагностики Медицинского научно-образовательного центра МГУ имени Ломоносова, президент Российского общества рентгенологов и радиологов.
Анастасия Семенова: Здравствуйте, Валентин Евгеньевич.
Антон Липовский: Мы вас приветствуем.
Валентин Синицын: Здравствуйте, здравствуйте.
Антон Липовский: Ну вот, у нас есть с вами пять минут для того, чтобы разоблачить вот этот миф или не миф. Давайте начнем с телефонов и гарнитур. Действительно ли есть излучение? Оно на нас действует? И если да, то как?
Анастасия Семенова: И вот сейчас вы же с нами общаетесь через камеру?
Валентин Синицын: Через камеру, но камера не мобильный телефон. Ну давайте по порядку, вот как вы спросили.
Конечно, проблема. Телефоны и гарнитуры используют электромагнитное излучение, у него есть определенная частота и мощность. И любые излучения обладают биологическим эффектом, это хорошо известно. Вот в области медицины мы работаем вместе с электромагнитным излучением. Наверное, многие знают, что есть такой прекрасный метод диагностики, как магнитно-резонансная томография. Там используется радиочастотное излучение. Помимо магнитного поля, там используется достаточно мощное излучение. Поэтому мы это знаем.
И потенциальный вред от мобильных телефонов обсуждается давно, но (я слышал обсуждение до этого) мощность эта контролируется, но есть большое отличие. Так называемое ионизирующее излучение от радиоизотопов, например, или рентгеновское – оно другое, оно вызывает разрыв цепочек ДНК, повреждение клеток. Все-таки электромагнитные излучения, радиочастотные, они таким действием не обладают. Но их основное действие… Там много есть аспектов действия, но все-таки самое понятное – это нагрев тканей.
Опять же, была тема микроволновых печек, да? Это нагрев тканей. И вы были совершенно правы, что были работы, когда пытались, не знаю, мышей облучать мощными полями, и у них были какие-то проблемы со здоровьем. Но все-таки в телефоне тоже это контролируется, есть международные стандарты по электромагнитным излучениям. И скажем так, что не доказано, что мобильные телефоны и гарнитуры (у гарнитур Bluetooth гораздо меньше излучение) наносят вред.
Но, если кому интересно, вот я специально… Я много раз на эту тему говорил. Это не ерунда. Если вы посмотрите сайт Всемирной организации здравоохранения или Международного агентства по атомной энергии, или Роспотребнадзор этим занимается, все международные раковые общества упоминают и предоставляют информацию о потенциальном вреде электромагнитных излучений, включая сотовую связь и гарнитуры.
Ну так вот, короткий ответ, что вреда нет, вред не доказан, но все-таки… Вот о чем я слышал? Тоже некоторые телезрители говорили. Все-таки рекомендуется не висеть постоянно на телефоне. И желательно пользоваться проводными гарнитурами. То есть мощность очень быстро падает, как вы только телефон от себя отдаляете. То есть когда оно уже от вас на расстоянии полуметра, то мощность электромагнитного излучения падает во много раз, в разы, чем когда вы держите у уха. Поэтому гарнитуры и громкая связь, если вы очень много говорите, лучше пользоваться ими.
Антон Липовский: Вот! Гарнитура спасает.
Валентин Синицын: И учитывая, что наушники Bluetooth, они чудесные, и у меня такие же, но проводные наушники лучше. Это если про телефон.
Антон Липовский: А сами наушники никакого вреда не приносят? Ну, мы так понимаем.
Валентин Синицын: Наушники вреда не приносят, хотя они тоже используют излучение электромагнитное, но оно гораздо слабее, чем то, которое излучает телефон. Поэтому наушники – нет.
Анастасия Семенова: Так, с телефонами и наушниками разобрались. Офисный работник, компьютер – как быть тут?
Валентин Синицын: Вы знаете, компьютер вообще ничего… Вы знаете, это очень старая история, поскольку я давно работаю в медицине, ну и вообще давно живу. И когда я был молодым человеком, значит, мы все помним, были телевизоры с кинескопами, с мониторами, с вакуумными трубками.
Антон Липовский: Конечно.
Валентин Синицын: Вот это оттуда. И мы все сидели… И у компьютеров были такие же мониторы, которые излучали, да, там было электромагнитное излучение. Но сейчас все телефоны, все телефоны… извините, не телефоны…
Анастасия Семенова: Компьютеры.
Валентин Синицын: …экраны компьютеров, они жидкокристаллические, поэтому от них излучение ничтожное. Это просто свет, и все. Там есть электромагнитное излучение, но это не кинескоп вакуумный. Поэтому это общий просто вред, сам по себе вред – сидение перед экраном, зрение, усталость, вот это все.
Анастасия Семенова: Ну, в совокупности.
Валентин Синицын: Вот это все, но не излучение.
Антон Липовский: Да, с этим разобрались. Просто надо делать перерывы. Валентин Евгеньевич, а вот по поводу микроволновок? Отдельно я видел исследование про индукционные плиты, микроволновки и, по-моему, еще… Господи, охлаждают помещение. Забыл слово…
Анастасия Семенова: Кондиционеры?
Антон Липовский: Кондиционеры! Вот, да.
Валентин Синицын: Ну, смотрите. С кондиционерами – это вообще не та тема, там индукция электромагнитная очень маленькая. А с микроволновками – да, там очень большая мощность электромагнитного излучения, гораздо выше, чем у сотового телефона. Но микроволновки же появились очень давно, в середине XX века они появились за границей.
Антон Липовский: В середине прошлого века.
Валентин Синицын: Все это излучение сконцентрировано в этой железной коробки. И вы видели экран микроволновки – там сетка стоит. То есть не выходит это излучение за пределы микроволновой печи, не выходит, и поэтому никаких нет… Естественно, пищу она не заражает. Не образуются в пище – в мясе, в чем угодно – раковые молекулы. Это все… Можно спорить – пища вкуснее, пища не вкуснее. Ну, молекулы пищи начинают вибрировать, тереться, она разогревается, нагревается. Это нагрев. Если вы верите, что такой нагрев делает пищу менее вкусной, чем нагрев на плите электрической или газовой – ну, это уже дело вкуса.
Но не пользоваться, как говорят, что вот если печь сломана, плохо работает… Ну, если она сломана, то она, как правило, не работает. Если у нее в корпусе, не знаю, дырка, то вы не будете ею пользоваться. Поэтому я не слышал таких вещей, чтобы микроволновая печь была сломана, и она работала на нагрев пищи. Вот про это сейчас мало говорят. Больше разговоров, вы совершенно правы, про сотовую связь. И, кстати, схожая тема – вышки сотовой сети.
Анастасия Семенова: Да-да-да.
Валентин Синицын: Их тоже очень многие боятся. Ну, здесь, опять же, такая история: у них достаточно мощное излучение, но здесь нас защищает расстояние. Я уже говорил, что очень сильно падает мощность с расстоянием. Поэтому все-таки, уж если чего-то боятся, то мне все-таки кажется… ну, не кажется, а это известно, что все-таки больше излучения мы получаем от мобильных телефонов, если вы часами держите его около уха и разговариваете. Вышки сотовой сети все-таки от нас расположены далеко – это десятки и сотни метров, и мощность излучения падает в разы. Ну, не в разы, в десятки раз. Поэтому это не опасно.
Анастасия Семенова: Можно вот вопрос от телезрителя? МРТ и рентген. Почему вот говорят, что раз в полгода можно? Действительно ли… Ну, вы об этом чуть-чуть сказали.
Валентин Синицын: Нет, нет, нет.
Анастасия Семенова: Нет?
Валентин Синицын: Это совершенно…
Анастасия Семенова: Миф?
Валентин Синицын: Опять же, это не медицинские вещи, не профессиональные. Это кто-то кому-то сказал. Действительно, есть… МРТ – там вообще нет излучения. МРТ можете делать хоть каждый день. Но, знаете, я всегда говорю: и МРТ не надо делать каждый день или не каждый день, а нужно делать тогда, когда нужно. И рентгеновский метод, если пациенту нужно делать, не знаю, чаще этот метод, то мы его делаем чаще. Общее правило: польза должна быть больше предполагаемого вреда.
Анастасия Семенова: Ну понятно.
Валентин Синицын: Все медицинские приборы безопасные, но… Например, профилактические исследования, низкодозные, они есть. Например, профилактические исследование, как правило, раз в год. Такие нормы есть, но это говорится о профилактических исследованиях здоровых людей. А если вы болеете, то делают то исследование, которое нужно. Там таких норм нет.
Анастасия Семенова: Ну понятно. Взвешивать все надо.
Антон Липовский: Понятно. Спасибо.
Анастасия Семенова: Спасибо большое.
Антон Липовский: Спасибо. Валентин Евгеньевич Синицын с нами был на связи, профессор, руководитель отдела лучевой диагностики Медицинского научно-образовательного центра МГУ Ломоносова, президент Российского общества рентгенологов и радиологов. Мы благодарим вас.
Анастасия Семенова: Спасибо вам большое.