Валентина Красникова: Для ребёнка работа по дому – это должна быть награда
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/valentina-krasnikova-dlya-rebyonka-rabota-po-domu-eto-dolzhna-byt-nagrada-65187.html
Петр Кузнецов: У нас сейчас на связи Валентина Красникова, она мега-мама. Я не могу в это поверить, но тем не менее, мы сейчас все это выясним, у нее 17 детей.
Мария Карпова: Ничего себе!
Петр Кузнецов: Она общественный деятель и еще автор системы как раз тайм-менеджмента для женщин. Валентина, здравствуйте!
Мария Карпова: Валентина, здравствуйте!
Валентина Красникова: Доброе утро всем! Здравствуйте!
Петр Кузнецов: Давайте вот с этой ситуации сразу вот начнем? А то забудем про нее. Значит, дочке 15 лет, да? Самый такой трудный возраст, наверное, не только для девочки, но и для мальчика. Любое привлечение к домашним делам воспринимается в штыки, невозможно оторвать от телефона.
Я думаю, что наша телезрительница, надо полагать, что телезрительница не единственная такая. Что бы вы посоветовали?
Валентина Красникова: Ну, первое – начинать всегда с начала. Я – автор системы «Организованный ребенок, или Дети могут все», в первую очередь.
Петр Кузнецов: Да.
Валентина Красникова: Дети реально могут все. Более того, дети все хотят. И здесь конструкция просто вот, если про подростка говорить, то немножко перевернутая конструкция с ног на голову. Потому что попытка родителей в 15 лет очнуться и сказать: «Ой, слушай, давай-ка ты будешь любить вытирать пыль, мыть посуду и убирать свою комнату», она не работает.
Потому что работа, если мы говорим об обучении социально-бытовым навыкам, работа по дому, вот бытовая работа: мыть посуду, убирать за собой что-то и так далее, это должна быть награда. Вот в моей системе, в моем подходе работа – это всегда награда, потому что ребенок хочет.
Пока он маленький, он хочет делать все. Он хочет взрослым подражать, для него нет трудных задач, он уверен в своих силах, он инициативен. И мы, систематически допуская ошибки в воспитании и обучении этим процессам, мы эту инициативу убиваем, подавляем. И … потом имеем в 15 лет вот этих инфантильных подростков.
Мария Карпова: Валентина!
Валентина Красникова: Вот что делать с этим подростком 15-летним? Конечно, не начинать. Безусловно, поздно начинать с уборки комнаты. Это ему не интересно. Работа должна быть интересной. Это эффект Тома Сойера. Помните, как он красил забор?
Петр Кузнецов: Да.
Валентина Красникова: Ему несли все.
Петр Кузнецов: И заработал еще на этом, да.
Валентина Красникова: Вот так нужно выстраивать взаимодействие с детьми. И к подростку, конечно, мы заходим с операций более сложного уровня. То есть: «О, слушай, классно, давай попробуем, хочешь?». Ну, надо знать, во-первых, что ребенку нравится, безусловно, ему что-то нравится в реальной жизни.
Ну, не может же быть, так не бывает, что у ребенка только гаджет. Ему обязательно что-то нравится в реальной жизни, нужно зайти именно с этого.
Петр Кузнецов: Да, ну хорошо, она скажет: «Хорошо, я уберусь, отпусти меня, не знаю, там, на дискотеку». Куда ходят в таком возрасте?
Валентина Красникова: Нет, мы так вообще взаимодействие не выстраиваем. Мы не играем в шантаж, мы не играем в поддавки с детьми. Эта модель, она сюда совершенно не подходит, потому что мы говорим когда об обучении социально-бытовым навыкам, мы все-таки говорим о характере. Мы говорим о характере успешного человека, который умеет организовать себя, в процессе времени организовать рутину, и он ее не боится. Мы говорим об этом.
И поэтому для ребенка работа – всегда награда. «Вау, ты такой молодец! Вау, ты такой серьезный! Ты можешь это? О, тогда на шуруповерт! О, ты умеешь мыть посуду? Круто, тогда ты сможешь делать это, да? Вот это, вот это и вот это».
И мы немножко, мы должны не смешивать вещи, которые ребенок выполняет, как обязанности, и работа, за которую он может получать деньги. Это тоже разные вещи.
Мария Карпова: «Работа как награда», все-таки я не очень совсем понимаю. Вот ребенок получил в школе пятерку. Приходит, в дневнике эта пятерка, здорово, класс. «Класс! Ты сегодня моешь посуду за это». Так это работает? Или что?
Валентина Красникова: Нет, конечно. Сама работа – награда. Например, в три года ребенок хочет делать все, правда же?
Петр Кузнецов: Да.
Валентина Красникова: Если мы не будем концентрироваться на конечном результате и не говорить: «А ты, блин, это так долго! Ты так плохо моешь посуду! Уйди, разобьешь, прольешь!». На самом деле вот это же убивает инициативу у детей.
Мария Карпова: Да, да, да.
Валентина Красникова: Вот это – концентрация на идеальном результате. Мама спешит, мама замученная, маме быстрее, действительно, сделать все идеально самой. У родителей, на самом деле, нет времени обучать сегодня детей.
Но ребенок в 3, 4, 5, 6, 10 лет, он готов делать все. И ты выстраиваешь систему, как награду. «Вау, ты такой большой! Ну все, сегодня ты уже сам моешь посуду, ты молодец!». Ну еще и аспекты делегирования. Если хотите, я кратко расскажу.
Потому что есть четыре момента, которые очень важно понимать, когда вы передаете обязанности ребенку. Первый момент – это: я делаю, ты смотришь. То есть ребенок смотрит, как я делаю. Он всегда подражатель. И он хочет в этот момент, как мама, делать или как папа, я не знаю, чинить машину.
Второй аспект – мы делаем вместе. И этому времени достаточно нужно уделить, чтоб у ребенка отработались навыки. Третий аспект – ты делаешь, я смотрю. То есть, когда ребенок делает самостоятельно, но мы в этот момент рядом, чтобы, если что, подхватить.
И четвертый аспект – когда мы отпускаем ребенка или говорим, что цикл обучения завершен. Это, когда ты делаешь, я хвалю. Это же тоже очень важно. То есть ребенок делает, я хвалю, и говорю, и всем рассказываю, какой у меня замечательный ребенок, и как он все умеет.
И вот это внутри семьи, когда иерархия, структура карьерная такая, я бы сказала даже выстроена, тогда проблем с инициативой у ребенка нет. И представляете, какого ребенка мы отправляем тогда в школу? Организованного, заряженного. Он умеет собирать портфель, мама не бегает за ним.
Если проведем параллель, дальше вообще стратегию, то это, на самом деле, сотрудник, которого не будут выгонять, потому что он все время забывает. Потому что неряшливость – это приобретенное качество, давайте будем честными.
Петр Кузнецов: Валентина, и еще такой вопрос. К слову о замученной маме, точнее, родителях. Если родители оба работают, вообще нет времени, возможно, нанимают помощницу по дому, ну, они же работают, могут себе позволить. То есть у ребенка нет примера перед глазами, что мама и папа делают то-то и то-то. Получится?
Валентина Красникова: Ну так не бывает, на самом деле. Все равно в выходные они что-то делают, все равно. И ребенок сам инициативу проявит. Надо разделять, когда мы ведем быт самостоятельный, и когда мы обучаем ребенка. Это все-таки немножко разные вещи.
Потому что я, например, свой быт могу схлопнуть до одного часа в день, я это гарантирую своим ученикам. А обучать ребенка – это, конечно, процесс дольше. Ну так возьмите, это прекрасное времяпрепровождение. Вот время на кухне, время домашних забот – это прекрасное времяпрепровождение.
Вместо того, чтобы тащить его в торговый центр, развлекать бесконечно, а вы полепите, действительно, с ним пельмени и пирожки. Он это вынесет из вашего дома. Это наполнит его теплотой и уверенностью. И общностью с мамой – мы делали это вместе. Возьмите выходные на это.
То есть не обязательно … Мы все занятые, деловые.
Петр Кузнецов: Выход всегда есть, да, да, да. И то, что мы заняты, это не оправдание, да.
Валентина Красникова: Главное, чтобы это было в плане. Главное, чтоб вы хотели это делать.
Петр Кузнецов: Спасибо большое за советы!
Мария Карпова: Спасибо!
Петр Кузнецов: Валентина Красникова, общественный деятель и автор целой системы тайм-менеджмента для женщин, прежде всего, для мам.