Анастасия Семенова: Валентина Кульбицкая с нами на связи, председатель Общероссийской общественной организации «Юные инспекторы движения». Валентина, здравствуйте. Петр Кузнецов: Доброе утро. Валентина Кульбицкая: Здравствуйте. Анастасия Семенова: Самый главный вопрос, споров много, – с какого возраста можно ездить на квадроцикле, скутере и мопеде? Споры большие. Валентина Кульбицкая: Ну, на самом деле правила дорожного движения четко это регламентируют. На мопеде, скутере ребенок может ездить только при получении водительского удостоверения. В нашей стране водительское удостоверение ребенок может получить с 16 лет, а обучаться в автошколе и в других спортивных клубах может раньше. Анастасия Семенова: А квадроцикл? Валентина Кульбицкая: Квадроцикл – это уже категория транспортного средства, которая предполагает получение водительского удостоверения категории А. Мопед и скутер, с 2013 года ввели категорию М. Петр Кузнецов: Тоже с 16 все это, да? Валентина Кульбицкая: Да, только после получения водительского удостоверения. Водительское удостоверение с 16 лет. Анастасия Семенова: Прямо ты можешь сесть за руль? Просто сейчас будут многие путать с автомобилем. За руль автомобиля ты можешь сесть только после 18, а мопед и скутер – с 16? Валентина Кульбицкая: С 16. Анастасия Семенова: У нас возник спор, давайте посмотрим видео. Вот есть такая дорога, и там дети передвигаются на квадроцикле. Вот эта дорога считается проселочной? И как быть, законно ли это, или штраф родителям какой-то грозит за такое передвижение? Валентина Кульбицкая: Чтобы четко ответить на этот вопрос, нужно видеть знаки дорожного движения. Но по определенным признакам мы с вами видим, что, скорее всего, это проселочная дорога. Безусловно, выезд на дорогу... Вот ребята едут по обочине, если я не ошибаюсь, на видео видно. Если пересекают дорогу, соответственно, уже едут по дороге. Детям запрещено выезжать на проезжую часть, они должны двигаться либо по обочине, либо по полосе, по которой едут велосипедисты, и, соответственно, по правой полосе. Не разрешено пересекать дорогу по пешеходному переходу, поворачивать налево и т. д. Очень много похожего с правилами для велосипедистов. Петр Кузнецов: Валентина, простите, сейчас прозвучало просто как «можно, но нельзя», «нельзя, но можно». Так вот на конкретном примере, то, что мы сейчас увидели, – можно им ехать или нет? Анастасия Семенова: Если это проселочная дорога. Валентина Кульбицкая: По обочине можно. Петр Кузнецов: Но они явно не по обочине. Валентина Кульбицкая: Если по дороге, то нельзя. А вы видели в этом сюжете, что они пересекают дорогу? Соответственно, они выезжают на проезжую часть, где они могут пересечься... Петр Кузнецов: Так вот то, что они едут, это же как раз и есть дорога. Я просто не совсем понимаю... Анастасия Семенова: Да, т. е. есть какой-то регламент... ? Петр Кузнецов: Это вы считаете обочиной пока еще? Валентина Кульбицкая: Ну, если я... Мне плохо видно... Петр Кузнецов: Можем еще раз показать, коллеги? Валентина Кульбицкая: Да, посмотрите, вот в самом начале сюжета ребенок едет по обочине. Вот в этой части можно. Как только он делает разворот, соответственно, он пересекает... Здесь здравый смысл просто работает... Петр Кузнецов: Вот это обочина? Анастасия Семенова: Да, это обочина, да-да-да. Валентина Кульбицкая: Вот мне видно, что это обочина. Петр Кузнецов: Там потом троица когда, после того как парень сейчас будет... Анастасия Семенова: А вот это новое видео. Валентина Кульбицкая: Вот это да, это уже пересекает. Анастасия Семенова: Уже нарушение. Валентина Кульбицкая: Просто размышляйте с точки зрения, собственно говоря, логики. Вот это нарушение. Петр Кузнецов: Вот, здесь уже дорога. Валентина Кульбицкая: Да, это нарушение. Анастасия Семенова: Подождите, можно/нельзя, я вот сама запуталась – а по полям, по лесам они до 16 лет могут ездить? Потому что есть квадроциклы действительно для детей от 3 до 6 лет, ты легально можешь его купить. Валентина Кульбицкая: По полям и лесам я родителям предлагаю подумать немножко по-другому. В принципе отпускать ребенка самостоятельно в поле, в лес – ну здесь вопрос, надо задуматься: это не то место, где нужно растить в ребенке ответственность, вернее самостоятельность, нужно немножко думать об этом. А с точки зрения правил дорожного движения сама лесная и проселочная дорога опасна, потому что есть естественные неровности, отсутствует покрытие должное... В принципе без присмотра взрослых... Анастасия Семенова: Вот, опять же. У нас есть звонок, Юрий из Иркутской области нам дозвонился, давайте примем его вместе. Юрий, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Анастасия Семенова: Слушаем вас. Зритель: Я бы вот хотел тоже поднять такую тему. Во многих, может, не только в Иркутской области и в Иркутске, как сказать-то... в коттеджных поселках дети буквально, ну вот реально дети, т. е. им видно, что 14, 12... Анастасия Семенова: Ну вот до 18 лет. Петр Кузнецов: Ну вот как сейчас на видео, да? Вы, наверное, тоже с нами смотрели. Анастасия Семенова: Что они творят, что они делают? Зритель: Родители им дают машину, и они ездят на машине, на квадроцикле по поселку. И они считают, что это нормально, тут же типа дороги нету. Они не думают о том, что есть еще более мелкие дети, которые катаются на велосипеде, катаются на самокате, в футбол играют, я не знаю, выбежали на дорогу... Анастасия Семенова: Да, хорошо. Петр Кузнецов: Юрий, чего уж там, мы все, когда учились, ну тоже учились же где-то вот за городом, около дачи... Да, под контролем... Анастасия Семенова: Да, но Юрий против. Спасибо большое. Петр Кузнецов: Да, Юрий, понятно ваше мнение. Валентина, получается так, пункты ГИБДД не расставишь во всех местах, только тут ответственность родителей, тут массовая такая история, что здесь... Анастасия Семенова: Как бороться, если тебе мешают такие дети? Валентина Кульбицкая: Ну, как бороться... На самом деле самое ключевое – это все-таки ответственность родителей. До 18 лет мы несем ответственность за наших детей, в т. ч. если они передвигаются на других видах транспорта. Петр Кузнецов: Да, спасибо. Анастасия Семенова: Спасибо! Петр Кузнецов: Валентина Кульбицкая, председатель Общероссийской общественной организации «Юные инспекторы движения». Вот сейчас ответственность и измерим наших родителей опросом. Анастасия Семенова: Да. «Разрешили бы управлять квадроциклом ребенку до 16 лет?» – «да» ответили 27%, «нет» 73%. Петр Кузнецов: Браво! Анастасия Семенова: Вернемся в начале следующего часа. Петр Кузнецов: Второй час совсем скоро.