Валерий Архипов: Молодёжь очень интересуется процессами старой фотографии, когда нужно плёночку заправить, проявить
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/valeriy-arhipov-molodyozh-ochen-interesuetsya-processami-staroy-fotografii-kogda-nuzhno-plyonochku-zapravit-proyavit-62185.html Анастасия Семенова: Сейчас у нас в студии Валерий Архипов, президент Союза коллекционеров. Валерий, здравствуйте
Валерий Архипов: Здравствуйте.
Анастасия Семенова: Валерий, что вы тут нам принесли? Вы, как всегда, пришли не с пустыми руками.
Валерий Архипов: Это джентльменский набор.
Анастасия Семенова: Немаленький. Фотографии давайте, так как сегодня день фотографии, фотографа, начнем с фотографий. Это все ваши фотографии или нет?
Валерий Архипов: Нет, это не все мои фотографии. На самом деле у нас огромная площадка как бы под эгидой Союза коллекционеров, на которой есть непосредственно отдел, посвященный винтажной фотографии и всем предметам, которые сопутствовали этой фотографии. То бишь это всевозможные фотоаппараты, это всевозможные аксессуары, какие-то химикаты, которые, кстати, того времени.
Анастасия Семенова: Можно показать?
Валерий Архипов: Конечно. Вот 8 копеек стоил вот этот фиксаж, пожалуйста. Да, или этот проявитель – 20 копеек, кстати, это дорогой был достаточно проявитель, по-моему, там серебро еще было.
Анастасия Семенова: А сколько можно было?.. ну я вот не знаю…
Валерий Архипов: Ну это на один замес. Я просто что хочу сказать, я слышал ваших сегодняшних спикеров, ну это в основном профессиональные фотографы. Я хотел сказать, что я знаю сейчас эту тему изнутри, потому что, еще раз повторюсь, у нас вот эта вот огромная площадка на Большой Семеновской, где существует этот отдел. И вот сейчас очень много молодежи интересуется именно процессом фотографии, именно старой фотографии, когда нужно пленочку заправить, проявить, напечатать.
Анастасия Семенова: Это же сейчас редкость.
Антон Липовский: Вот о чем мы говорим. Получается, как ретро-стиль.
Валерий Архипов: Да, совершенно верно. И причем, вы не представляете, это каждый второй. Вы не думайте, что это отдельные какие-то там…
Анастасия Семенова: Исключения, один на миллион.
Валерий Архипов: Нет, нет. Любой молодой человек, заходящий к нам, он обязательно интересуется: «У вас есть фотоаппараты?» Хочу отметить, что в Советском Союзе было изготовлено… то есть вот если, допустим, вот брать этот фотокор, он 1939 года. Конечно, это была редкость в то время, это был довоенный, во время войны они…
Анастасия Семенова: А тогда накрывались?
Валерий Архипов: Нет, почему? Здесь пластина заправлялась.
Антон Липовский: Нет, Настя, накрывались немножечко раньше. В основном, чтобы не продуло, потому что снимок был такой силы.
Валерий Архипов: Он складывается, вот эта вот гармошка, он складывается и получается отдельно вот такая вот коробочка. Я просто что хочу сказать, эти были редкие, а в Советском Союзе то есть массовость фотографии настолько приобрела огромные масштабы, и допустим «Фэд-3» их только у меня, наверное, штук 200. Вы можете себе представить, сколько выпущено было миллионов? Я даже из них сделал такую целую стенку, вот просто там наклеил, приспособил их на стену и получился такой коллаж.
Антон Липовский: А можно задать сразу вопрос, исходя из того, что я сейчас услышал. Вот на сегодняшний день ну не фотографирует ну пожалуй что только тот, кто специально, мне кажется, от этого прямо отказывается. Потому что не только ленивый, да даже ленивый сегодня фотографирует.
Валерий Архипов: Я знаю таких людей.
Антон Липовский: Действительно очень доступная стала техника, можно в любых магазинах цифровой техники на сегодняшний день приобрести. А что все-таки отличает профессионального фотографа просто от фотографа? Фотограф – это любой человек, который регулярно фотографирует, по большому счету?
Валерий Архипов: Ну получается так. В наше время на самом деле это настолько стало банально, фотография, то есть это любой какой-то интересный случай – тут же вокруг масса видео-съемщиков и фотографов, которые тут же щелк-щелк-щелк, и тут же на фоне – селфи.
Антон Липовский: Да даже на телефонах стали ведь неплохие камеры делать.
Валерий Архипов: Очень хорошие, очень хорошие. Вот у меня телефон. Когда я снимаю, у меня спрашивают: «А вы на какую камеру снимаете?». Я говорю: «Это обыкновенный телефон «Samsung»». Ну без рекламы, но на самом деле очень хорошая камера в нем.
Антон Липовский: Просто подход мастера.
Валерий Архипов: Да, но как бы то ни было, фотографом может себя, конечно, назвать каждый, но я считаю, что фотограф – это тот человек, который может вычленить из вот этой вот массы каких-то ситуаций именно ту ситуацию, как вот вы сегодня показывали там козла, или что-то такое ну необычное, и поймать этот момент, поймать тот ракурс.
Анастасия Семенова: Ну чтобы она отличалась от всех.
Валерий Архипов: Конечно, конечно.
Анастасия Семенова: Вроде бы природа, ну природа. И вот сфотографируете вы, сфотографирую я – разница будет. Я так чувствую, вы – так, правильно?
Валерий Архипов: А вот природа. Вот, допустим, природа. И какой-то цветочек растет. И берешь на фоне этого цветочка щелкаешь тот же.
Анастасия Семенова: Сквозь него.
Валерий Архипов: Да, сквозь него.
Антон Липовский: А вот я предлагаю на примере, что называется, на практике. Я сейчас из WatsApp, где просто гигантское количество фотографий, спасибо нашим телезрителям – сыплются. Вот давайте посмотрим фотографию 1938 года с подписью «Моя бабушка и дедушка». Вот это же, правильно, пойман тот самый момент? Посмотрите. Посмотрите, какие эмоции, лица.
Валерий Архипов: Да, да, да. Совершенно верно.
Антон Липовский: Это совершенно точно фотограф?
Валерий Архипов: Да, да. Кстати, я хотел сказать, вы вот в контрасте две фотографии – маленького и взрослого. Я сам лично делал – бешеный успех. Потому что, ну благо у меня есть возможность, я маленький с мишкой сижу, и я нашел такого же мишку и уже большой точно так же прислонил его к себе. И вот так контрастно сделал эти две фотографии и соединил. Это да, здорово получилось.
Антон Липовский: Да, хорошо. Расскажите, пожалуйста, собственно, как правильно подойти к фотографии? Вот человек хочет, например, даже не стать профессионалом, но, например, правильно подойти.
Валерий Архипов: Попробовать.
Антон Липовский: Попробовать?
Валерий Архипов: Хотя бы попробовать. Вот приходящая молодежь, я им просто объясняю банальные моменты. То есть я беру фотоаппарат, открываю его, как он открывается. Говорю, что берете пленочку, вставляете туда. Пленка полностью должна быть герметична от света, потому что она супер-светочувствительна.
Анастасия Семенова: Потому что все потом засветите.
Валерий Архипов: Да, потому что потом все. Даже заправляли, знаете, были такие «рукава». Ну делали куртки, знаете, так вот заворачивали куртки, вставляли в рукава и заправляли эту пленку, чтоб она не засветилась. И вытаскивали точно так же. Вот. Показываю, как он действует, какой затвор, как щелкать, как выставлять выдержку, как выставлять диафрагму. Ну может быть вам эти слова ни о чем не говорят.
Анастасия Семенова: Говорят.
Валерий Архипов: Говорят, да? Ну вот вы знаете, что это за прибор? Опачки! Ну ка?
Антон Липовский: Ну это же со светом связано, правильно?
Валерий Архипов: Со светом, правильно. Ну так мы вообще говорим о фотографии. Этот прибор называется экспонометр. То есть это прибор, на котором стоит светочувствительная пластинка, и когда ты направляешь на объект фотографии, он тебе как раз показывает светоотражение. И ты путем этих манипуляций с этой вот штучкой, ты наводишь эту стрелочку и выставляешь на фотоаппарате ту выдержку и ту диафрагму. Но это сложная система, этому нужно учиться. Вот, но, как бы то ни было, этот прибор позволяет… то есть сейчас, в современных фотоаппаратах этот прибор автоматический. То есть он тоже есть, понимаете? То есть вы когда наводите…
Анастасия Семенова: То вы его не видите.
Валерий Архипов: Вы его не видите, да.
Антон Липовский: Можно ли сказать, что сегодняшний фотограф не такой профессионал, как фотограф, например, тех времен, которому приходилось рассчитывать и вот гораздо больше различных, там не знаю, коэффициентов, обстоятельств и так далее, применять и держать в голове?
Валерий Архипов: Ну если тому, старому фотографу дать современные аппараты, я думаю, что он сфотографирует намного лучше. Конечно, тот фотограф он был намного подготовленнее ко всему этому.
Анастасия Семенова: Он знал, как.
Валерий Архипов: А наш технический прогресс он как бы позволяет в принципе с определенным видением ситуации стать фотографом любому человеку.
Анастасия Семенова: А вот у меня еще вопрос. Вы заговорили про… ну что к вам молодежь постоянно приходит, просит, как… А нет такого момента, как-то, что это тяжело – пленка, это, это. И такие – да ладно, буду на телефон фотографировать.
Валерий Архипов: Им это нравится! Им это нравится. «А продайте, пожалуйста просто пленку». Я говорю: «Вы знаете, ей уже 40 с лишним лет, я думаю, что она уже там засвеченная, может быть от времени, от жары, от чего-то еще». «А нам это и надо, нам нужно, чтобы они там какие-то винтажные были, чтобы чуть-чуть засвеченные, там какие-то такие», понимаете? У меня же еще масса фотобумаги различных размеров. Но она, я считаю, тоже уже там пришла в негодность. Но, как бы то ни было, им это надо.
Анастасия Семенова: Ну просто как, для коллекции.
Валерий Архипов: Вот, кстати, я хотел показать. Вот если вы помните, это как раз промежуточный этап между сегодняшними такими фотоаппаратами и…
Анастасия Семенова: Полароид. Сейчас они, кстати, у молодежи очень популярны.
Валерий Архипов: Обязательно. Мало того, что сейчас наши друзья-китайцы начали выпускать кассеты, которые сюда вставлялись. Я хочу отметить, что у меня даже есть одна фотография. Почему я ее взял? Потому что здесь изображен Евгений Моргунов, если вы знаете, из троицы Никулин-Вицын-Моргунов. Она мне попалась совершенно случайно, я его идентифицировал. Но вот это вот как раз была сделала непосредственно вот этой вот машиной.
Антон Липовский: Валерий, а у вас есть какая-то любимая фотография?
Анастасия Семенова: И ваша самая ценная.
Валерий Архипов: Вы знаете, у меня есть фотография, я ее, к сожалению, не смог найти, наверное, я ее куда-то очень сильно запрятал.
Анастасия Семенова: Слишком ценная.
Валерий Архипов: Но мне очень нравятся фотографии старые. То есть вы посмотрите, какие на них лица.
Анастасия Семенова: Давайте, я вот так тоже возьму, покажу.
Валерий Архипов: Да, вот возьмите, пожалуйста. Вот если, допустим, это семья, то вот мужчина в таком сюртуке стоит, облокотившись… то есть это такая поза, в которой обычно фотографировались пары.
Антон Липовский: То есть, несмотря на все возможности, несмотря на весь технический прогресс, мы все равно возвращаемся к классике. И получается, что все фотографы, которые сейчас хотят получить чего-то интересного и вместо современных дорогущих камер покупают фотоаппарат «Зенит», находят его и начинают ловить те самые мгновения, чтобы получить примерно вот такие моменты.
Давайте посмотрим фотографию, у нас в WatsApp их огромное количество. Да? Ну то есть мы понимаем, что это те самые моменты, которые потом люди вспоминают и говорят. А если это еще какой-то известный кинорежиссер, какой-то актер, спортсмен, то мы получаем вот как раз-таки возвращение к тем самым тенденциям. Все равно это лучше? То есть получается классика она все равно лучше?
Валерий Архипов: Я полностью с вами согласен, тем более я этим делом занимаюсь, я занимаюсь коллекционированием, и я ту историю и те предметы знаю ну в отличие от многих, наверное, получше. Я просто хочу сказать вот про фотографии.
Вот фотография 1940 года, здесь изображен военный. Посмотрите, какое лицо. Неизвестно, что с ним стало, потому что вот вы сейчас говорили об известных людях. На самом деле в процессе созерцания фотографий мне иногда попадаются фотографии, которые… ну я удивлен, как они туда попали.
Анастасия Семенова: Давайте, это будет последняя фотография, потому что у нас время.
Валерий Архипов: Давайте.
Анастасия Семенова: Давайте покажем крупно.
Антон Липовский: К сожалению, ограничено время, да. Но вот фотографию давайте посмотрим.
Валерий Архипов: Другую тогда. Вот, допустим Гагарин.
Антон Липовский: Давайте Гагарина. Действительно, всегда первый.
Валерий Архипов: Всегда первый. Вот пожалуйста, вот совершенно случайно досталась фотография Гагарина с каким-то мужчиной.
Антон Липовский: Хорошо, спасибо. Валерий Архипов у нас сегодня в студии, президент Союза коллекционеров России.