Мария Карпова: Кто кому что должен, где, как и когда убираться, мы спросим Валерия Мамчура, руководителя регионального центра компании «ЖКХ Контроль». Валерий, здравствуйте. Петр Кузнецов: Доброе утро. Валерий Мамчур: Да, здравствуйте. Готов ответить на все ваши вопросы. Мария Карпова: Да, постараемся успеть. Вообще, давайте так издалека – кто владеет подъездом и кто за него отвечает в общем? Валерий Мамчур: Смотрите, по идее, вот если говорить вообще, в общем, чтобы было понятно, за подъезды, за дом вообще весь отвечают собственники, т. е. те, кто владеют этой недвижимостью. А вот как будет осуществляться управление, т. е. обслуживание, – это уже у нас собственники выбирают на общем собрании. То ли это будет, допустим, ТСЖ, или же это будет, допустим, управляющая компания. Они заключают договор. Можно сказать, если у вас есть автомобиль, вы берете, заключаете договор на техобслуживание, так же и здесь: если у вас есть недвижимость, вы заключили договор на техобслуживание. Соответственно, управляющая компания в рамках своей деятельности (а я хочу напомнить, что эта деятельность лицензионная) обязана выполнять минимальный перечень услуг, который входит в определенный тариф. Если же вы хотите, допустим, больше услуг, вот как вы сказали, консьерж, допустим, уборка подъезда чаще, какие-то еще дополнительные услуги, тогда это будет уже, допустим, видеонаблюдение, шлагбаум, – это уже будут дополнительные услуги, которые необходимо будет также утверждать на общем собрании. Но минимальный перечень должен был быть, потому что управляющая компания, ее задача – организовать все процессы по тому, чтобы была жизнедеятельность дома, чтобы дом жил, можно так сказать. Потому что коммуникации – это как у человека вены, по которым течет кровь, так же течет и холодное, горячее водоснабжение; в доме находится индивидуальный теплопункт, как сердце у человека... То есть за всем этим необходимо следить. И я вижу, что жители обращались к надзорные органы, у них не делался ремонт в подъезде, это как раз и текущий ремонт тоже входит в обязанности управляющей компании, где управляющая компания обязана следить и подкрасить, где нужно побелить, где нужно приварить, поменять доводчик, лампочки – это даже не обсуждается; также уборка подъезда, мытье лифта, кабины ежедневно... То есть все вот эти мероприятия должны быть, притом что должна работать аварийно-диспетчерская служба круглосуточно... Поэтому вот этот вот многогранный процесс обслуживания должен быть налажен и работать как часы, потому что независимо от того, какого пола, вы, допустим, ведущая, я как не ведущий, эксперт, все равно мы утром с вами встаем и идем умываться... Петр Кузнецов: Но вы уже выступаете как ведущий. Мария Карпова: Все-таки об обязанностях управляющей компании. Если все-таки ненадлежащим образом она выполняет свои обязанности, ну вот многие жалуются, что делают ежемесячные взносы, но подъезд в ужасном состоянии именно в плане ремонта, ни косметического, ни капитального, имеют ли право жильцы в таком случае попросить какую-то отчетность? Валерий Мамчур: Не то что имеют право. Во-первых, есть определенная форма отчетности и ежегодное собрание собственников, где (я, может быть, для кого-то открою секрет) собственники должны провести общее собрание в конце года, для того чтобы поднять вопрос о работе управляющей компании. То есть они принимают работу этой управляющей компании, она их устраивает, либо же они поднимают вопрос, допустим, о смене управляющей компании либо о создании ТСЖ, потому что их не устраивает работа. Вся форма отчетности размещена на сайтах государственных органов, обязательно управляющая компания должна отчитываться. Вопрос тут в другом. Если не делается, допустим, ремонт, а хочу напомнить, что в течение 5 лет, по истечении 5 лет должны сделать косметический ремонт... То есть есть определенные элементарные, можно сказать, требования визуальные, которые вы видите: если не сделан ни разу косметический ремонт в подъезде, то, конечно же, управляющая компания это не делала, а должна была, потому что в тарифе как раз включен расход на текущий ремонт подъезда. И хочу сказать, что по Московской области, это здесь уже губернатор разработал, можно сказать, программу, губернаторская программа, они субсидируют для управляющих компаний ремонты подъездов. Соответственно, для жителей и управляющих компаний получается, что нужно потратить всего лишь 5–10% от всего этого ремонта, а все остальное будут субсидировать, деньги давать область и, соответственно, муниципалитет. Не по всем, конечно, регионам такая программа есть, по Московской области есть. Но в любом случае это не снимает обязанность управляющей компании делать косметический ремонт, можно сказать, не «декриминализирует» для них это требование. Вот так. Мария Карпова: Куда и кому жаловаться, если управляющая компания не реагирует, не отвечает на жалобы, не хочет иметь дела с вами? Валерий Мамчур: Конечно, все задают вопрос, что делать и куда идти. Прежде всего, конечно же, необходимо обратиться в саму управляющую компанию. Должен быть в доме совет дома, которые должны... Опять напомню всем нашим слушателям, кто нас видит сейчас, что обязанность жителей – провести общее собрание и выбрать совет дома, который как раз занимается вот этими вопросами взаимодействия с управляющей компанией. Вот сначала нужно обратиться в управляющую компанию. Мария Карпова: А затем? Просто совсем мало времени остается. Валерий Мамчур: В общем, обратиться в управляющую. Если они не реагируют, обратиться в жилищную инспекцию и обратиться в муниципалитет, для того чтобы был осуществлен жилищный контроль. Петр Кузнецов: Спасибо, Валерий Михайлович! Мария Карпова: Спасибо! Петр Кузнецов: Валерий Мамчур, руководитель регионального центра компании «ЖКХ Контроль».