Антон Липовский: Валерия Майер, финансовый консультант, инвестор, совладелец IT-компании. Валерия, здравствуйте. Валерия с нами на связи. Анастасия Семенова: Здравствуйте. Валерия Майер: Доброе утро. Антон Липовский: Да, вам тоже доброе утро, хорошего дня. Валерия, ну вот на самом деле большое количество сообщений сейчас о том, что кто-то, например, остается должен после того, как что-то с бизнесом не получилось. Кто-то говорит, что ну сейчас, в данный момент открываться ну просто страшно. Кто-то говорит, что не хватает уверенности. Расскажите, пожалуйста, ну вот ваша история. Вот как вы, например, у вас все случилось, все получилось? У вас очень хорошая опять-таки, ну простите за тавтологию, история. Как вы, например, пришли к тому, чтобы вот полностью уйти в свое? Валерия Майер: Ну конечно, предыдущие респонденты говорили о сложностях. Безусловно, это риски, безусловно, это страхи, и нужно преодолевать эти страхи. Прежде всего нужно изучить рынок, опросить покупателей, опросить пользователей ваших услуг, чтобы понимать, какие ценности вы можете привнести. И конечно же, опираться на знания, на книги и на друзей, которые уже побывали в бизнесе, могут поддержку оказать. Антон Липовский: Есть ли какой-то возраст, есть ли какие-то ограничения? Ну предпочтительный возраст, ограничения, когда бы вы посоветовали заниматься, не советовали, наоборот. Валерия Майер: Ну знаете, здесь советы раздавать очень сложно, потому что мы знаем истории очень молодых людей, которые занимались бизнесом, буквально это 14-летние молодые люди, которые уже достигали прекрасных результатов и выручки. И в том числе мы знаем эту знаменитую историю владельца «KFC», который занялся бизнесом уже после 50 лет и так же достиг успеха, причем мирового успеха. Поэтому, конечно, занимайтесь в любом возрасте. Главное – ваша уверенность и желание это делать. Анастасия Семенова: Валерия, а какими качествами должен обладать человек, чтобы открыть свое дело? Вот нам тут даже телезритель написал, что у меня нет предпринимательского таланта, я умею работать только по найму. Вот человек прямо признается себе, что он не готов, наверно. Чего-то он боится, или какие-то качества должны быть специальные? Валерия Майер: Вы знаете, те качества, которые должны быть у предпринимателя, их можно воспитать. Прежде всего это про активность. Это такое качество, когда человек не опирается на внешнее мнение, а способен формировать внутреннюю цельность, внутреннюю ясность и точно знать, куда он хочет прийти. Когда человек знает, куда он хочет попасть, в какую точку, он способен подобрать инструменты, он способен просчитать, он способен найти людей, которые ему помогут, подскажут. Потому что мы всегда находим себе окружение поддерживающее. Это бизнес-клубы, другие предприниматели, которые уже прошли этот путь и могут нам подсказать. Анастасия Семенова: Ну наверно, сейчас все телезрители думают, ага, другие компании, а будут ли они вам помогать? Все думают сразу – это же конкуренты. Вот может быть вы развенчаете этот миф, что все-таки к ним можно обратиться, и да, вы получите от них помощь, если вам это нужно, если вы правильно попросите. Валерия Майер: Да, конечно, я с удовольствием развенчаю этот миф. Почему, потому что люди, ну человек – такое существо, которое любит делиться и отдавать в принципе. Более того, существуют бизнес-клубы, которые основаны, у них вот такой базис, такая поддержка друг друга: для того, чтобы развился мой бизнес, я помогу развить бизнес товарища. Плюс еще какая особенность – вы никогда не повторите в точности путь предпринимателя, который уже прошел. У вас у каждого будет свой путь. Поэтому предприниматели с удовольствием делятся, причем они рассказывают такие тонкости бизнеса без страха конкуренции. И существует также партнерство. Не забывайте, что, если вы идете открыто к человеку, открываете свои ресурсы, открываете свои намерения, у него есть другие компетенции. Вы можете создать партнерство, вместе шагать. Но нужно уметь, конечно же, общаться. Антон Липовский: Ну вот у нас очень много таких общих фраз сейчас прозвучало. Они, безусловно, правильные, но кто-то говорит, «а что за этим стоит?». С чего надо начать? Ну, например, Настя, возьмем, например, ее… Ну здесь много на самом деле таких сообщений, то есть вот именно неудачный опыт. У меня поэтому 2 вопроса. Что делать с неудачным опытом? Все, надо на этом ставить крест или все-таки пересматривать свое отношение и пытаться делать еще? У меня, например, своя личная есть такая история. И вот что конкретно делать сначала, если вот Настя, например, хочет?.. Ты бы чем хотела заниматься? Анастасия Семенова: Пекарню я бы хотела свою открыть. Антон Липовский: Пекарня. Вот, если Настя хочет пекарню, но вот она никогда не занималась своим, с чего нужно начать? Давайте со второго вопроса начнем. Очень много вот прямо сейчас в процессе нашего диалога пришло сообщений о негативном опыте. Как его преодолеть, и почему он случается по вашему мнению? Валерия Майер: Ой, с удовольствием отвечу на ваш вопрос, потому что ну это прямо топчик– негативный опыт. Давайте вспомним наше детство. Начинаем учиться ходить – падаем. Ну, казалось бы, негативный опыт, ну все, давайте упадем и будем лежать. Это не негативный опыт – это тестированием гипотез называют сейчас предприниматели. И таким образом просто мы понимаем, куда идти выгодно, куда идти невыгодно, и куда вообще следует направить свои силы и умения. Мы, предприниматели, тестируем множество гипотез. Главная задача – сделать эти гипотезы быстрыми и дешевыми. Тогда этот негативный опыт (ну в кавычках) не будет бить по карману и по психике сильно. Один получили опыт – туда не идем, второй – не идем, следующий – о! мы находим канал, который приносит прибыль, выручку, имеет спрос. И в таком случае мы направляем все свои силы, ресурсы, деньги, сотрудников, маркетинг, рекламу именно на этот канал и начинаем его расширять. И конечно же начать нужно с того, чтобы подготовить перечень этих гипотез, что будем пробовать. Чтобы подготовить перечень таких гипотез, что тестировать, нужно исследовать рынок, понять, какой есть спрос, что мы можем предложить. Для этого делается опрос потребителя. Просто берется рынок, поставляются анкеты и выявляются их потребности. Антон Липовский: Ну то есть надо сначала, правильно, надо прозондировать почву, что называется. Надо понять, для кого работать, как работать, что хочет этот потенциальный потребитель. И тогда Настя поймет, например, какую ей пекарню открывать, что конкретно печь. И она, например, она может понять и какое имеется конкретно помещение и так далее. Стоит ли бояться заводить свое дело? Валерия, это заключительный вопрос на сегодня, потому что вот много опасений, много опасений. Вот на нашем WhatsApp-портале ну, наверное, это одно из главных сообщений, что вот люди боятся. Валерия Майер: Конечно, бояться стоит, потому что страх – это прекрасный индикатор, который вас убережет от излишних потерь. Бояться стоит, но при этом стоит бояться и делать. Все. Антон Липовский: Делать и бояться. Глаза боятся, руки делают – 100%. Валерия Майер: Да, руки делают. Антон Липовский: Валерия Майер с нами была на связи, финансовый консультант, инвестор, совладелец IT-компании. Спасибо, Валерия.