Руслан Арсланов: Александр Шпрыгин у нас в гостях, основатель Всероссийского объединения болельщиков. Александр, здравствуйте, добро пожаловать к нам в эфир. Мария Карпова: Здравствуйте. Александр Шпрыгин: Здравствуйте. Руслан Арсланов: Александр, скажите, вы согласны с результатом этого исследования? Действительно в России интерес к футболу снижается, или все-таки вы другого мнения? Александр Шпрыгин: Вы знаете, здесь надо разделять такие категории, как болельщики, которые постоянно ходят на футбол, и посещаемость матчей Чемпионата России по футболу, и вторая история – это в целом просто интерес аудитории широкой в стране к футболу. Я вот когда готовился к разговору с вами, я посмотрел, там ВЦИОМ ссылается на то, что в 2008 году интерес был выше. Но вы поймите, в 2008 году... Руслан Арсланов: Мы понимаем, о чем идет речь, конечно. Александр Шпрыгин: ...наша сборная завоевала бронзовые медали на Чемпионате Европы по футболу, и тогда полуфинальный и четвертьфинальный матч смотрела чуть ли не вся страна, и после победы в четвертьфинале над Голландией люди с флагами во всех городах страны до утра победу праздновали. И то же самое Чемпионат мира 2018 года, когда, грубо говоря, даже домохозяйки... Руслан Арсланов: ...знали, кто такой Игорь Акинфеев. Александр Шпрыгин: ...стали все на время болельщицами, знали, кто такой Игорь Акинфеев, на время стали футбольными болельщицами. В этом плане, наверное, интерес снизился, если брать в широком смысле слова всю аудиторию страны, всех жителей. Наверное, да, по сравнению с 2008 годом он снизился. С точки зрения посещений матчей я бы не сказал, что какой-то есть упадок. Там другие есть причины, что зрители не ходят, там система карты болельщика на время отпугнула зрителей и т. д. И ключевая причина помимо этого, я считаю, это то, что по политическим причинам отстранена наша сборная от участия в международных соревнованиях, и поэтому сборная России по футболу, основная команда страны, она играет в основном товарищеские матчи, причем с командами, прямо скажем, не из верхушки рейтинга ФИФА, а с азиатскими командами и т. д., Средней Азии, Центральной Азии команды имею в виду, вот это все, но хотя бы как-то проводят. А то, что вот предыдущий у вас участник передачи говорил, вот мой тезка из Белгорода, по поводу сложной системы Кубка России, здесь история заключается в том, что да, действительно, она сложная, я сам как болельщик «Динамо» московского, у нас команда в том году несколько раз вылетела, оступилась, но продолжала участие в Кубке России. Такая схема, в ней с ходу не разберешься, но опять же она вынужденная для Российского футбольного союза, насколько я понимаю, потому что помимо того, что у нас отстранена сборная России от выступления в международных соревнованиях, у нас также еще и на клубном уровне клубы не участвуют в Еврокубках. И это все в совокупности фактор, снижающий интерес к футболу, потому что в футболе, грубо говоря, мы вынуждены вариться в собственном соку внутри вот этих всех санкций спортивных, на политической основе, но тем не менее спортивные вот эти санкции есть. Поэтому тут как бы смотря что с чем сравнивать. При этом у нас Чемпионат России по футболу проходит, он, конечно, интересный. Единственное, у нас есть команда «Зенит», которая заранее фаворит как бы, да, потому что у нее мощный спонсор и поддержка мощная, мощнейшая в лиге, но это уже другой опять же вопрос. Поэтому здесь я бы разделил. Я не скажу, что вот те, кто за футболом следит постоянно, что их как-то уменьшилось, количество людей, кто за этим следит, или зрителей. А в целом, может быть, если с 2008 годом сравнивать или с 2018-м, наверное, поменьше аудитория следит. Руслан Арсланов: Александр, а как вы прокомментируете вот еще два пункта, о которых ваш тезка говорил, по поводу дорогих билетов на матчи и по поводу платных трансляций? Вот это, на ваш взгляд, наоборот... ? Александр Шпрыгин: По поводу платных трансляций однозначно на любых опросах, везде и всегда болельщики против, потому что это звучит как... Платные трансляции – это лишение широкой аудитории возможности смотреть футбол. Платные трансляции – это заработок для футбольного бизнеса, потому что получают правообладатели, там футбольные клубы или федерации, лиги, они получают как правообладатели денежные средства от этого. Но, с другой стороны, широкая аудитория лишается возможности доступного просмотра футбола, интересных матчей. Он [телезритель] правильную проблему поднял, но это очень давняя история, где найти золотую середину между интересами зрителей и интересами футбольных клубов. А касательно опять же именно то, что он сказал, сама формула Кубка России неинтересная, вы поймите... Руслан Арсланов: Нет-нет-нет, мы не про Кубок России – там еще был пункт про билеты. Ведь действительно, порой смотришь трансляцию... Александр Шпрыгин: А, билеты, да, извините. Касательно билетов, знаете как... Я не знаю, команда в Белгороде «Салют» раньше была, какая сейчас там команда у них есть, вообще проводят ли они игры, какая в Белгороде ситуация, там они в самом Белгороде игры играют, матчи, или нет... Но 100 рублей, как сказать, для региона, может быть... Не могу сказать, дорого это или дешево. А в Москве вот сегодня я иду на матч Кубка России «Динамо» – «Спартак», 26-тысячная арена стадиона «Динамо», почти все билеты проданы, и даже такая вот уникальная история: ВИП-места стоят по 47 тысяч – они тоже все проданы на сегодня вот на матч «Динамо» – «Спартак». Ну потому что вывеска, старейшее дерби страны, кубковый матч, карта болельщика не нужна, сегодня на «Динамо» будет полный аншлаг, все билеты проданы. Поэтому это такая, относительная вещь между стартовой ценой в 100 рублей для попадания на стадион, допустим, в Белгороде на матч второй лиги, где у них команда играет, и условно 50 тысяч рублей попадание на ВИП-трибуну московского стадиона «Динамо». Но в любом случае здесь именно должна быть ситуация в том, что должны быть, клубы это делают, для льготных категорий граждан билеты какие-то определенные, еще что-то, и чтобы был ценовой порог минимальный. Потому что вот на «Динамо», я вам объясняю, 50 тысяч рублей, если ты хочешь в ресторане, с закусками там смотреть и на ВИП-уровне, но стартовый билет... Руслан Арсланов: Вот да, сколько стоит стартовый билет? Александр Шпрыгин: Минимальный ценовой порог я имел в виду. Минимальный ценовой порог для попадания на стадион «Динамо» – это 500 рублей в Москве. Я считаю, что в принципе при тех ценах, которые в Москве на другие зрелищные мероприятия... Руслан Арсланов: Доступно. Александр Шпрыгин: ...это, наверное, относительно доступная для Москвы цена. Мария Карпова: Ну да. С другой стороны, если с семьей, дети, двое детей... Руслан Арсланов: Ну вот опять же, видишь, клубы делают какие-то определенные скидки. Александр Шпрыгин: Футбол в Москве как зрелище соревнуется со всеми, с кем только можно: и с концертами, и с мероприятиями... Мария Карпова: Да-да. Александр Шпрыгин: В Москве зритель перенасыщен событиями, и семья выбирает, куда бы ей сходить, на футбол, на хоккей, в театр, я не знаю, в кинотеатр, на концерт или еще что-то. И я думаю, что здесь футбол не является какой-то, знаете, супердорогой историей, что вы туда не попадете. Мария Карпова: Конечно, конечно. Александр Шпрыгин: Но другое дело, что когда семья планирует досуг, в любом случае какой-то бюджет придется тратить. Совсем бесплатно можно в парке погулять... Мария Карпова: Билет в музей может стоить 1,5 тысячи... Руслан Арсланов: Да. Александр, спасибо вам большое! Спасибо, что вы показали нам, что действительно этот опрос такой широкого зрителя, а те, кто увлекаются футболом, продолжают это делать. Александр Шпрыгин был у нас в гостях, основатель Всероссийского объединения болельщиков. Ну, как в гостях – на связи был с нами. Мария Карпова: На связи, да.