Василий Шабалдин: Из 69 тысяч вожатых, которые сегодня работают в детских оздоровительных лагерях, 45 тысяч – в составе российских студенческих отрядов
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/vasiliy-shabaldin-iz-69-tysyach-vozhatyh-kotorye-segodnya-rabotayut-v-detskih-ozdorovitelnyh-lageryah-45-tysyach-v-sostave-rossiyskih-studencheskih-otryadov-70406.html Антон Липовский: Ну и, конечно же, все сейчас вопросы, как можно сравнивать лагеря разных поколений, что сегодня, какой подход к вожатым, мы спросим у Василия Викторовича Шабалдина, руководителя молодежных проектов Центросоюза Российской Федерации. Здравствуйте.
Анастасия Семенова: Василий Викторович, здравствуйте.
Василий Шабалдин: Здравствуйте, Анастасия, здравствуйте, Антон.
Антон Липовский: Василий Викторович, хочется узнать: нынешний вожатый – он какой? Он отличается от... ? Например, нам сейчас рассказывал о своей поездке наш телезритель, которому 67 лет, и понятное дело, что, может быть, раньше процесс воспитания вожатых был один. А сейчас он какой?
Василий Шабалдин: В силу своей должности, общественной работы, я член Наблюдательного совета Российских студенческих отрядов, у меня есть общие данные, большие цифры. В частности, в этом году организацией детского отдыха занимается 340 тысяч человек, из них 69 тысяч – это вожатые. Наверное, вы спросите и зрители хотя бы узнают, почему я в форме, – потому что из 69 тысяч вожатых, которые сегодня работают в детских оздоровительных лагерях, 45 тысяч вожатых работают в составе Российских студенческих отрядов.
Ну и ответ на ваш главный вопрос, нужно ли обучать на вожатого: не просто нужно – без обучения сегодня стать вожатым не-воз-мож-но. В течение года ребята обязательно проходят специальную подготовку, получают сертификат. Более того, государство финансирует этот процесс: в этом году на подготовку вожатых выделено около 100 миллионов рублей, это специальная система.
После того как ребята подготовлены... Можно поставить фотографии, которые я предоставлял?
Антон Липовский: Да, конечно, сейчас коллеги покажут.
Анастасия Семенова: Да, сейчас нам помогут. Расскажите, чему учат, пока у нас фотографии подгружают.
Василий Шабалдин: Там обязательный набор специальных, скажем так, знаний. Во время подготовки они проходят в т. ч. и тренинги, как вести себя с ребенком, чем дети интересуются, какие организовываются мероприятия в составе, какой цикл этих мероприятий во время трудовой смены. Вот сейчас закончилась трудовая смена... Любая смена начинается, скажем так, как раньше называлось, пионерским костром, заканчивается прощальным костром. Там идет процедура знакомства, процедура общения, организация деловых игр. В том числе вот сейчас, в условиях проведения СВО, дети пишут письма бойцам, которые участвуют в зоне конфликта...
Анастасия Семенова: Мы нашли фотографии, давайте покажем.
Василий Шабалдин: Давайте, да.
Да, это 1969 год, это я был в пионерском лагере Тюменской области, город Ишим. В этот лагерь я ездил 5 лет подряд начиная со 2-го класса.
А это студенты Сибирского университета потребительской кооперации, в той системе, в которой я работаю. Педагогический отряд называется «Искра». Их 29 человек, вы видите, они в этом году на первой смене и сейчас будут продолжать еще, работают в детских оздоровительных лагерях «Калейдоскоп», «Завьяловский», «Созвездие Юниор», «Магистр», «Жемчужина Сибири», «Байкал».
Анастасия Семенова: Еще вот фотография у нас есть.
Василий Шабалдин: Этот же отряд во время подготовки, кстати.
Анастасия Семенова: Это тоже они?
Василий Шабалдин: Да, это они же.
Антон Липовский: Хорошо. Может быть, пока мы смотрим фотографии, еще расскажете, где учат и как можно стать вожатым? Вожатым вообще каждый может стать абсолютно, или есть все-таки какие-то ограничения? Кого вы берете, какой критерий отбора?
Василий Шабалдин: Критерии отбора. В учебных заведениях, неважно, педагогическое это учебное заведение либо техническое, либо другой направленности., в частности, у нас, я еще раз говорю, система потребительской кооперации, – в каждом учебном заведении есть штаб студенческих отрядов. Ребята, желающие стать вожатыми, приходят в штаб и декларируют свое желание, что «я хочу поехать в составе студенческого педагогического отряда на летнее время в качестве вожатого». Его желание добровольное, дальше он становится членом Российских студенческих отрядов, мы его принимаем в свои ряды. Соответственно, дальше региональное отделение организует систему подготовки и систему обучения ребят, которые будут работать вожатыми.
Анастасия Семенова: Василий Викторович, вот прямо коротко: как Антон сказал, каждый ли человек может стать вожатым? Или какие-то есть качества, без которых ну никак?
Василий Шабалдин: Вы знаете, на мой взгляд, было бы желание, а все остальное приложится. Более того, я вам скажу, что мы не только вожатых готовим, потому что вожатые – это одна из составляющих частей, я вам сказал, что 340 тысяч человек занято. Мы, Российские студенческие отряды, направляем туда сервисные отряды. Ребята, допустим, Барнаульского кооперативного техникума в детском оздоровительном лагере «Океан» на Дальнем Востоке...
Анастасия Семенова: Очень известный лагерь, да.
Василий Шабалдин: Они работают на кухне, они готовят пищу для детей, понимаете? Это тоже важная составляющая...
Антон Липовский: Да, но это большая подготовительная работа...
Анастасия Семенова: Это уже другая сторона.
Василий Шабалдин: Не только духовная, но и нужно накормить вкусно ребят.
Анастасия Семенова: Это главное.
Антон Липовский: Конечно. Мы можем об этом говорить, естественно, часами. Сегодня мы про вожатых.
Анастасия Семенова: Спасибо большое!
Антон Липовский: Василий Викторович Шабалдин, руководитель молодежных проектов Центросоюза Российской Федерации. Спасибо большое.
Василий Шабалдин: Из 69 тысяч вожатых, которые сегодня работают в детских оздоровительных лагерях, 45 тысяч – в составе российских студенческих отрядов