Василий Шабалдин: На ударной студенческой стройке второй очереди БАМа в прошлом году работало 1700 человек

Гости
Василий Шабалдин
руководитель молодёжных проектов Центросоюза Российской Федерации

Антон Липовский: С нами на связи Василий Викторович Шабалдин, руководитель молодежных проектов Центра союза Российской Федерации. Василий Викторович, здравствуйте.

Анастасия Семенова: Василий Викторович, здравствуйте.

Антон Липовский: Доброго вам утра.

Василий Шабалдин: Доброе утро, Анастасия, Антон. Да, действительно, я прошел путь от бойца линейного студенческого отряда, а в первый раз я поехал в 1976 году в Тюменскую область в составе отряда «Коммунар», мы работали в городе Сургуте, это был строительный отряд. Дальше я был бригадиром, комиссаром, командиром линейных студенческих отрядов.

Мне удалось поработать и командиром тюменского областного студенческого отряда, самого большого в тот момент в Советском Союзе. И я вот не согласен с предыдущим выступающим, что не было студенческих отрядов из союзных республик и Кавказа Российской Федерации. В Тюменскую область в тот момент приезжали люди со всего Советского Союза, и в том числе из прибалтийских республик и, конечно, нашего Северного Кавказа.

Антон Липовский: Возможно, они были просто действительно в других местах.

Василий Шабалдин: И максимум, чего я в своей карьере стройотрядовской достиг – я был комиссаром Всесоюзного студенческого отряда, когда численность союзного студенческого отряда в Советском Союзе была 860 000 человек.

Анастасия Семенова: С ума сойти!

Антон Липовский: Да, да, это на тот момент был пик, насколько я знаю.

Василий Шабалдин: Да, именно так.

Антон Липовский: Василий Викторович, у вас такой серьезный послужной список. Тут, мне кажется, до конца эфира времени не хватило бы, чтобы все перечислить.

Анастасия Семенова: Мы не поздравили с праздником.

Антон Липовский: Да. Поэтому исходя из этого я и хотел к этому подвести. Мы поздравляем, во-первых, вас с праздником с большим, потому что ну сегодня действительно серьезный день – именно 17 февраля было организовано всероссийское студенческое движение российских студенческих отрядов. И хочется спросить: ваше самое увлекательное путешествие, ваш самый большой трудовой подвиг, который вы вспоминаете, можете выделить среди прочих.

Василий Шабалдин: Вы знаете, я по жизни живу под девизом, что у каждого молодого человека должно быть в жизни место подвигу. И таким подвигом я считаю для себя, когда мне 18 лет исполнилось, меня по итогам трудовой недели признали лучшим бойцом студенческого отряда и вручили вымпел. Вы не представляете, сколько гордости я испытывал в момент получения этой награды. Это случилось, когда мы работали на освоении Самотлорского нефтегазового месторождения.

Антон Липовский: Да, хорошо, спасибо. Расскажите, как вот сегодня вы видите развитие студенческого движения. Ну вы помните, как было, видите, как сейчас есть. Большая ли разница, и нравится ли вот тот вектор развития, который есть сегодня?

Василий Шабалдин: Ну мне достаточно легко ответить на этот вопрос, потому что молодежь доверяет нам. И на последнем съезде российских студенческих отрядов я выбран в высший орган управления этих студенческих отрядов, я член наблюдательного совета российских студенческих отрядов. Наша задача, ветеранов, – это передать все то лучшее, все те традиции, которые были в движении студенческих отрядов, и это нам удается с лихвой.

Вы видите, ну мы носим форму, у нас своя атрибутика, свои традиции определенные. Более того, мы работаем и над тем, чтобы возродить все то хорошее, что было в комсомоле в целом. А именно, вы прекрасно знаете, что были ударные комсомольские стройки, самые из них знаменитые – это освоение нефтегазовых месторождений Тюменской области, ну конечно Байкало-Амурская магистраль.

Так вот движение студенческих отрядов, центральный штаб тоже приняли решение, и уже несколько лет понятие ударная комсомольская если была раньше стройка, то сейчас это называется ударная студенческая стройка, это понятие возрождено. Допустим, на строительстве Байкало-Амурской магистрали второй очереди на ударной студенческой стройке в прошлом году работало 1700 человек. То есть и эта традиция тоже сегодня возрождена, она востребована, и молодежь с удовольствием на базе конкурса, повторяю, принимает участие в этих ударных студенческих стройках.

Антон Липовский: Сегодня направлений стало больше, нежели в советское время? Скажите, а где прежде всего сейчас требуется студенческая помощь, и где более ценен студенческий труд? Понятно, что он везде ценится, но вот где больше нужно?

Василий Шабалдин: Ну да, появились абсолютно новые направления с учетом сегодняшних реалий. Это прежде всего сервисные студенческие отряды, то есть мы работаем на обслуживании гостиничных комплексов, больших туристических комплексов, санаторно-лечебных учреждений. Самые известные из них – это отель «Мрия» в Крыму, мы его взяли на круглогодичное обслуживание.

Появилось новое направление, вот как раз ковид помог здесь, что называется, развитию этого направления – это медицинские отряды. Очень востребованная специальность, сегодня 5% всех бойцов студенческих отрядов работают в составе медицинских отрядов. Ну и естественно традиционное направление очень тоже развивается хорошо – это проводники железнодорожных вагонов поездов и естественно строительные отряды.

Антон Липовский: Да, как сегодня организовывается эта работа? Расскажите, раньше были даже квартирьеры, вот у нас был репортаж, которые за две недели на место работы выезжали, будущее место работы студентов, и организовывали питание, проживание, все условия. Как сегодня это все происходит?

Анастасия Семенова: Или все осталось как было?

Василий Шабалдин: Нет, здесь, конечно, произошли колоссальные изменения. Зачем выезжали квартирьеры – нужно было построить палаточный лагерь, построить временную кухню и создать условия для приезда основного отряда.

Сейчас эта работа организована системно. Региональные отделения российских студенческих отрядов, а у нас почти во всех регионах Российской Федерации есть штабы студенческих отрядов, они занимаются на базе соглашения с работодателем, занимаются этой работой. И отряд приезжает уже в полном составе, собственно говоря, на готовые места проживания с организованным трехразовым горячим питанием и с компенсацией денежных затрат на проезд, на дорогу. То есть условия очень хорошие, комфортные, скажем так.

Антон Липовский: Комфортные, хорошо. Ну и мы говорили сегодня про специализации. Вот больше всего люди куда идут, молодые люди, в какую отрасль?

Василий Шабалдин: Ну на сегодняшний день, так исторически получилось, что больше всего студенческие отряды работают в детских оздоровительных лагерях.

Анастасия Семенова: Да, вожатые.

Василий Шабалдин: Да, мы называем их пионервожатые.

Анастасия Семенова: Пионервожатые.

Василий Шабалдин: Я смотрю, Анастасия обрадовалась. Вы тоже прошли эту школу?

Анастасия Семенова: 10 лет, 10 лет.

Антон Липовский: 10 лет?

Василий Шабалдин: Молодца!

Анастасия Семенова: Спасибо.

Антон Липовский: Хорошо, Василий Викторович…

Василий Шабалдин: Я вас поздравляю с праздником.

Анастасия Семенова: Спасибо.

Антон Липовский: Спасибо. Мы вас поздравляем с праздником. Спасибо. Василий Шабалдин, руководитель молодежных проектов Центра союзов Российской Федерации с нами был на связи.

Анастасия Семенова: Давайте покажем одну фотографию– осень 1983 года, это астраханские арбузы.

Антон Липовский: Потрясающе. Вот как это происходит. Давайте подводить итоги часа. Сегодня нужны студотряды? «Да» вы отвечали в 88% случаев, и «нет» – в 12. Ну, мне кажется, сегодняшние эмоции рассказали все за себя. Мы вернемся в начале следующего часа.

О сегодняшнем развитии студенческого движения в стране поговорим с руководителем молодёжных проектов Центросоюза Российской Федерации Василием Шабалдиным