Антон Липовский: Виктор Лазарев, бизнес-аналитик, с нами на связи. Как мы обещали, эксперт, которому мы зададим все вопросы. Здравствуйте, Виктор! Виктор Лазарев: Добрый день! Анна Белоглазкина: Здравствуйте! Антон Липовский: Да. Ну, сейчас надо нам оперативно попробовать разобрать, да, основные моменты. Ну, давайте тогда оттолкнемся. Чуть-чуть по-другому хотел беседу построить. Давайте оттолкнемся от того, что: есть ли альтернатива? Если у людей в возрасте, которые не хотят или, как нам Анатолий сказал, выпадают из этого информационного процесса документооборота, есть ли у них альтернатива? Остается ли, кроме Госуслуг-то? Виктор Лазарев: Ну, конечно же, МФЦ, никуда эта структура не девается. В каждом районе каждого города есть эта организация. Я сам периодически для своего бизнеса пользуюсь. Да, какие-то вещи заказываю через Госуслуги, через «Мой налог». Но когда мне срочно какой-то документ нужно, и я еду. Девчонки за пять-десять минут все документы выдают. Очень удобно... Антон Липовский: Но здесь вот... Посмотрите. И сразу уточнение: а записаться в МФЦ можно только через Госуслуги? Только онлайн? Вот пишут сообщение о том, что: «Я не могу. У меня не устанавливается приложение на Госуслуги. Пришла в МФЦ. Мне сказали: «Не знаю». Развели руками и ничего не посоветовали. Это что же мне теперь, компьютер покупать?» Как быть? Виктор Лазарев: Ну, я лично не сталкивался с такими проблемами. Потому что и мои родители то же самое. Потому что когда у меня мама моя даже устанавливала Госуслуги, она приехала, и ей в МФЦ девчонки помогли, все настроили. Возможно, там неправильно была внесена какая-то информация. Насколько я знаю, как бы и мое предпринимательское сообщество, ни я, ни мои коллеги, ни наши сотрудники с такими проблемами не сталкиваются. Антон Липовский: Хорошо. Анна Белоглазкина: А вот подскажите. Еще такой вопрос: опасения, которые появляются у наших телезрителей – они переживают, что их данные будут украдены каким-либо образом, утеряны, уничтожены вирусами. Потому что все-таки они загружают туда свои документы. Насколько это безопасно – пользоваться такими сервисами? Антон Липовский: Насколько развивается система? Да. Виктор Лазарев: По поводу информационной безопасности. Да, сейчас, скажем так, в виду всех политических последних событий, много иностранных аналогов ушло. Это и плюс, и минус. Минус то, что сейчас инфраструктуру приходится выстраивать с нуля. Но опять-таки с точки зрения безопасности это нас делает таким, защищенность. Потому что по данным, которые у меня есть, за прошлый год у нас было 270 тысяч атак хакерских. Соответственно, которые наши все ведомства отразили. В принципе, ни одна система «не легла», и она работает. Я могу сказать в защиту Госуслуг: мы сейчас делаем платформу маркетплейс для инвесторов и бизнеса. И мы сейчас делаем коллаборацию с Госуслугами, чтобы через Госуслуги автоматически была интеграция, и наши клиенты – предприниматели, инвесторы могли покупать там, заключать сделки, покупать долю в бизнесах, и все это чтоб шло в автоматическом режиме через электронную подпись. Поэтому даже бизнесы внедряют сейчас автоматизацию с Госуслугами. Антон Липовский: Ничего себе! Виктор Лазарев: Более безопасная история. Антон Липовский: То есть да. То есть, например, одна компания другую поглотила. Тут же это все документально зафиксировано онлайн. То есть и вот, и цифровой ключ – это все работает? Виктор Лазарев: Да, конечно. Антон Липовский: Да. Смотрите. По поводу сравнений. Не очень нам верят. И говорят, что не так все в России хорошо работает. Два вопроса из этого сразу. Что делать, если сбой с Госуслугами? Вот пишут нам, что: «У нас периодически выпадает сбой, вот не можем к врачу, например, записаться». Вот сообщение: «Некорректно работает сервис». И второе: «Зато мы можем записаться к врачу». А в Европе, там в каких-то развитых странах действительно такого нет? Виктор Лазарев: Здесь полностью согласен. Потому что у меня у самого там много родственников, друзей сейчас живет по всему миру. И когда они возвращаются, приезжают там к нам в Россию и видят те услуги, которые у нас есть сейчас в электронном виде, они в приятном шоке. Потому что, чтобы получить во Франции справку, я не знаю, нужно оббивать там месяцами кучу ведомств и до сих пор с макулатурой ходить. У меня сейчас, например, там контракт по получению, там одно лабораторное исследование мы там делаем по ... в Европу. И мы ждем эту справку уже, я не знаю, месяц. Хотя мы, наши же питерские ребята нам свое заключение сделали буквально там за неделю. И это касаемо бизнеса. Касаемо физических лиц, то действительно в Европе, в Азии... Антон Липовский: Такого даже близко нет, да? Виктор Лазарев: Да. То есть довольно-таки долгие все процессы, чтоб получить... Вот я, например, на той неделе себе сделал заграничный этот международные права. Сделал это за один час. Антон Липовский: Ничего себе! Виктор Лазарев: Я зашел на Госуслуги, нажал на кнопку, оплатил госпошлину. Через час приехал в ГИБДД, забрал права. Антон Липовский: Хорошо. Виктор, если можно, у нас остается 30 секунд, все-таки вот все же что делать? Ну вот, Госуслуги перестали работать. А к врачу сейчас без электронки практически не записаться. Что делать? Ну вот, когда сервис сбоит. Виктор Лазарев: Во-первых, есть техподдержка, которая (я уже с ней сталкивался) работает довольно-таки качественно. В принципе, довольно-таки быстро дают обратную связь и решают какие-то «баги». Во-вторых, как бы есть при здравоохранении свои там услуги, через которые электронная подпись, да, которую тоже можно сделать. Опять-таки есть МФЦ. И в крайнем случае, всегда есть «горячая линия» самих больниц, поликлиник. Отлично работает... Антон Липовский: Отлично! Спасибо большое! Анна Белоглазкина: Спасибо! Антон Липовский: Виктор Лазарев, бизнес-аналитик, с нами был на связи. Ну, делайте выводы. Мы, в общем-то, постарались разобрать все по косточкам. Вернемся в начале следующего часа.