Анастасия Семенова: Прямо гостю сообщение. Антон Липовский: Давай. Анастасия Семенова: «Маленькому ребенку все помогает в развитии, а особенно смена обстановки и действий». Антон Липовский:Так, хорошо. Поэтому кандидат психологических наук с нами на связи, Виктория Осипова. Мы не можем не задавать ей эти вопросы. Виктория, здравствуйте. Виктория Осипова:Здравствуйте. Антон Липовский:Ну вот, смотрите, два подряд сообщения:«В качестве развлечения»; «Попользовались, надоело, стоит без дела». Это, с одной стороны, хорошо.То есть мы видим, что кто-то относится, как игрушке, а кто-то заменяет себе реальное общение этим.Как в итоге правильно выработать отношение у ребенка к такому виду искусственного интеллекта? Виктория Осипова: Очень важно понимать родителям, что нельзя с помощью гаджетов что-то заменить. Ни материнскую любовь, ни отцовское воспитание, ни духовность, ни интеллектуальное развитие никакой крутой, самый навороченный гаджет не заменит. И никакой интеллект искусственный не сделает из нас настоящего человека с ценностями, с личностными ценностями. Поэтому в свое время, еще поначалу, когда развивались различные коррекционные и развивающие игры, развивающие мышление, память, внимание, в Германии было проведен ряд исследований. И невролог, достаточно известный в немецких кругах, в свое время выпустил не одну научную статью, доказывающую то, что ни одна – самая лучшая, самая умная – компьютерная игра не сделала ребенка умнее. С другой стороны, мы не можем игнорировать современный мир.И хорошо пользоваться, когда тебе жизнь дает какое-то облегчение. Любой гаджет – это сократить возможность времени, не тратить время на поиск чего-то, выбор информации и так далее. Но человек должен уметь выбирать информацию другими способами, потому что человеческий организм достаточно ленив. И если мы будем себе всегда помогать и ограничивать в чем-то, мы перестанем в принципе думать, а как это можно сделать по-другому. Это то, что происходит с детьми, которые начинают перекладывать полностью домашние задания, выполнять поиск, скачивают работу и совершенно не думают, что надо сделать или как проработать с литературным текстом, или как проработать с сочинением.Проще же скачать и переписать. И получается, в данном случае никакого развития не будет, будет только деградация. С одной стороны, мы в современном мире это и видим среди детей. Да, они умеют что-то больше, чем поколения 20 лет назад, 30 лет назад. У них появились новые навыки. Но при всем при том, при огромной акселерации, к сожалению, интеллектуальная и духовная деградация. И это надо тоже отмечать. Поэтому ни один искусственный интеллект не заменит ни внимания, ни развития, ни умственного развития, ни духовного. Антон Липовский: Виктория, да, мы здесь полностью согласны. Смотрите, очень классное сообщение пришло буквально минуту назад, пока вы говорили, и здесь как раз-таки мы делимся на два фронта. С одной стороны, это тот самый контроль. С другой стороны, мы не можем человека взять – еще вот этого маленького человека – и полностью ограничить от всего, что продиктовано правилами времени. И вот, смотрите, сообщение: «Мое мнение насчет использования детьми искусственного интеллекта, – пишет телезрительница. – Штука и полезная, и очень опасная. Например, потеря авторитета мнения родителя для деток – это опасная штука. И в будущем, если сейчас родителям приходится контролировать использование, соответственно, ограничивать, запрещать и так далее, то обвинение родителям в гиперконтроле от деток в будущем просто обеспечено». Как нам здесь провести вот эту тонкую грань? Анастасия Семенова:И как научиться все-такиконтролировать так, чтобы не ущемить ни свои права родителей, ни права ребенка? Антон Липовский:Чтобы не было перекосов в ту или иную сторону. Анастасия Семенова: Да. Виктория Осипова:А здесь очень важно. Во-первых, этот контроль, когда ты начинаешь как родитель перекладывать полностью и давать возможность приучать к гаджетам… Если маленькому ребенку дали телефон и кучу игр, и он целыми днями сидит, а мама отдыхает, и таким образом отдыхает от ребенка – естественно, он приучен. У него же складывается такая созависимость – созависимость от игры, от компьютера. И, безусловно, здесь уже сложно. Надо очень четко думать: «Да, я себе освобождаю время, но чем плохим это может влиять на моего ребенка?» И здесь никогда надо не забывать просто зависимость. Это первый момент. Во-вторых, у ребенка должно быть намного больше интересов. А когда у нас есть зацикленность и он получает удовольствие только от компьютерной игры, то тогда и происходит вот этот, скажем так, акцент. Поэтому мы как родители должны расширять сферу удовольствия, сферу интересов своего ребенка. И чем больше будет эта сфера расширена, чем больше у него будет интересов, тем меньше он попадет в ловушку созависимости от любого планшета, игры, гаджета и так далее. Антон Липовский:Понятно. Но при этом мы же не можем его ограничивать. То есть все дети этим пользуются. И, действительно, ребенок может это использовать в качестве учебы, чтобы быстро искать информацию. Но это же сегодня тренд. Мы же не можем ребенка взять и на 20 лет назад просто откатить? Виктория Осипова:Однозначно нет. Мы поэтому и говорим, что мы не игнорируем современные реалии. Да, есть возможность выбрать доступ к большому потоку информации, но не замена. То есть надо умело использовать. Вы знаете, что есть двойственность предметов, и один и тот же предмет, он может как сыграть очень злую шутку, так и быть очень полезным. Так и здесь важно понимать, какое количество, в каком качестве и в каком временном формате используется. Скажу еще такой момент.Очень надо понимать, что есть временное ограничение, когда ребенок может, скажем так, безболезненно для своего собственного и ментального здоровья, не нарушая, не разрушая свою центральную нервную систему, использовать гаджеты.Есть временной интервал.Если это время переваливает за два часа в день, то это уже будет всегда огромный вред. И никакой ресурс не восполнит его физическое и ментальное здоровье. Антон Липовский: Хорошо. Виктория Осипова: Никакой ресурс не восполнит его центральную нервную систему.Это тоже надо не забывать. Все должно быть умело, должны быть грани. Антон Липовский: Спасибо. Анастасия Семенова: Да, должны быть грани. И сами родители должны их расставлять. Спасибо большое. Антон Липовский:И конкретная цифра прозвучала – два часа. Да? Анастасия Семенова: Не более. Антон Липовский: Не более, да. Спасибо. Виктория Осипова, кандидат психологических наук, с нами была на связи.