Мария Карпова: Знаменитая «Мелодия» запустит завод полного цикла по производству виниловых пластинок. В эксплуатацию завод планируется ввести весной 2025 года. Ну, совсем скоро, в следующем году. Чуть больше полугода осталось, да? А мощность должна превысить 100 тысяч пластинок в год! Петр Кузнецов: Сколько?! Мария Карпова: 100 тысяч! Петр Кузнецов: Это же очень много, невероятное какое-то количество! Мария Карпова: А с чем сравниваешь? Ну да, на самом деле звучит много. Актуальность запуска завода объясняется, во-первых, новым витком роста спроса на виниловые пластинки, а во-вторых, необходимостью предоставить достойную альтернативу российским артистам, которые до введения санкций предпочитали заказывать винил на европейских заводах. Сейчас в России работает всего лишь единственный завод полного цикла по производству пластинок. Всего лишь один. Стараются… Петр Кузнецов: Всего лишь один работал, но я его не винил. Мария Карпова: Где-то я эту шутку уже слышала. Петр Кузнецов: Я вчера в группе об этом написал, но никто даже не лайкнул эти шутки. Мария Карпова: Внимание к грампластинкам действительно не утихает, с каждым годом их покупают просто в разы больше, чем в предыдущем. В топе не только пластинки, но и аксессуары – например, сменные иглы. Петр Кузнецов: Ну да, расходники самые дорогие. Мария Карпова: Почему я про сменные иглы вспомнила? В детстве у нас стоял такой советский аппарат для прослушивания пластинок. И он в девяностые уже просто стоял и пылился, потому что нельзя было достать эти иглы. Петр Кузнецов: А она уже не играла, да? Она пропускала, да? Мария Карпова: Она уже сломалась, да. Петр Кузнецов: Она пропускала, она съезжала. Ну, у нас тоже… Мария Карпова: Поэтому в какой-то момент его просто выкинули. Пластинки тоже, видимо, кому-то раздали. А сейчас можно было бы купить, потому что есть возможность. Петр Кузнецов: И вот этот протиратель с бархатом, он тоже потом уже весь такой… Мария Карпова: Я уже не знаю, там папа этим занимался. Многие западные (и не только) исполнители вполне серьезно вкладываются в производство виниловых записей, выпускают в этом формате альбомы, синглы. И что совсем удивительно – их фанаты ждут вот этих релизов, этих выпусков, этих альбомов и скупают все тиражи. То есть можно сказать, что винил не просто вернулся, а вернулся и уже прочно закрепился. Чем можно объяснить виниловый бум в мире? И что происходит в этой сфере в России? В чем вся прелесть такого увлечения? Мы пригласили об этом поговорить Славу Милка, музыкального журналиста, коллекционера виниловых пластинок и блогера. Слава, здравствуйте. Петр Кузнецов: Доброе утро. Мария Карпова: Проходите, пожалуйста. Мы вас очень ждали. Слава Милк: Доброе утро, доброе утро. Мария Карпова: Слава, ну, вообще считается, что вся соль такого прослушивания – это в особом звуке, в ламповом звуке, как его называют. Я предлагаю сразу его и услышать, этот звук, сразу попробовать, понять, что это такое. Петр Кузнецов: Шуршание это? Мария Карпова: Не знаю. Это нам уже Слава расскажет. Петр Кузнецов: Мне кажется, в этом есть элемент такого ожидания, когда шуршание, и ты знаешь, что сейчас заиграет любимая мелодия. Слава Милк: Вообще открою вам страшную тайну, что шуршать изначально не должно. Это значит, что у вас грязная и плохая пластинка. Петр Кузнецов: Помехи как раз? Слава Милк: Да. То есть это статическая… Мария Карпова: Такое трескание, да? То есть ты шуршанием вот это называешь? И так не должно быть? Слава Милк: Нет-нет-нет, это заблуждение. Мы сейчас давайте что-нибудь послушаем. Петр Кузнецов: Это потому, что вы с середины поставили? А, вы имеете в виду треск, который сопровождает? Слава Милк: Да. Петр Кузнецов: Его нет, да. Слава Милк: Он тоже может быть. Ну, это у нас старая пластинка играет, старше меня уж точно. Мария Карпова: Ничего себе! А их как-то восстанавливают, такие пластинки? Они же, наверное, когда хранятся, даже если за ними ухаживать, теряют все-таки качество? Слава Милк: Да, конечно, теряют. Тут уже тоже зависит и от качества оборудования, которое мы используем, и от аккуратности обращения. Как с книгами: если мы бережно храним книги, то они могут прослужить и сто, и двести лет. То же самое будет и с пластинками. И в отличие, например, от компакт-дисков, которые действительно могут выйти со временем из строя, пластинка, вполне возможно, может быть вечным таким носителем информации – просто-напросто ее нужно хранить и оберегать. Мария Карпова: Об этом мы обязательно чуть позже поговорим: как их правильно хранить, как за ними ухаживать. А я хочу призвать наших телезрителей присылать. Наверняка у многих из вас сохранились коллекции таких пластинок. Петр Кузнецов: Вот эти стопки. У нас как раз фотографии такие, знаете, потрепанные (в хорошем смысле), они вот так стоят, как книги. Мария Карпова: Просто они уже есть на WhatsApp, если что. Мы обязательно покажем. Петр Кузнецов: Очень хорошая мелодия. Я даже подумал… Оставьте ее, пожалуйста. Мне кажется, что можно под нее даже что-то записывать, вроде… Можно, пожалуйста? Ладно, я потом покажу. Слава Милк: Но самое-то интересное, что у наших зрителей могут лежать стопки, и там, да, скорее всего, будет куча пластинок по 100 рублей, но могут быть и какие-то суперредкие, дорогие артефакты. Мария Карпова: Вот! А как понять, правда, что в коллекциях наших телезрителей есть какой-нибудь необычный, редкий, даже дорогой экземпляр? Что на этом рынке, скажем так, сейчас очень котируется? Слава Милк: Ну, естественно, всегда пользуются спросом большие классические рок-группы: Beatles, Pink Floyd, David Bowie, Queen. Но по факту особо дорогого, прямо супер-ультрадорогого в этом ничего нет. Если вот так по градации пойти, то самая дорогая пластинка в мире сейчас стоит где-то 200 тысяч долларов – это 1958 год, одна из первых записей Леннона и Маккартни. Петр Кузнецов: А, то есть дело не в материале этой самой пластинки, да? Просто как хорошее вино, условно говоря. Слава Милк: Но мы же все-таки находимся в Москве, в России. Наверное, интереснее поговорить о чем-то нашем, о таком культурном наследии. Мария Карпова: Да. Что, скорее всего, вероятнее всего, будет в коллекции наших зрителей? Слава Милк: Есть такая штука, что в Средней Азии было очень много прогрессивных и таких интересных коллективов – «Гунеш», «Фирюза» они называются. И они выпускались исключительно в Ташкенте, то есть эти пластинки не приезжали в Москву и в другие крупные города Союза. И та музыка была абсолютно не похожа на то, что выпускала фирма грамзаписи «Мелодия». Она была модная, она была психоделичная, такая восточная немножко. И вот эти пластинки котируются сейчас и здесь, котируются на Западе. Петр Кузнецов: Давайте чуть потише. У вас же есть… Мария Карпова: Просят сделать, да. И мне тоже давит немножко. Петр Кузнецов: Просто когда слова начались, то уже… Мария Карпова: Да-да-да, уже отвлекаешься, отвлекаешься. Слава Милк: Ну и погружаешься, фокусируешься. В то же самое время эти записи интересны людям как на Западе, так и здесь. И самое смешное, что они действительно, несмотря на небольшой тираж, всплывают на каких-то… из рук в руки, такие истории. И среди коллекционеров, конечно же, мы обмениваемся такими историями, когда ты нашел что-то ультраредкое, дорогое, за какую-то символичную сумму. Ну, то есть купить задорого может каждый практически, а вот найти что-то – это уже… В этом и заключается вся суть коллекционирования. Мария Карпова: Почему так часто бывает, что один и тот же альбом, один и тот же релиз, скажем так, но отличается в цене? Слава Милк: Давай я лучше покажу. Мария Карпова: Да, хорошо. Слава Милк: Вот у нас есть пластинка. Я думаю, что все ее знают, все ее видели, конечно же. Вот только уже опытный коллекционер, например, знает, что… Цвет какой обложки? Мария Карпова: Черный. Слава Милк: А оригинальное издание должно быть не черным, а дымчато-серым. И разница сразу может быть… Петр Кузнецов: Я про Pink думаю, поэтому я завис. Слава Милк: И разница может быть сразу плюс тысяча процентов в цене. Можно дальше углубляться. Условно говоря, мы дальше открываем, смотрим внутри. У нас есть пластинка. Тоже вроде как, казалось бы, они все абсолютно одинаковые. Петр Кузнецов: Пластинка и пластинка, конечно. Слава Милк: Да. Но у первой пластинки он должен быть понятно голубой. То есть это второй, американский пресс. Он стоит, ну, не каких-то космических денег. То есть это 1973 год, второе американское издание. А если это было бы первое, был бы полностью голубой треугольник, то сразу, опять же, х10. Но это уже какая-то прямо совсем… Петр Кузнецов: Простите, а звучание все то же, то есть абсолютно не отличается? Слава Милк: Ну конечно, конечно, то же самое. Я вот всегда, честно… Петр Кузнецов: Тонкий критик и эксперт не отличит по звуку, например? Слава Милк: Нет-нет-нет. Скорее всего, самое главное, что, может быть, на втором или третьем прессе гораздо лучше. Петр Кузнецов: А-а-а! Слава Милк: Они могли поправить, произвести работу над ошибками. Петр Кузнецов: Ну, как рестайлинг с автомобилями, например, да? Слава Милк: Да-да-да. Мария Карпова: Много на вашем рынке подделок? Знаете, среди фарцовщиков было популярен такой обман: покупаешь Pink Floyd, а в итоге там звучит Чайковский. Слава Милк: Эти истории остались когда-то там, но сейчас тоже своих таких историй хватает. Во-первых, за рубежом действительно есть очень много альбомов, культовых музыкальных альбомов, которые выходили, например, в начале девяностых уже на компакт-дисках, никогда не выпускались на виниле. Но есть специалисты, умельцы, которые выпускают пластинки. Они не официальные, они не имеют никакой маркировки, знака, лейбла, они ужасно звучат. И как бы человек, который не в теме, не разбирается, он просто-напросто увидит в магазине: «Ой, это же мой любимый диск! Куплю я его». Придет домой и расстроится, потому что там будет все печально. Бывают всякие и какие-то обманки тоже, хитрости в этом плане, бывают, но это не так часто распространено. И на самом деле, опять же, мы все прекрасно уже… Интернет обладает всей информацией о всех релизах. Ты заходишь на специализированный сайт, где ты можешь посмотреть все эти визуальные отличия и понять, сколько даже это стоит, примерно хотя бы оценить, понимать. Ну и математика все равно занимательная и интересная. Петр Кузнецов: Мы сейчас послушаем звонки наших телезрителей. Мария Карпова: Да, хорошо. Петр Кузнецов: Единственный вопрос, пока мы от этой темы не ушли: можно ли плохой пластинкой испортить проигрыватель, и наоборот? Слава Милк: Плохой пластинкой? Петр Кузнецов: Ну, во втором случае… Я практически уверен, что проигрыватель может испортить пластинку. Слава Милк: Проигрыватель может испортить пластинку. И вначале, как раз в подводке, ты рассказала, чтобы у тебя сломалась иголка в детстве у проигрывателя. Мария Карпова: Да. Слава Милк: Практически на всех советских проигрывателях базовых, которые были у наших мам, пап, бабушек и дедушек, стояли немножко другого типа иголки. Здесь у нас она, прямо видно, такая маленькая, металлическая. А там была она пьезокерамическая, и она действительно царапала пластинки. То есть здесь четко настроено давление, как иголка попадает в канавку, и она ее не портит, передает этот сигнал. А там это было, ну, как топором, грубо говоря, провести. Петр Кузнецов: А со временем нужно подкручивать ее, нет? Слава Милк: Нет, нет, нет. Петр Кузнецов: Просто раз и навсегда? Слава Милк: Да. Мария Карпова: Так, покажу сейчас одну фотографию, а потом – звонок. Ладно? Петр Кузнецов: Да, давай. Мария Карпова: Иначе не успеем, очень много… Петр Кузнецов: А времени мало. Мария Карпова: «Доброе утро. Чисто интуитивно решили оставить для детей как пластинки, так и проигрыватель». Вот такая коллекция у наших телезрителей. Кстати, много присылают именно Высоцкого. Слава Милк: У него были просто миллиардные тиражи, просто миллиардные тиражи. Мария Карпова: Да-да-да. Слава Милк: Там должна была быть вообще целая серия, типа 30 пластинок. Но наступил 1991 год, и уже закончили на двадцатой. А вот Queen, например, – это интересно, это интересно. Мария Карпова: Сейчас, подождите… Петр Кузнецов: У вас есть «квины»? Мария Карпова: Тут много вопросов, уже потерялось. Петр Кузнецов: У кого? У кого? Мария Карпова: Высоцкий у меня еще. Покажем. Слава Милк: Высоцкий, да. Мария Карпова: «Синяя птица» тоже. «Музыкальный глобус», «Веселые ребята». Тоже Владимир Высоцкий, «Сыновья уходят в бой». Да, очень много Высоцкого. Ну, может быть, еще поклонники тоже творчества Владимира Семеновича. Ринат из Уфы с нами на связи. Ринат, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Мария Карпова: Слушаем вас. Зритель: Я в виниле очень хорошо разбираюсь. Мы коллекционеры, собирали в свое время пластинки эти, занимались винилом. Мария Карпова: А сейчас осталось это увлечение у вас? Слава Милк: Ну конечно. У меня коллекция, у меня очень много дисков, так что… Мария Карпова: А что касается все-таки пластинок, то ваш самый ценный экземпляр в вашей коллекции? Слава Милк: Ну, у меня Beatles, полная коллекция собраний. Ну, все группы семидесятых, восьмидесятых годов. Мария Карпова: Спасибо большое. Петр Кузнецов: Ринат, а у вас проигрыватель сейчас новый, старый? Что? Как вы их используете? Или просто они у вас как коллекция сейчас? Зритель: Немецкий проигрыватель, очень хороший, Ortofon, иголка очень дорогая. Мария Карпова: Спасибо. Петр Кузнецов: Спасибо. Это очень важно было. Мария Карпова: Слава, расскажите про самый ценный экземпляр в вашей коллекции. Не знаю, может быть, любимый или который сложнее всего было достать. Слава Милк: Любимых, естественно, много. Это когда вы задаете вопрос: «Кого ты больше любишь – маму или папу?» Когда у тебя их тысяча, ты любишь каждую. И поэтому я, честно, больше к этому отношусь… Где-то ты привозишь из поездки. Что-то тебе дарят друзья. То есть у меня стоит целая полка того, что мне подарили друзья. Они дарят свою любимую музыку. Я это, честно говоря, не слушаю. Я их не хочу расстраивать, но я это не слушаю. Это просто напоминание, что это мне подарил мой друг Женя, друг Петя… Петр Кузнецов: Мне кажется, как раз про пластинки – это когда речь идет об истории, то есть с ней связана какая-то история. Хоть это и не самый ценный, ну, в плане цены экземпляр. Слава Милк: Конечно. Вот ты сейчас держишь в руках пластинку… Мария Карпова: Да, это же не просто про музыку. Петр Кузнецов: Smiths. Моя фамилия Кузнецов переводится как Smith, поэтому… Слава Милк: Фамильная. Мария Карпова: Чем еще необычна эта пластинка, Слава? Слава Милк: На обложке размещена фотография такого известного и недавного ушедшего от нас киноактера Алена Делона. Это, по-моему, фильм «Непокоренный», может быть, 1960 года. То есть лейбл выкупил права на использование этой фотографии, все официально. Это один из лучших рок-альбомов в истории, альбом, не знаю, под который можно кататься и на скейтборде, закружить девушку в танце. И в целом он пропитан такой лирикой глубокой, британской лирикой. Классная запись! Опять же, актер известный, классная музыка. Что касается, опять же, каких-то дорогих пластинок – да, у меня есть пластинки, которые… Ну, наверное, самая дорогая стоит, может быть, по текущему курсу около 50 тысяч рублей, не больше. То есть в среднем это не так много. Но гораздо интереснее купить пластинку за 3 тысячи рублей, чтобы она выросла в цене, как акция, как инвестиция. Мария Карпова: Конечно. Слава Милк: Есть такой очень известный британский журнал New Musical Express, он выходит уже практически 100 лет. И у них каждые полгода появляется новая группа поколения, новые Beatles, новые Led Zeppelin. Ты читаешь это, с этим знакомишься. И в какой-то момент я прочитал запись, что вот у нас появился новый Киплинг. Ну, Киплинг – это тот, который написал «Маугли», но в целом знают его по стихам. И я просто взял, оформил заказ и, не слушая, купил пластинку. Получается, там странная электронная музыка, где молодой человек, семнадцатилетний юноша читает стихи под электронный бит. Ну, что-то странное, абстрактное. Но вся эта музыка посвящена была его погибшему другу. Ну, какая-то трагичная смерть произошла, и вот он решил записать музыкальный альбом. И буквально через неделю эта пластинка с 30 фунтов вырастает до 500 фунтов, потом она дошла до тысячи, до полутора. Ну, ее переиздали не так давно, сейчас она стоит где-то 750 фунтов. Очень шикарная музыка, называется For Those I Love. И исполнитель, и альбом – то есть тот, кого я люблю. Очень трогательные стихи под электронную музыку. Слушать такое… Ну не знаю, например, мне в машине нравится послушать, честно. А дома на проигрывателе – ну, не знаю. Мария Карпова: Слава, я понимаю, когда на виниле слушают ретро-музыку, я понимаю. Действительно, есть вот эта ламповость. А зачем современным исполнителям это нужно? Слава Милк: Смотрите. Во-первых, для современных исполнителей это самый классный мерч. То есть артист едет в тур, у него концерт. Ну, не знаю, в майке артиста какого-то сейчас – мы все взрослые люди, мы подумаем, ходить или не ходить. А поддержать, например, артиста нам хочется. Так почему бы нам не купить пластинку, послушать ее? Опять же, условно, ты сходил с другом на концерт, или с девушкой, с женой ты сходил на концерт. Вы привезли какой-то сувенир, и это вас объединяет. Мария Карпова: То есть даже потом эту пластинку можно не слушать, она просто может где-то дома лежать на полке. Петр Кузнецов: Как память, как фотография, то есть воспоминание, да? Слава Милк: Самое ценное, конечно, самое ценное. И плюс ты можешь эти воспоминания потрогать, понюхать, не знаю, подержать в руках, оценить полиграфию. Петр Кузнецов: И, может быть, когда-то, если пришел к кому-то в гости, послушать. У нас, кстати, закончилась пластинка. Мария Карпова: У нас остается три минуты, но все равно, может быть, мы что-то… Петр Кузнецов: Повод послушать наших телезрителей. Здравствуйте, Александр. Мария Карпова: Слушаем вас, Александр. Зритель: Алло. Петр Кузнецов: Александра? Зритель: Нет, это Наталья Николаевна из Нижнего Новгорода. Петр Кузнецов: Наталья, извините. Мария Карпова: Да, слушаем. Зритель: У меня вот такой вопрос к вашему эксперту. У меня есть коллекция граммофонных пластинок, односторонних: хор каторжников Тобольской тюрьмы, запись голоса Льва Толстого, Вяльцевой… Мария Карпова: Ничего себе! Зритель: Они имеют какую-нибудь ценность или нет? И как их прослушать? Я не могу их прослушать. Наверное, на современных нельзя их прослушивать? Петр Кузнецов: Спасибо большое. Слава Милк: Сейчас расскажем. Петр Кузнецов: Вот эти маленькие, да? Мария Карпова: Две минуты, Слава. Слава Милк: Это шеллак, это не винил, это вообще немножко другая… Мария Карпова: Шеллак? Слава Милк: Ну, раньше был, получается, другой. Хотя, может быть, технология чем-то похожа с твоими ногтями. В общем, во-первых, воспроизводятся эти пластинки на другой скорости. Здесь у нас играет на 33 оборота в минуту, а там нужно 78. Там другая иголка. И нужен патефон. Стоят они только импортные пластинки, какого-нибудь немецкого и австрийского производства. То, что выходило в Советском Союзе – чаще всего 100 рублей за 100 грамм. Вот так. Чего-то такого ультраредкого… Мария Карпова: Ничего себе. Слава Милк: Но все равно важно содержание. Вот эти вальсы, фокстроты – это все классно, здорово, но… Ну, мы можем какую-то черту определенную подвести. Музыка меняется, люди меняются. Что-то уходит в вечность, а что-то остается пережитком прошлого, то есть не переживает вот эту вещь, такую глобальную. И сейчас эти все фокстроты – это для наших бабушек и прабабушек остались. У наших родителей своя музыка, у нас своя музыка. А у наших детей будет тоже своя музыка, и они будут отрицать эту музыку. И на самом деле есть замечательная цитата, если у меня есть секунда. Петр Кузнецов: Как раз. Слава Милк: Как говорил Уинстон Черчилль: «Если ты в юности не был бунтарем, то в старости ты будешь нудным грибом». Мария Карпова: Класс! Слава Милк: Поэтому всегда надо открывать сердце чему-то новому на самом деле. Мария Карпова: Спасибо вам большое. К сожалению, мало времени остается. Мы обязательно в начале следующего часа еще покажем некоторые фотографии. Очень интересно! Петр Кузнецов: И зачитаем ваши сообщения тоже, о ваших коллекциях. Спасибо. Мария Карпова: Слава Милк был с нами в студии, музыкальный журналист, коллекционер виниловых пластинок, блогер. Слава, спасибо большое. Мне кажется, это еще один повод – то, что нам не хватило времени – еще раз эту тему как-нибудь поднять. Петр Кузнецов: Конечно, безусловно. Друзья, через 5–7 минут мы снова в студии, во втором часе готовы вас приветствовать с двумя большими темами. Никуда не уходите далеко.