Анастасия Семенова: Все-таки давайте обсудим с экспертом, зависимость ли это или легкое увлечение. Сергей Ланг с нами на связи, психолог. Сергей, доброе утро, здравствуйте. Антон Липовский: Здравствуйте. Сергей Ланг: Здравствуйте. Анастасия Семенова: Ну что же, зависимость это, вечно покупать все, отложенных товаров двести штук... ? Сергей Ланг: В первую очередь это, конечно, зависимость. Вырабатывается она из-за того, что люди тем самым компенсируют недостаток внимания, который в их жизни происходит. Плюс это, скажем, такой, наверное, самый распространенный способ повысить в своем организме гормон радости. Мы все помним себя в детстве: когда нам становилось грустно, скучно, мы просили у родителей игрушки. И те родители, которые всегда поощряют запросы своих детей, тем самым делают из них в будущем т. н. шопоголиков. То есть происходит вот эта вот закрепленная фиксация определенных действий: человеку становится грустно – он выпрашивает или сам себе, например, покупает какую-то вещь – у него на время улучшается настроение. Но здесь важно понимать именно механизм действий, т. е. со временем реакция удовольствия, вот это ощущение радости будет все меньше и меньше по времени. Если раньше человек себе что-то купил и мог радоваться месяц какой-то вещи, то когда это происходят, например, регулярные покупки, то реакция буквально час-два, и человек уже вообще забывает о том, что он действительно себя чем-то порадовал, и вновь возвращается к маркетплейсам и начинает себе покупать то, что в большинстве случаев ему даже не нужно. Это уже такой некий процесс ухода от реальности: человек заходит на сайты, отвлекается от каких-то проблем, не только компенсирует себе дефицит внимания в жизни, а в целом это уход от проблем... Заходит на сайты, выбирает товары, заполняет корзину, покупает. Плюс здесь и ощущение того, что ты это ждешь день, два, три, может быть, неделю, когда тебе доставят эти вещи... Таким образом, человек живет вот этими ожиданиями. Если же у человека полно в жизни событий, каких-то встреч, мероприятий, у него такая жизнь насыщенная, то у человека нет желания, потребности лишний раз зайти на маркетплейс и что-то себе купить. Анастасия Семенова: Понятно, что после ковида такой прямо бум на онлайн-магазины. Но многие же просто не покупают, а просто тратят время, смотрят, изучают. Что, не с кем пообщаться? Это что, мы убегаем от одиночества? Антон Липовский: Это тоже терапия получается какая-то внутренняя. Анастасия Семенова: Вид досуга. Встретиться с друзьями, посидеть в телефоне туда же относится. Сергей Ланг: Вы знаете, безусловно, я в своей практике встречаю огромное количество семейных пар, которые испытывают проблему в отношениях, они мало общаются, но при этом я слышу, например, от мужей, что их жены целыми вечерами сидят как раз-таки на маркетплейсах и что-то выбирают на перспективу, на будущее, просто следят за какими-то новинками... То есть это определенный формат привычки. Поэтому здесь требуется проделать достаточно большую работу, для того чтобы человек научился, когда проводишь время со своим мужем, не пользоваться телефоном. Смотрите вы кино – не брать в руки телефон; встречаешься с подругой – тоже не брать в руки телефон. То есть это определенные привычные такие действия, определенные уже т. н. бытовые привычки, которые сформировались. А причин вот этой привычки, вот этого шопоголизма на самом деле очень много, поэтому здесь нужно менять привычный образ жизни человека, искать, где он совершает ошибку, чего ему не хватает в общении, в отношениях. Плюс хочу отметить, что многие люди заходят на эти маркетплейсы, потому что они боятся разговаривать со своим супругом, потому что им кажется, что они обязательно поругаются, или «я не знаю, о чем с ним разговаривать», а тут вроде ты время вместе проводишь, якобы смотришь какой-то сериал и залазишь на маркетплейсы. Поэтому это проблема в первую очередь общения. Анастасия Семенова: А можно прямо сообщение? «Доброе утро. Зависимость от бездумных покупок на маркетплейсе, думаю, идет из детства, когда был дефицит во всем». Тоже одна из причин? Ну вот старшее поколение. Сергей Ланг: Ну смотрите, дело в том, что, к большому сожалению, сейчас современный смартфон устроен таким образом, что он управляет твоим сознанием и твоим мышлением. Человек просыпается с определенными планами, например, на предстоящий день, и вот уже спустя пять минут тебе приходит масса оповещений с какими-то покупками, акциями, предложениями, человек вовлекается в этот процесс. Таким образом, если у человека подключены вот эти уведомления, всплывающие окна, которые постоянно его отвлекают от реальности, человек в это вовлечен. Поэтому здесь очень четко важно понимать, что одно дело, когда человек сам, целенаправленно понимает, что у него появилось время, он никого не будет ущемлять этим, он зайдет на этот маркетплейс и что-то себе купит. Но мы имеем дело чаще всего на сегодняшний день, когда человек не целенаправленно туда заходит, у него не было даже мысли: у него просто всплывает предложение, какая-нибудь горячая акция, и человек понимает, что он должен посмотреть, а что ему предлагают, какие сроки указаны, ему сложно от этого отказаться. Антон Липовский: Сергей, у нас не так много времени просто остается, хочется сразу заручиться какой-то рекомендацией. Вы сказали, не брать в руки телефон. Вообще, между шопоголизмом и нормальным потреблением, такая дискуссионная площадка, где граница проходит? Анастасия Семенова: Онлайн-шопоголизма. Антон Липовский: Если ты сейчас посмотрел телеканал ОТР и понял, что ты перебарщиваешь, вот с чего лучше начать? Какие-то действенные психологические приемы. Анастасия Семенова: Как помочь? Сергей Ланг: В первую очередь, самый практичный совет – это не держать большое количество денег на карте, потому что большинство покупок совершаются в первую очередь онлайн, и здесь очень важно выиграть время. Если человек будет понимать, что ему нужно взять деньги, пойти, положить на карту, у него уже, скорее всего, возможно, за этот период придет осознание, что ему не нужно покупать то, что он изначально хотел. То есть важно уйти от этого эффекта «хочу купить сразу, в моменте», поэтому это помогает. К тому же, нужно изменить свой образ жизни: больше общаться, больше уделять внимания своим хобби, в первую очередь это спорт, не знаю, чтение, вязание, танцы, что угодно. Чем больше физической активности, тем меньше у человека будет времени на проведение его на маркетплейсах. Анастасия Семенова: Отлично! Мне кажется, главное – это вот занять себя. Сергей Ланг с нами был на связи, психолог. Антон Липовский: Спасибо большое! Анастасия Семенова: Из Москвы вот такое прекрасное сообщение: «Да постоянно делаю заказы лекарств в аптеках, очень удобно и можно выбрать более экономичный по цене вариант, так как огромный разброс цен». И еще из Москвы сообщение: «Радоваться надо, что так удобно, можно заказывать товары и ассортимент огромный. Это скорее благо, нежели зло». Главное вот, чтобы не все твое время это поглощало, как сказал наш психолог. Антон Липовский: Да. Я бы от себя еще добавил, что, наверное, можно выделить для себя какую-то глобальную цель, к которой ты бы стремился и не распылялся на своем пути, я бы так сказал. Мы способы путешествий по России будем обсуждать в ближайшие полчаса после выпуска новостей, звоните и пишите. В частности, мы будем говорить про автотуризм. Я думаю, что вам есть чем поделиться. А сейчас новости.