Владимир Бахарев: Если вы понимаете, что кратчайший путь до школы опасен, пройдитесь вместе с ребёнком по тому пути, который вы считаете безопасным
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/vladimir-baharev-esli-vy-ponimaete-chto-kratchayshiy-put-do-shkoly-opasen-proydites-vmeste-s-rebyonkom-po-tomu-puti-kotoryy-vy-schitaete-bezopasnym-64576.html
Анастасия Семенова: Мы продолжаем и в этом часе вас спрашиваем: «Дорога в школу безопасна?». Да, нет – голосуйте, 5445 – номер для ваших SMS, также звоните нам в прямой эфир – 8-800-222-00-14. А сейчас мы обсудим эту тему с нашим экспертом. Владимир Бахарев у нас в студии, руководитель экспертно-методологического отдела Центра «Движение без опасности». Владимир, здравствуйте.
Владимир Бахарев: Здравствуйте.
Антон Липовский: Владимир, здравствуйте. Ну вот давайте сразу уточним. У вас на столе большое количество разных предметов, я так понимаю, это светоотражающие элементы, если я отсюда правильно увидел. А есть ли вообще регламент, какими они должны быть, сколько их должно быть в конце концов у того же ребенка, который идет в школу?
Владимир Бахарев: Требования к ним безусловно есть – как к материалам, так и к оборудованию одежды. Но это скорее касается рабочих профессий. То есть если мы говорим о детях, то есть требований непосредственных к расположению и так далее, к сожалению, нет. Но есть необходимость их использования. Это средство спасения ребенка в темноте.
Антон Липовский: Так.
Владимир Бахарев: Ну в первую очередь могу сказать, что вот самая страшная ситуация, когда один из участников события на проезжей части дороги друг друга не видят. Это касается и водителей, и пешеходов, и всех остальных. Так вот ситуация обостряется ночью, когда становится темно. Водитель, во-первых, часто не ожидает движения пешехода через проезжую часть, а, во-вторых, сам пешеход может относиться ну достаточно безалаберно к переходу.
Анастасия Семенова: Халатно.
Владимир Бахарев: Халатно, к переходу проезжей части дороги. И вот этот вот элемент позволяет одним участникам заметить других и предпринять какие-то меры по снижению вероятности риска. Более того, от себя расскажу, мы делали такой небольшой постановочный опыт внутри экспертного центра, мы смотрели как работает эта штука. Абсолютно темная дорога, выставили конус на определенном расстоянии и решили посмотреть, как рано водитель сможет заметить пешехода при ближнем свете фар.
Анастасия Семенова: И как?
Владимир Бахарев: Если световозвращающий элемент расположен правильно, то первая точка, если мне не изменяет память, была 157 метров, плюс-минус могу ошибаться в цифре, но тем не менее. Не забывайте, что на скорости 60 это дополнительные 2-3 секунды времени, а это очень много. В большинстве столкновений не хватает буквально…
Антон Липовский: Секунды.
Анастасия Семенова: Доли даже секунды.
Владимир Бахарев: Доли секунды. А эта штука позволяет заметить раньше.
Анастасия Семенова: А чаще вот даже на рюкзаках же у детей, ну если мы берем младшие классы, у них на рюкзаках есть эти светоотражающие эти элементы. На рюкзаках, или… Вы так улыбаетесь.
Антон Липовский: Ну есть светоотражающие, есть световозвращающие.
Анастасия Семенова: На комбинезонах там зимних есть. Дополнительно что-то нужно, или этого хватит? Может быть, я не знаю, шнурки, браслеты, шапка, я не знаю, с каким-то элементом, какой процент?
Владимир Бахарев: Ну давайте разбираться.
Анастасия Семенова: Или все надо на себя надеть?
Владимир Бахарев: Вот это вот светоотражающий элемент, это катафот, он отражает полученный свет. Вот это световозвращающий элемент, он более заметен на пешеходе. Такие элементы используются в обустройстве дорог, такие – в обозначении людей.
Ну в первую очередь хочу сказать, что чем больше мелькает этот элемент, тем он более заметен. О чем я говорю, то есть какие-то стационарные элементы, скажем, на куртке, на рукавах они менее заметны, чем самые обыкновенные шнурки. Вот у меня в руках световозвращающие шнурки.
Антон Липовский: Ах вот оно что.
Анастасия Семенова: Ого!
Владимир Бахарев: Вот они, да. И когда человек идет, ноги мелькают, что привлекает дополнительное внимание водителя в этой ситуации.
Анастасия Семенова: «А что это?» – У водителя сразу реакция.
Антон Липовский: Нет, ну по крайней мере он видит, что что-то есть.
Анастасия Семенова: Что что-то мелькает.
Антон Липовский: Кто-то есть, кто-то живой.
Владимир Бахарев: Если мы говорим о брелоках, то лучше использовать их на подвесе, чтобы они вращались и точно так же привлекали внимание. То есть здесь принцип очень простой: то есть чем ярче и чем чаще мелькает, тем более заметно это для водителя. И кстати, это модная штука, к которой стоит приучать детей с детства.
Антон Липовский: Скажите, вопрос теперь, наверное, такой в общем-то, вот мы видим, для многих актуальный. Как должна быть все-таки оборудована дорога перед школой? И разве это нормально, пишут нам телезрители, когда нету нужного там, не знаю, лежачего полицейского, который вообще по ГОСТу должен быть бы там, нету какого-то пешеходного перехода? Давайте еще раз напомним, как это должно быть, и что делать, если этого нет.
Анастасия Семенова: Куда обращаться?
Владимир Бахарев: Ну, коллеги, первое, с чего хочется начать – с того, что мы настолько привыкли жить в безопасном обществе, нивелировали столько угроз, что основная угроза нашей с вами жизни, как и детям – это дорога. И в первую очередь нужно воспитывать правильное отношение к дороге у ребенка.
Вот все, о чем вы сказали – это вспомогательные элементы, то есть то, что помогает ребенку преодолевать опасный участок. Но если у ребенка есть чувство ложной безопасности, понимания того, что пешеходный переход его защитит – нет, так оно не работает.
Безусловно, было бы клево, если бы у каждой школы в каждом селении, в каждом городе и каждой деревне был свой регулируемый пешеходный переход. Но в масштабах страны это, наверно, достижимая задача, но через какое-то время. В идеальной ситуации речь идет о том, что всегда должен быть пешеходный и транспортный светофор, то есть некий элемент, который разграничивает приоритет движения пешеходов…
Анастасия Семенова: И водителей.
Владимир Бахарев: И водителей. Но опять же, не везде можно такие поставить. Если мы говорим о крупных городах – o’k, согласен, если их нет – плохо и обращаться нужно в первую очередь в администрацию, во втором случае – в госавтоинспекцию, в третьем случае в ЦОД. Здорово, если делать во все 3 организации одновременно.
Антон Липовский: Но с другой стороны, есть ГОСТ, федеральный ГОСТ, которому все должны следовать. И наоборот, например, вот в городе как раз-таки, в мегаполисе, ты может быть и не разгонишься, а в небольшом населенном пункте, особенно через который проходит вот, например, такая трасса (посмотрите, у вас за спиной), мы понимаем прекрасно, что если там нет какой-то камеры, нету какого-то препятствия в виде лежачего полицейского, водители могут носиться.
И дети, которые все-таки остаются детьми, понятно, что они могут быть вышколены, мы можем их готовить с самого начала, но тем не менее… Тогда у меня вопрос: зачем тогда ГОСТы, если они исполняются не везде? Это же тоже вопрос.
Владимир Бахарев: Кстати, дорога неплохо оборудована, так, по картинке на самом деле. На самом деле здесь не хватает пешеходного перехода, это видно. От себя хочу сказать, что в удалении от Московской области и дальше вот на таких дорогах в большинстве своем стоят не просто пешеходные переходы, а подсвечивающиеся пешеходные переходы с элементами световозвращающих элементов, которые привлекают внимание.
Анастасия Семенова: Ночью они мигают, видимо.
Владимир Бахарев: Система ограничения скоростного режима транспорта и так далее, и так далее. То есть сказать, что их нет – это было бы неправильно. Они есть, но с точки зрения оборудования всех опасных участков… безусловно это работа администрации, и она должна выполняться в плановом порядке, в моей парадигме мира – в приоритетном порядке.
Антон Липовский: Если этого нет, куда обращаться? Вот жители пишут, что мы обращались, или не знаем, куда обращаться. Вот и те, и другие уже были.
Владимир Бахарев: Знаете, если мы говорим о небольших городах, в первую очередь мы обращаемся в свою школу, чтобы школа выступала инициатором.
Антон Липовский: А, в школу?
Владимир Бахарев: От директора. И потом уже с этим коллективным обращением обращаемся к городу, к администрации и в гос. автоинспекцию. То есть вот в эти два направления нужно работать. Если ответов нет, есть надзорные органы, которые, в общем и целом, могут поспособствовать движению.
Антон Липовский: Мы в понедельник начинали эту тему развивать, и нам сказали: «Ну если, ребята, вам уже никто не отвечает, тогда совершено точно надо писать в прокуратуру».
Владимир Бахарев: Да конечно.
Анастасия Семенова: Да, у нас есть звонок. Александр из Кисловодска. Александр, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Анастасия Семенова: Рассказывайте, слушаем вас.
Зритель: Значит, город Кисловодск. В нашем городе находится школа №18, это школа-интернат для незрячих детей, вот, направление к школе идет по улице Линейная, и эту улицу еще параллельно пересекает еще одна улица, название не могу сказать. Вот, являюсь родителем девочки, которая учится в этой школе, это моя дочка. Я сам незрячий тоже человек.
Движение по этой улице оживленное, особенно утром, потому что из ближайшего поселка машины выезжают, заезжают, вот. Нету лежачих полицейских, нету ориентиров никаких, чтобы дети нормально могли идти. Потому что есть слабовидящие, просто дети со светоощущением, есть те, которые вообще не видят. То есть дети идут с белой тростью.
Вот, в октябре-месяце, в конце октября сделали (единственное, что сделали) тротуар. Но опять-таки, тротуар идет по противоположной стороне, от самой школы, и вдоль этого тротуара ставят машины. То есть чтобы зайти на тротуар, он тоже под определенным углом идет. И нету ни ориентиров, нету никаких лежачих полицейских элементарно, чтобы машины могли тоже ну вот в этом плане останавливаться. Вот такой момент в нашем городе происходит. Вот единственная школа в нашем Ставропольском крае для незрячих детей.
Антон Липовский: Да, Александр, будьте с нами сейчас на связи. Вот сейчас Владимира попросим ответить. Как бы вы прокомментировали такое обращение?
Анастасия Семенова: Школа, первое, да?
Владимир Бахарев: Первое – школа, второе – для слабовидящих детей. Ну мое отношение к этому, конечно, негативное. Безусловно, я считаю, что вот в подобном месте должен быть установлен пешеходный переход регулируемый, и не просто регулируемый, а с обозначением для слабовидящих детей, то есть со звуковыми сигналами и так далее. Такая практика она существует. И здесь вопрос о том, какие меры предпринимали руководители школы, коллективное сообщество родителей для того, чтобы этот пешеход появился. Потому что кроме желания… желание – этого мало, нужны действия.
Анастасия Семенова: Нужно действие.
Владимир Бахарев: Конечно.
Анастасия Семенова: А вот вы как-то сказали, что нужно детям объяснять с детства правила дорожного движения, их вовлекать в игру, объяснять им, что многие дети не понимают до какого-то определенного возраста, что дорога – это действительно опасно. Они думают, что это какая-то игра. В школах тоже есть, в начальных классах, урок «Безопасность на дороге». И как часто проходит этот урок? И только в начальной школе? Или чем ребенок становится старше, какие-то другие правила объясняют? Какая практика?
Владимир Бахарев: На самом деле здесь практика достаточно обширная с точки зрения инструментария, но, к сожалению, достаточно скудно с точки зрения объема. Потому что огромный объем детей, огромный объем школ, где нужно провести информацию в рамках классных часов, в рамках межпредметных связей, безусловно есть уроки, посвященные безопасности дорожного движения. Но вы знаете, если это сказать однажды – будь внимателен, будь осторожен, это воспринимается «ну o’k, хорошо».
Анастасия Семенова: Спасибо, что сказал
Владимир Бахарев: Спасибо, что сказал. То есть процесс воспитания сейчас только ну набирает некие обороты с точки зрения безопасности дорожного движения. Самый сложный контингент – это младшие дети, это вот начало средней школы. Я поясню, почему, потому что это те дети, которые вскоре будут передвигаться самостоятельно. Сейчас они еще ходят за ручку с родителями. Но вот уже через какое-то время они получат большую свободу и им предстоит передвигаться по улицам.
С точки зрения практики обучения, ну в первую очередь хочу сказать, что в рамках подготовки детей действует множество общественных движений («Юный инспектор движения»). Вот это некие ячейки, которые специально набираются из детей, сверстников, которые проходят углубленное обучение по теме ПДД и становятся, знаете, как источником информации для всех остальных. Это вот я рассказываю один из примеров. Для сверстника очень важно, чтобы ему об этом сказал сверстник.
Анастасия Семенова: Понятное дело, в таком возрасте.
Владимир Бахарев: Если ему говорят об этом взрослые, то это одна история, а когда в среде сверстников, это становится ну неким трендом, неким стримом, не возникает желания это нарушать. И с точки зрения там воспитания нового поколения могу сказать, что вот эти вот отряды – это один из эффективных инструментов.
Вот совершенно недавно проходил фестиваль. Фестиваль, по-моему, назывался «Волонтеры»… Проходили, по-моему, в десяти регионах различные мероприятия, посвященные ПДД, ну вот в том числе и Дагестан стал участником.
Антон Липовский: В такую философию превращают вот в этой среде, чтобы они как-то начали этим проникаться?
Владимир Бахарев: Это не философия, это движение, понимаете, это нужно сделать модным. Вот в мое время было модным сидеть возле подъезда с гитарой и бутылкой молока, сейчас очень модно заниматься на тренажерах. Ну правда, это стало движением, и собственная безопасность с точки зрения дороги должна стать таким же движением. Это должно стать нормой, вот как спорт сейчас.
Антон Липовский: Да, не меняется только молоко, все правильно. Смотрите, Волгоградская область: «В центре города-героя Волгограда на пересечении улиц Жукова и Джанибекова дети вынуждены ходить в школу по мусорным отходам, отсутствует тротуар». Посмотрите, сколько сообщений про отсутствие тротуара, и то, что дети в итоге ходят там, где ходить ну точно не должны. Ну никому бы не понравилось… Давайте сейчас еще звонок примем.
Анастасия Семенова: Примем звонок. Вера из Волгограда как раз.
Антон Липовский: У нас Вера из Волгограда. Вера, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Антон Липовский: Я, насколько понимаю, у вас такая же история с пешеходным переходом и тротуаром.
Зритель: Да. Центральный район города Волгограда, улица Хиросимы-10, школа №6. Прекрасная школа, очень большая – тротуара нет вообще. Вот забор школьный и идет проезжая часть. Причем единственное – там есть знак ограничения скорости 40 км/ч. Но на 40 километров можно ребенка тоже спокойно сбить. Вот, вечером там практически нет освещения.
У меня 2 внука ходят в эту школу. Естественно, в начальную школу я вожу за руку, а в 9-й класс уже ходит сам. Вы знаете, переживаю. И вообще нет тротуара, даже намека, представляете?! Вот сразу из калитки выходишь на эту дорогу, со всех сторон причем школы, не только с одной стороны.
Антон Липовский: Мы поняли.
Зритель: А вот другие калитки, и обе калитки выходят на проезжую часть, представляете. Ну это безобразие! Куда только люди не обращались.
Антон Липовский: Да, Вера, вы обращались, соответственно уже?
Зритель: Лично я не обращалась, но я знаю родителей… Мы пошли только во второй класс, и я все время думаю, что надо. Но есть люди, которые уже обращались в администрацию центрального района – бесполезно. В этом году, не поверите, мне даже сон приснился, что там делают тротуар и объездную дорогу.
Антон Липовский: Уже до такой степени. Ну главное, чтобы сон был вещим. Спасибо, Вера, оставайтесь с нами на связи для того, чтобы послушать. Вот что делать, Владимир? А это, между прочим, Волгоград! Это крупный город.
Анастасия Семенова: А Владимир даже кивал, говорит, что знает.
Владимир Бахарев: Я примерно представляю, где это место, мне его показывали. Там действительно сложная ситуация. Я знаю, что действительно были обращения. И я не могу сказать ход движения развития этой ситуации, но от себя хочу добавить.
Вы знаете, здесь важно проявить инициативу самостоятельно. Если вы понимаете, что кратчайший путь до школы опасен, а речь сейчас идет о кратчайшем пути, пройдитесь вместе с ребенком по тому пути, который вы считаете безопасным. Выберете места пешеходных переходов для него и сделайте это стандартным маршрутом. Посчитайте время, которое у него…
Антон Липовский: То есть там есть такая возможность?
Владимир Бахарев: Там есть возможность зайти с другой стороны, но опять же речь идет о кратчайшем маршруте, а я говорю о том, что есть более длительные маршруты.
Анастасия Семенова: Альтернативные.
Владимир Бахарев: Альтернативные. И безусловно они занимают больше времени. Вот пройдитесь с ребенком, замерьте время, сколько это нужно. Если эта дорога занимает 15 минут, заставляйте ребенка, если он движется самостоятельно, выйти не за 15, а за 30 минут, чтобы у него не было необходимости идти кратчайшим путем.
Антон Липовский: Ну это вопрос подхода и дисциплины. А вот все-таки там, где мы видим, что ни слева, ни справа нет вообще места для тротуара, и тротуара, соответственно, нет вообще, и дети идут в итоге по обочине. Что делать? Вот, например, как Вера говорит, обращались уже и в местную администрацию до этого ее знакомые. Как быть тогда? Только в прокуратуру опять же письмо писать?
Владимир Бахарев: Знаете, ну есть 2 рычага. Первое – воздействовать на органы, которые бездействуют, а второе – это учить собственного ребенка безопасному поведению на проезжей части. Вот если один рычаг не работает, сосредоточьтесь на втором. То есть то, что это заработает – это вопрос времени. А вот то, что вы можете сделать сейчас сами, самостоятельно: первое – поясните, что такое световозвращающие элементы, приобрести их, повесить на ребенка, рассказать, как это клево.
Анастасия Семенова: А может быть даже купить всему классу.
Владимир Бахарев: А может быть даже купить всему классу.
Анастасия Семенова: Ну заинтриговать, заинтересовать.
Владимир Бахарев: В конце концов такое тоже возможно.
Антон Липовский: У нас остается все меньше времени. Давайте сейчас просто, у Инги, я так понимаю, прямо в продолжение нашей темы вопрос. Инга из Ростовской области сейчас с нами на связи. Инга, здравствуйте.
Зритель: Добрый день.
Антон Липовский: Мы вас слушаем.
Анастасия Семенова: Слушаем вас.
Зритель: Я звоню вам из города Батайск, Ростовская область. У меня такие же вопросы, как и у всех дозвонившихся в вашу студию. Мы обращались неоднократно в администрацию, уже третий мэр сменился после первого обращения, оборудовать пешеходным переходом перекресток в городе на Ленина-Подтопты. Там нет знаков пешеходного перехода, нет знака ограничения скорости.
Перекресток очень оживленный, очень часто почему-то по вечерам стало даже пропадать освещение по городу, хотя многие дети учатся во вторую смену. Нет освещения на центральных улицах, в Центральном парке. И нет школьных автобусов, которые должны деток возить из прилегающих районов. У нас есть районы Заливная и ДНТ «Труд», ну то есть там только начальная школа, а остальные дети добираются в городские школы самостоятельно.
Антон Липовский: Понятно. Инга, скажите, пожалуйста, на этом перекрестке часто что-то происходит, ДТП какие-то?
Зритель: …я думаю, телевидение будет этому способствовать.
Анастасия Семенова: Инга?
Антон Липовский: Инга, вы нас слышите?
Зритель: Да, да, слышу.
Антон Липовский: Инга, скажите, а на этом перекрестке случались какие-то ДТП, что-то происходило уже?
Зритель: На данный момент не могу сказать, что были ДТП, но по городу вот в тех местах, где нету оборудованных пешеходных переходов – да, бывает. В темноте у нас были аварии, в темное время суток, потому что город недостаточно освещен.
Антон Липовский: Понятно. Да, спасибо вам большое, Инга. Это вот как и Александр из Архангельской области, который звонил. Он говорит, даже уже двух детей сбивали, а вот, собственно, ничего не было предпринято. Ну вот как быть в такой ситуации?
Владимир Бахарев: Друзья, ну давайте еще раз смотрим на ситуацию такую, какая она есть. Время на обустройство, на административное взаимодействие, конечно, будет потрачено еще немало. Но давайте не снимать с себя ответственности. Не надо ждать от города вот такого подарка, как «вот вам классный пешеходный переход». Это безусловная необходимость, это требование населения города. Но до тех пор, пока оно не выполнено, вся ответственность лежит на родителях.
Расскажите о безопасном переходе проезжей части. Научите ребенка действовать в тех условиях, в которых он живет. К сожалению, обойти вот этот вот период не получится. До тех пор, пока нету этой инфраструктуры, вся ситуация в ваших руках, родители, в ваших.
Анастасия Семенова: А еще такой вопрос. Про жилеты не поговорили, что очень часто, ну, наверно, все замечают водители –младшие классы, детишки, когда они там идут на экскурсию, все они оснащены такими жилетами. Только младшие классы или может быть вся школа должна? Вот кто решает, когда они идут или едут, или переходят дороги?
Владимир Бахарев: С точки зрения решения, я думаю, что хорошее решение – надеть световозвращающие жилеты с точки зрения экскурсий. Это приучает детей пользоваться этими элементами, объясняет, почему это необходимо и важно. Но абсолютного требования, что вот там до 12 лет это нужно делать, нету. Это на усмотрение родительского сообщества и учителей.
Но зная учительское сообщество, стремясь обезопасить своих детей, они это делают вплоть до старших возрастов. И если речь идет о каких-то экскурсиях в темное время суток, ближе к вечернему, хочу напомнить, что это крайняя необходимость – иметь при себе какие-то световозвращающие жилеты.
Опять же, возвращаясь к элементам, вот простые слэп-браслеты, которые надеваются на руку вот так, в общем и целом, выделяют детей. Это ну некий элемент опознания. И вот точно так же сделать можно. Это недорогие элементы, на которых можно написать «9-В», школа такая-то, и повесить туда символику, почему нет.
Анастасия Семенова: Да, и еще главное, шнурки.
Антон Липовский: Шнурки – да, это вот еще раз прорекламируем. Владимир, я вам более того скажу, вас прямо поддержали в одном из SMS: «Абсолютно всех пешеходов, кто переходит дорогу в темное время суток, обязать носить светоотражающие элементы. За их отсутствие – штрафовать. Действительно не видно, они как серые мышки выбегают в своих капюшонах на дорогу, в темное время их вообще не видно». Вот, собственно, это подтверждение того.
Анастасия Семенова: Да, и давайте подведем итоги нашего SMS-опроса. Вас спрашивали: «У вас дорога к школе безопасна?». «Да» ответили только 40%, и «нет» – 60.
Антон Липовский: И как правильно сказал Владимир Бахарев, руководитель экспертно-методологического отдела Центра «Движение без опасности», который у нас сегодня был в гостях, нужно начинать все-таки, наверное, с себя, с семьи, и прежде всего рассчитывать на собственные силы. Ну и конечно же, если какие-то вопиющие нарушения, обращаться уже в соответствующие инстанции. Если не услышали – всегда есть какая-то прокуратура.
Ну эту тему продолжат еще (безопасность движения в школу, безопасность дорожного движения) обсуждать коллеги из дневного «Отражения». Обязательно смотрите этот эфир. Далее у нас большой утренний выпуск новостей. С вами работали Анастасия Семенова.
Анастасия Семенова: И Антон Липовский. На сегодня это все. Надеюсь, все поменяется в лучшую сторону. Пока-пока.