Петр Кузнецов: С нами на связи сейчас Владимир Ларин, он специалист по подбору автомобилей. Выясним, что нас ждет на вторичном рынке прежде всего. Ну и заодно задавайте вопросы, может быть, есть какие-то вопросы среди тех, кто сейчас выбирает автомобиль на вторичном рынке, что вам важно узнать. Владимир, здравствуйте. Владимир Ларин: Здравствуйте. Мария Карпова: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Очень возмущается наш телезритель, я имею в виду не один, а такой коллективный зритель-автомобилист, что резко растут цены, выросли уже, на рынке, ну на новом понятно, на вторичном тоже. Но можно ли это назвать резким ростом, или это все-таки плановое повышение и мы всегда его наблюдаем, ну особенно в последнее время мы его наблюдаем точно? Владимир Ларин: Этот рост вызван дефицитом в первую очередь. И пора бы, наверное, наверху, как говорится, задуматься о снижении ввозных пошлин либо вообще об их отмене, а также о снижении экологического класса автомобилей, которые граждане могут ввозить в Россию бэушными, чтобы остановить этот рост. Иначе рост будет постоянно продолжаться и людям попросту не по карману будет купить новый автомобиль. Петр Кузнецов: Ага. Мы правильно понимаем, что, во-первых, современная машина, неважно какая, собирают все равно где-то здесь, после 10 лет еще жива, ликвидна и может много проездить? То есть срок владения автомобилем увеличивается и в ближайшие годы на рынок автомобилей с пробегом станет выходить, уже выходит все меньше и меньше машин? То есть предложений меньше? Владимир Ларин: Да, среди тех автомобилей, которые произведены у нас, естественно, их станет меньше, и потом это число будет, оно уже практически в несколько раз снизилось по сравнению с цифрой 2021 года. Значит, 2 года назад в России продавалось 1 миллион 700 тысяч новых автомобилей, сейчас эта цифра, я думаю, раз в 5 сократилась, вот. И долю новых автомобилей займут бэушные автомобили, привезенные по параллельному импорту, еще каким-то там схемам. Ну и завод в Тольятти там продолжает выпускать часть продукции, так сказать, которая ну совершенно небольшую часть рынка занимает. Петр Кузнецов: Ага. Итак, человек сейчас вот выбирает, допустим, автомобиль, сейчас очень легко в этих цифрах и суммах, которые выставляют на вторичном рынке, запутаться, утонуть, сложно понять, что же действительно отвечает качеству. Как эффективно в наше время и с наименьшими затратами проверить б/у автомобиль и понять, что действительно он стоит этих денег? Владимир Ларин: Наименее затратно будет проверить автомобиль, который эксплуатировался по России. Вряд ли вы сможете запросить историю, допустим, по Европе или по Эмиратам, Корее. Но есть, в некоторых странах есть определенные агрегаторы, которые собирают информацию о жизни автомобиля от завода до его последующей продажи второму, третьему владельцу, некоторые базы есть, но не во всех странах. И поэтому если есть, допустим, у Volkswagen или там у Audi, так сказать, общемировая база, там можно проверить историю хотя бы пробега у автомобиля, который эксплуатировался за границей, то, допустим, у какой-нибудь Toyota или Kia нет такой возможности. Стоит при выборе такого автомобиля опираться на собственное впечатление, то, что вы видите, либо вызвать специалиста, чтобы он хотя бы посмотрел на автомобиль и немного, так сказать, поднял его историю, т. е. был он битый, крашеный, хотя бы соответствует у него заявленный пробег или не соответствует, выяснил такие вот нюансы, и тем самым можно хотя бы спрогнозировать дальнейшее время эксплуатации и жизни такого автомобиля. Петр Кузнецов: На стоимость что влияет сейчас, пробег или год? Владимир Ларин: Может быть автомобиль в хорошем сохране, допустим, ему 5 лет, а он проехал всего лишь там 5 тысяч километров, и, естественно, он будет стоить дорого, допустим, как 2-летний автомобиль ровно такой же марки, комплектации, но с пробегом 100 тысяч километров. Поэтому влияют все параметры. И также крашеные детали, количество владельцев, наличие второго комплекта резины, общее состояние автомобиля – в общем, это все-все-все мелкие факторы, из которых складывается стоимость. Петр Кузнецов: Ага. То есть на автоэксперта, т. е. на подборщика, стоит потратиться, это стоит того, да, чтобы заложить какую-то... ? Владимир Ларин: Это стоит совершенно недорого. Петр Кузнецов: Хорошо. Владимир Ларин: Примерно как одна-две заправки полного бака на брендовой заправке. Петр Кузнецов: Ага. А давайте теперь поговорим о тех, кто вот услышал, что машины растут, что на самом деле машина превратилась не в пассив, а в актив, т. е. ее сейчас можно продать дороже, чем ты брал, пусть даже если это происходило несколько лет назад. Что выгоднее, продать машину с царапинами, внешними дефектами или все-таки вложиться в ремонт перед продажей и продать дороже, соответственно? Владимир Ларин: Внешний вид – это один из таких факторов, на который смотрит даже не разбирающийся в автомобилях человек. То есть не все приезжают со специалистами по подбору, сами не разбираются в автомобилях, и внешний вид – это первый фактор, который влияет на продажу. То есть человек приехал к вам не разбирающийся с женой, со своим ребенком; они вокруг походили, машина просто красивая, без дефектов, и она внешне уже 99%, что она сама себя продаст, вот. Если у нее, допустим, не «лысая» резина, не затертый салон, не грязный, если вы просто покажете человеку минимально там подготовленную машину чистую, если частник частнику ее, условно говоря, продает, то это, скорее всего, залог успеха. Просто показать чистую хорошую машину, подготовленную, без какого-то мусора в салоне, без царапин... Просто как будто вот, как вы после мойки выезжаете, для себя что-то делаете... Петр Кузнецов: Ага. Владимир, 30 секунд у нас. Вот вы что рекомендуете сейчас человеку, который решил подзаработать на своем, казалось бы, уже старом автомобиле? Сейчас время продавать, или еще можно ждать и цены будут только расти? Владимир Ларин: Цены будут расти, поэтому рекомендую беречь свои автомобили, чтобы их продать дороже: ездить аккуратнее, следить за обслуживанием, чаще менять масло, чтобы двигатель прожил как можно дольше. Сейчас всякие капитальные ремонты и любые мелкие даже ремонты бьют по карману обывателя, поэтому... Бережнее относитесь и сохраняйте автомобили, будет возможность их продать дороже. Мария Карпова: Спасибо! Петр Кузнецов: Благодарим! Мария Карпова: Спасибо большое! Владимир Ларин был с нами на связи, специалист по подбору автомобилей.