Мария Карпова: Как и обещали, все самые важные вопросы зададим нашему эксперту. У нас в студии Владимир Ларин, специалист по подбору автомобилей. Владимир, здравствуйте. Владимир Ларин: Здравствуйте. Мария Карпова: Все-таки мне хочется сразу вот эту вот Петину тему продолжить. Петр Кузнецов: Какую? Мария Карпова: Так ли уж плохо слишком рано поменять летнюю резину на зимнюю? Критично это или не критично? Владимир Ларин: Нет, не критично. Лучше на неделю раньше, чем на день позже. Петр Кузнецов: Вот. Владимир Ларин: Это, во-первых, безопаснее будет. Во-вторых, вы к ней привыкнете уже немного, будете понимать, как ведет себя автомобиль на зимней резине, потому что летняя и зимняя – совершенно разные ощущения от езды, ощущения от вождения. Поэтому Петр сделал все правильно. Петр Кузнецов: Владимир, т. е. вот сейчас я еще нет, но можно, да, уже? Или даже несмотря на то, что мы можем сделать это за неделю пораньше, все равно рано? Владимир Ларин: Нет, в Московском регионе, я считаю, можно еще несколько дней поездить, потом уже начинать. Петр Кузнецов: До конца октября. Мария Карпова: Да, но Московский регион – это Московский регион, но все-таки страна большая. Есть ли какая-то оптимальная формула? Владимир Ларин: По стране нет, естественно, во всех регионах разная погода. В Мурманской области можно было еще месяц назад одевать зимнюю резину, а в Краснодарском крае – через месяц. Поэтому у нас огромная страна, везде различные условия. Водители сами должны смотреть по сезону, по погоде, заранее, соответственно, прогноз погоды мониторить и уже обувать зимнюю резину. У нас есть отдельная группа любителей старых внедорожников премиальных, которые ездят всю жизнь на зимней резине, как сказал Петр, из Санкт-Петербурга кто-то писал. Мария Карпова: Это Петр прочитал сообщение... Владимир Ларин: Действительно, такие люди есть, которые ездят всю жизнь. Мария Карпова: Почему? Петь, ты тоже, по-моему, мне как-то рассказывал, что ты летом ездил на зимней резине. Петр Кузнецов: Наверное, в этом не стоит признаваться, но раз уж ты меня... Да, было дело... Мария Карпова: Ты это в эфире рассказывал. Петр Кузнецов: Да? Что? Один раз сказал, не заметили, а два-то раза заметят... Было дело, да. Один раз у меня просто зимняя уже подходила к концу и я решил добить ее летом. Ничего не произошло... Я же езжу аккуратно, 20, максимум 30 километров в час. Мария Карпова: Помимо погоды что еще стоит учитывать? Рельеф, например? Владимир Ларин: Естественно. Рельеф, привод вашего автомобиля: у кого-то задний привод, у кого-то полный привод, передний привод... Поэтому это все влияет на сцепные качества. Плюс умение водить машину: кто-то вчера сел за руль, кто-то 20 лет... Зачастую с пожилыми людьми общаемся, у которых по 30 лет стажа, они говорят: «Я раньше всю жизнь ездил на летней резине, даже зимой...» Петр Кузнецов: Да-да-да. Владимир Ларин: Типа: «У меня ни АБС, никаких дополнительных систем нет, у меня есть очень крутые навыки вождения». Поэтому есть такие старой закалки люди, они... Петр Кузнецов: ...любят вспоминать те времена. Владимир Ларин: Да-да-да. Петр Кузнецов: На этот случай есть т. н. всесезонная. Давайте все-таки с ней тоже окончательно разберемся, да или нет. Потому что есть люди, может быть, те, которым лень менять, вот они используют всесезонную т. н. резину. Я читал, что не бывает такой. Она может так называться, но... Владимир Ларин: Да, такая резина действительно есть, но от нее не стоит ожидать потрясающих сцепных свойств как зимой, так и летом, она просто универсальная, поэтому на ней нужно ездить аккуратно. Петр Кузнецов: Но можно. Мария Карпова: И все, да? Владимир Ларин: В любое время. Петр Кузнецов: Ну и менять, наверное. Мария Карпова: Зависит от климата, от региона? Владимир Ларин: Естественно, вы зимой на ней не должны ездить как на зимней, т. е. все равно у нее сцепные свойства похуже. Петр Кузнецов: Все равно нужно каждый раз думать, в напряжении держать себя. Мария Карпова: Что касается производителей. Помню, вот сообщение было, что лучше выбирать российских, что китайцы еще не научились делать... Ну вот еще белорусские, я сегодня прочитала, многие советуют... Что бы вы здесь сказали? Владимир Ларин: Я бы советовал почитать отзывы, потому что вот самую... Допустим, если проверенная марка, которая давно на рынке, то в принципе о ней много отзывов, и какая-то если выходит у нее топовая новая сезонная модель, то я думаю, что ее в принципе можно брать. А вот если какая-то ноунейм т. н. марка, т. е. которая только зашла на рынок, вы это название ни разу не слышали, но вам ее предлагает менеджер в автомобиль, все равно посмотрите в интернете: может быть, это какой-то суббренд, допустим, известной марки выпускает под каким-то экономбрендом резину... Лучше все-таки почитать, посмотреть. Я, допустим, для себя какую-то неизвестную резину не купил, я бы все-таки чуть переплатил, допустим, какую-то небольшую сумму, но все-таки взял бы известный бренд. Мария Карпова: На что стоит обратить внимание еще в автосалоне, когда вы приобретаете зимнюю резину? Не знаю, топ-3 или топ-5 вещей, на которые надо обратить внимание? Владимир Ларин: Во-первых, она должна подходить по размеру, не надо с этим играть, шутить. Потом, у нее есть индекс скорости и индекс нагрузки, на вот эти вот моменты надо обратить внимание. Петр Кузнецов: А индекс скорости от чего зависит? Это вот дополнительные параметры, это вот те параметры, которые идут после таких традиционных, стандартных, 215 наклонная черта, да, и дальше... Владимир Ларин: Да, это размер должен совпадать. У каждого автомобиля есть табличка в дверном проеме, там есть допустимые размеры резины для этого автомобиля, соответственно, индекс скорости и индекс нагрузки уже можно будет в инструкции по эксплуатации автомобиля посмотреть. Петр Кузнецов: Да-да-да. Просто я как-то когда выбирал, ну вот я прямо хотел, именно вот чтобы все совпадало, все параметры, на что мне в нескольких, я не помню, магазинах или на интернет-сайтах сказали: «Да это уже дальше не обращайте внимания...» Владимир Ларин: Нет-нет-нет, индекс нагрузки тоже важная вещь. Допустим, есть более мягкая резина, более жесткая, соответственно, более мягкая будет лучше держать, но изнашиваться быстрее. Так же и наоборот: жесткая резина будет очень износостойкая, вы на ней, допустим, можете 60 тысяч километров проехать, но у нее износ будет минимальный, при этом у нее сцепные свойства все равно другие, она себя по-другому ведет. Это как каблуки условно вы одеваете или туфли жесткие, кроссовки – это разные вещи. Петр Кузнецов: Ну да. Мария Карпова: А что касается протектора и рисунка? Владимир Ларин: Протектор и рисунок тоже зависят... Значит, есть резина направленная и ненаправленная. Допустим, направленную можно ставить только по направлению движения, а ненаправленную можно колеса менять, перекидывать направление движения: допустим, если у вас немножко износилась внутренняя сторона или внешняя сторона, вы можете просто местами перекинуть ее, развернуть и поехать. Но с направленной нельзя так делать, только можно, получается, левое с правым менять, а заднее с передним, получается, вы не развернете, т. е. наоборот. Мария Карпова: Это уже такое, мне кажется... Это специалист уже должен в этом разбираться. Приходишь в автосалон... Петр Кузнецов: Ну как? Если мы о рисунке, то приглашаешь художника профессионального, он так смотрит... Мария Карпова: «Ну ничего». Петр Кузнецов: «Нормально». Владимир Ларин: От рисунка еще зависит шумность. Чем выраженнее грунтозацепы и чем больше между ними расстояние, то, соответственно, тем шумнее будет резина, нежели резина с более таким гладким протектором. Мария Карпова: Николая успеем выслушать из Кировской области, нашего телезрителя. Николай, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте, студия. Я хочу задать вопрос эксперту. От езды по зимним дорогам шипы частенько вылетают – сколько можно эксплуатировать данную резину? Спасибо. Петр Кузнецов: Можно я уточню? В смысле, если на ней шипов не останется, или вообще? Ну то есть мне кажется, что как все отвалятся, так все... Или нет, или можно продолжать ездить? Владимир Ларин: Ну вот у вас, Петр, зимняя резина стала летней, условно говоря, когда выпали все шипы, вы ее докатали – так было? Петр Кузнецов: У меня никогда не было, я на шипах никогда не ездил... Владимир Ларин: А, это была нешипованная резина, которая стала летней, условно говоря? Петр Кузнецов: А, та самая, которую я... ? Это липучка была Владимир Ларин: А, липучка. Она просто стала летней. Петр Кузнецов: Да. Но просто мне кажется, что шипы – это тем, кто чаще ездит за город, живя в городе, например, работая, а по городу можно спокойно ездить без шипов. Владимир Ларин: Естественно, если, вот как наш телезритель задал вопрос, все шипы выпали, то эту резину можно эксплуатировать, но не стоит от нее ожидать каких-то высоких сцепных свойств. Соответственно, на ней стоит передвигаться с большей осторожностью, вот и все. Мария Карпова: Если коротко по возможности, если вот сейчас только понял, не знаю, вспомнил, что нужно приобретать зимнюю резину, есть ли тут возможность как-то еще сэкономить? Владимир Ларин: Естественно, цена резины немножко повышается в сезон, так как повышается спрос. Чтобы сэкономить, можно посмотреть в принципе сайты-агрегаторы объявлений, общедоступные площадки, на них иногда люди продают резину в принципе в неплохом состоянии. Но я вот когда сам для себя искал, реально там где-то, наверное, из 100 объявлений 90 объявлений просто резина, которая вот должна на свалку отправиться, и люди просто ее продают, хотят еще за нее какие-то деньги, причем даже невменяемые деньги... Просто смотришь на это и... Мария Карпова: То есть обязательно надо со специалистом тогда это делать, да? Петр Кузнецов: Это, скорее всего, мои вот те зимние, которые я летом проездил, нашли и еще пытаются их продать. Кто знает. Владимир Ларин: Да. Кстати, по поводу специалиста по выбору шин: я как-то отправлял человека, меня клиент попросил подобрать машину, не было в тот момент по сезону резины, и есть такой человек, который занимается шинами, дисками, выкупом. Я дал его телефон, он поехал, девушке специально помог выбрать резину. Он ее проверил, естественно, диски, проверил на оригинальность, протектор, износ и т. д., и после этого они купили, никаких жалоб не было. Мария Карпова: Спасибо большое! Владимир Ларин был сегодня с нами в студии, специалист по подбору автомобилей. Мы вас спрашивали, поменяли ли вы резину на зимнюю. 45% ответили, что да, «нет» – 55%. Ну да, почти 50 на 50, так разделились. Петр Кузнецов: Спасибо, что начали этот понедельник с нами! Продолжайте это делать, просто продолжайте оставаться на «Общественном телевидении России», а мы увидимся завтра в 08:30 по Москве. Не пропустите! До завтра, пока!