Анастасия Семенова: Наличие полиса ОСАГО с 1 марта 2025 года будет проверяться по камерам. Этот эксперимент продлится год. Если система не обнаружит полис, то на Госуслуги будет отправлено предупреждение, но пока, как говорят эксперты, без штрафа. Также ранее сообщалось, что за отсутствие полиса штрафы вырастут. Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму. В первый раз водитель отделается штрафом в 800 рублей, но за повторное нарушение он уже заплатит от 3 до 5 тысяч рублей. От вас мы получили огромное количество сообщений о том, что нужно разобраться все-таки с полисом. Как правильно оформлять ДТП, как вести себя, если вам выплачивают меньше денег, и можно ли оспорить выплату или вписать в действующий полис человека? Если у вас есть вопросы, то скорей задавайте – в студии у нас сегодня... Руслан Арсланов: ...Юрий Николаевич Капштык, юрист-медиатор, специалист по безопасности дорожного движения. Юрий Николаевич, здравствуйте. Юрий Капштык: Доброе утро. Руслан Арсланов: Добро пожаловать. Спасибо, что нашли время и пришли к нам. Вопрос такой, действительно интересный и сложный. Вообще, часто в вашей практике возникают вот эти вопросы, когда люди не могут договориться на дороге? Юрий Капштык: Вы знаете, это случай достаточно распространенный, и если взять статистику обращений или произошедших ДТП, то, как правило, нужно разделять тогда на две части. Первая часть – это обычные водители, и вторая – это профессиональные водители. Бо́льшую часть вопросов, связанных как раз, именно с полисами, которые недействительные, подложные, это составляют перевозчики, т. н. такси, лица, которые работают именно, как раз в этом направлении. Руслан Арсланов: То есть, казалось бы, профессиональные водители... Юрий Капштык: Да. Тем более что если вспомнить о законе о такси, значит, они обязаны делать страхование два раза в год, плюс проходить техосмотр ежегодный дважды, плюс подтверждать свою квалификацию. Но если мы с вами посмотрим, то проблема вызвана тем, что владелец транспортного средства может быть ИП, он берет просто-напросто, имея десять машин, он их передает самозанятым так называемым... Анастасия Семенова: ...в аренду. Юрий Капштык: ...в аренду, да, и потом выясняется, что все расходы, которые обязано нести как раз, именно лицо, использующее транспортное средство, а он как раз приобретает полис, естественно, где дешевле. Плюс ко всему, так как существует закон об обязательном страховании, о ОСАГО, то давайте не забывать о том, что мошенники все-таки очень часто делают различные фишинговые сайты, подложные и т. д. Если даже теоретически взять затраты на создание такого фиктивного сайта, который идентичен сайту страховой компании, они за месяц, к примеру, за месяц работы получили тысячу заявок. Они берут, естественно, предложением по цене, что «вы сэкономите», цена такая-то. То есть тысяча заявок по 5 тысяч там, где должен быть полис 7–9 тысяч, – это сразу 5 миллионов. То есть даже если взять технические расходы на создание такого сайта, запуск, то за месяц они просто получают 5 миллионов. Естественно, водитель когда не профессионал, когда он просто в интернете набирает «оформить полис дешево», он видит цену, его это прельщает, тем более ему тут пишется «вы можете ничего не делать». Да, ему придет отсканированный вид, Photoshop позволяет сделать любой вид полиса и т. д. Он в этом особо и не разбирается. Он ездит до той поры, пока не случилась беда, пока не случилось ДТП. И вот здесь, когда случилось ДТП, уже он начинает [понимать], тогда выясняется, что полис-то подложный. Он и сам-то мог даже не знать... Есть, конечно, категория, которая осознанно идет на этот шаг, якобы полис есть и т. д. Но в т. ч. и нововведения вызваны тем, что все-таки полис существует в бумажном виде, многие страховые компании как раз предлагают е-полис, т. е. в электронном виде заполненный. И вот из этой инициативы, которая идет, там как раз оформление электронного полиса с QR-кодом, т. е. инспектор при использовании специального средства считывает QR-код и ему сразу видно, кто когда страховал, какая страховая компания и т. д. При этом до января месяца действует и оформление в бумажном виде, и в электронном виде. Поэтому вопрос касательно выявления подлинности полиса и последствий достаточно серьезный и сложный. Могу пояснить также, что если оказалось, что полис недействительный, то здесь развитие сюжетов уже идет двумя направлениями. Первое: либо лица сумеют договориться на месте... Потому что у нас в практике уже внедрен т. н. европротокол, где лица при малозначительности ущерба оформляют и потом могут передать сведения в страховую компанию. Или же вызов инспектора на ДТП. Очень распространенное явление на сегодняшний день, когда люди просто не умеют пользоваться европротоколом, а также просто не пытаются прочитать, заполнить, галочки поставить, свою подпись, расписаться, вызывают инспектора ГАИ, инспектор приезжает и, как правило... Анастасия Семенова: ...штраф выписывает. Юрий Капштык: В первую очередь сразу же идет негативная реакция: «Что нас вызвали? Могли бы заполнить европротокол». Что касается, если выясняется, что полиса-то нет, то вот здесь уже наступает немножко другой момент. Если виновник готов возместить ущерб, это можно сделать, как в присутствии свидетеля написать соглашение, как, даже если приехали инспектора, согласовать вопрос, но вопрос гарантии исполнения. Анастасия Семенова: Вот. Где они? Юрий Капштык: Опять же здесь давайте смотреть. Машина чья? Она в аренде. Гражданство какое у него? Он либо здесь находится на временной регистрации и по патенту работает... Естественно, тут гарантии минимальные. Тогда необходимо действительно уже брать, составлять с участием инспекторов протокол, для того чтобы можно было предпринять различные, в т. ч. административные, меры. Как правило, это очень часто выясняется тогда, когда есть не только значительный ущерб, повреждение автомобиля, но и страдают люди, т. е. пассажиры, другие... Анастасия Семенова: Понятно, нанесен какой-то ущерб. Юрий Капштык: Да-да-да. Но если нет, человек, скажем так, имеет российское гражданство, может быть, даже местную прописку и т. д. и он предлагает вопрос урегулировать, то я считаю, что это достаточно допустимый способ. Потому что последствия, разбор в ГАИ, потом обращение если в страховую, страховая даст отказ, потому что нет страховки... Это вынуждает обращаться в суд, для того чтобы взыскать ущерб... Все это, во-первых, время... И плюс ко всему такой момент. До момента, пока не обратились в суд и не провели экспертизу автомобиля, судебную экспертизу, вы не можете им пользоваться, а хочется всегда, как правило... Анастасия Семенова: ...побыстрее и поскорее. Юрий Капштык: Да-да-да. Анастасия Семенова: Вот вопрос есть от телезрителя из Тульской области: «За отсутствие полиса штраф, а крупногабаритную технику не страхуют, «КамАЗ», например», – написали нам из Тульской области. Такое возможно? Юрий Капштык: Крупногабаритную технику не страхуют. Вы знаете, для меня это открытие. Если есть такая потребность, я готов вне эфира оставить свои координаты, пускай свяжутся, мы разберемся с данной ситуацией. На самом деле автомобиль – это транспортное средство, которое подлежит обязательному страхованию. Анастасия Семенова: Смотрите, написали: «Как заставить страховую компанию застраховать мототехнику? Не хотят, изворачиваются по-всякому». Руслан Арсланов: Да-да-да, я это и хотел сказать. Анастасия Семенова: Из Красноярского края. Юрий Капштык: Я вам дам алгоритм. Возьмите, пожалуйста, напишите письменное заявление, «прошу заключить со мной договор страхования гражданской ответственности», пусть вам в письменном виде откажут, и этот письменный отказ отвезите в прокуратуру. Пускай прокуратура в рамках проверки соблюдения закона проверит деятельность данной страховой компании. Она будет привлечена в административной, а если выяснится, что это их самоуправство, то и к уголовной ответственности. Анастасия Семенова: Вот спрашивают из Кемеровской области: «У меня страховка стоит 5 300 рублей. Недавно сын сдал на права, сейчас у него страховка стоит 42 тысячи. Это нормально?» Мне кажется, наверное, это о КАСКО, но КАСКО не может стоить 5 300... Юрий Капштык: 5 300... Во-первых, страхование по ОСАГО исходит из автомобиля, его пробега, состояния, и плюс опыта водителя, раз. Второе: то, что сын, это однозначно КАСКО, это цены КАСКО. Анастасия Семенова: КАСКО. Юрий Капштык: Это нормально, это нормально. Анастасия Семенова: Ирина из Москвы нам дозвонилась. Здравствуйте, Ирина. Руслан Арсланов: Добрый день. Зритель: Здравствуйте. Юрий Капштык: Доброе утро. Зритель: Очень приятно вас видеть каждое утро, дорогие ведущие! Поднимаете мне настроение! Анастасия Семенова: Спасибо большое! Руслан Арсланов: Спасибо! Зритель: Я хочу задать вопрос. Анастасия Семенова: Давайте. Зритель: Вы знаете, совершенно мне как обывателю не понятно, а почему нас обязывают страховать. То есть если не будет этой страховки, то будет что? То есть квартиру я хочу страхую, хочу – не страхую, дачу хочу страхую, хочу не страхую. А кто же меня может обязать вот это ОСАГО, страховать машину обязательно? КАСКО тоже, хочу – страхую не страхую. Это чей-то бизнес, или что это такое? То есть если этого не будет, обязательной страховки, то что будет? Руслан Арсланов: Спасибо вам за вопрос. Анастасия Семенова: Кто будет выплачивать ущерб, это понятно... Мне кажется, Юрий Николаевич, это самый популярный вопрос. Юрий Капштык: Я хочу уточнить, если еще на связи: у вас есть автомобиль? Зритель: Да. Юрий Капштык: Есть. Тогда я вам сразу скажу: существует закон о ОСАГО, который обязывает владельцев транспортных средств обязательно страховать свой автомобиль. Это для урегулирования количества ДТП и возмещения стоимости ущерба, причиненного в результате ДТП. Это закон касательно именно ОСАГО. КАСКО – это добровольное заключение, страхование полной гражданской ответственности, где вы получите возмещение, даже если вы виноваты. Руслан Арсланов: Спасибо. Анастасия Семенова: Юрий Николаевич, смотрите, еще один вопрос: «Здравствуйте. Мне во всех страховых отказывают страховать мотоцикл». Такое вообще возможно? Просто это уже пятое сообщение. Не написали, правда, откуда. Юрий Капштык: Ну это достаточно интересно, во-первых, что за мотоцикл, а во-вторых, не имеет права отказать страховая компания. Да, договор страхования – это все-таки сделка двух лиц, страхователя и страховой компании. Но отказать просто так, не имея никаких оснований и причин, не могут. Это как раз... Анастасия Семенова: ...самоуправство, как вы сказали. Юрий Капштык: Да, это обращение в прокуратуру. Анастасия Семенова: Смотрите, вот такой вопрос, тоже коэффициент вот этот, да, КБМ, нам всем знакомый: «Здравствуйте. Как и кто его определяет? На протяжении 5 лет КБМ по ОСАГО мне устанавливали в размере 1,0. При обращении в РСА КБМ установили 1,74. Когда-то, в РСА мне написали, в 2010 году был страховой случай, неучтенный при страховании, и после длительных переписок в страховую все осталось на прежнем месте. К кому обращаться? С кем решать вопрос? Я же не сам устанавливал вот это вот страховое возмещение». Это 2010 год, 14 лет назад. Юрий Капштык: Во-первых, давайте вернемся к тому, что был страховой случай, значит, была выплата. Какая причина данного ДТП, мы не знаем, и какая страховая выплата производилась, тоже не знаем. Если это была его вина и достаточно большая выплата, то он считается виноватым. А коэффициент устанавливается исходя из опыта вождения и из количества ДТП в течение определенного периода. Я просто знаю много людей, которые десятилетиями не имеют ни одного ДТП, – естественно, у них понижающий коэффициент, который достигает вплоть до 50%, потому что страховая уверена в том, что этот человек ездит, соблюдая правила... Анастасия Семенова: Надежный. Юрий Капштык: ...надежный и последствий не будет. Анастасия Семенова: Но вот всегда такой вопрос, мы даже это обсуждали. Получаешь права, 10 лет проходит, ты отучился, но за рулем не ездишь. Как они проверят? А у тебя, допустим, есть машина, оформлена, но ты ее никогда не водил, и коэффициент КБМ у тебя тоже падает, но ты-то новичок, получается, через 10 лет. Юрий Капштык: Я бы мог сказать так – повезло. Анастасия Семенова: Повезло. Юрий Капштык: Повезло по одной причине, давайте будем реалистами. Если разобраться, у нас примерно на сегодняшний день где-то 20% водителей, если использовать простонародный лексикон, «подснежники», которые ездят летом, в теплый период, осень-весна, а потом на зиму ставят машину. Анастасия Семенова: Ага. Юрий Капштык: За зиму другой стиль вождения, навык теряется, и он весной выезжает. Руслан Арсланов: И все заново, начинается все заново. Анастасия Семенова: И все? Руслан Арсланов: С другой стороны, он пропускает сезон, где больше всего аварий. Все-таки, мне кажется, осень-зима – это самые популярные, как бы это странно ни звучало, сейчас... Юрий Капштык: Я буквально на прошлой неделе встретил человека достаточно преклонного возраста, ему 75 лет, он еще за рулем, и, как вот в разговоре выяснилось, он говорит: «Я за год выезжаю шесть раз». Анастасия Семенова: Это, наверное, на дачу. Юрий Капштык: Весна, лето, осень, дача и обратно, все, шесть раз. И поэтому меня удивил его автомобиль: «Волга» 24-я, 1986 года, с пробегом 33 тысячи километров. Руслан Арсланов: Как новенькая! Ласточка! Анастасия Семенова: Как новенькая. Смотрите, почему страховка не возмещает ремонт автомобиля полностью? Тоже ты хотел это прочитать? Руслан Арсланов: Да. Анастасия Семенова: Это про страховку. А Красноярский край: «Добрый день. Крупная компания (не можем называть) страхует полное КАСКО. Вопрос: КАСКО покрывает только мою машину и пострадавшего или нет?» Юрий Капштык: Да. Анастасия Семенова: А ОСАГО? Юрий Капштык: Нет. У ОСАГО предел. Руслан Арсланов: Только машину и пострадавшего или только машину? Юрий Капштык: Нет, только машину. Руслан Арсланов: Только вашу машину. Юрий Капштык: Вопрос возмещения вреда здоровью, морального вреда – это уже в судебном порядке. КАСКО имеет лимит, ограничение в 400 тысяч. Исходя из методики начисления суммы возмещения страховая выплачивает ту сумму, которую она насчитала. Анастасия Семенова: А вот это, не возмещенный ремонт автомобиля полностью? Юрий Капштык: Полностью – что такое «полностью»? Либо это «тотал», либо это большие повреждения. Если превышает лимит, определенный ОСАГО, то тогда в судебном порядке. Анастасия Семенова: Вы знаете, про мотоциклы-то опять пишут, да, ты видишь? Прочитаешь? Руслан Арсланов: Нет, я не увидел теперь. Анастасия Семенова: «Я тоже не могу застраховать мотоцикл, 28 лошадиных сил. Навязывают допов аж на 5 тысяч», – это из Краснодарского края. Видимо, какая-то проблема с мотоциклами сейчас. «ОСАГО на мотоцикл вообще невозможно оформить официально, все сайты компаний выдают ошибку». Может, какой-то сбой в системе произошел, нет такого? Юрий Капштык: Или коррупционный сговор. Анастасия Семенова: Такое тоже возможно. Руслан Арсланов: Почему не дают мотоциклистам спокойно застраховать мотоцикл? Вы вообще встречались в вашей практике с такими историями, чтобы были какие-то причины? Юрий Капштык: Вы знаете, страховые стараются уклониться по одной причине: все-таки мотоцикл – это скоростное движение, и водители мотоциклов очень часто не соблюдают установленные правила скоростного режима, выезжают и по разделительным полосам, по боковым полосам, выныривают справа-слева, и в связи с этим страховые несут повышенные риски. Буквально сейчас у меня находится дело, которое на границе Краснодарского края и Ростовской области: автомобиль двигался в сторону Москвы, участок был с небольшим ограничением в связи с ремонтом дороги, и буквально после ограничения, они двигались, это было полдвенадцатого ночи, шел дождь, и они просто наехали на мотоцикл, который лежал в левой полосе. Водитель упал, отошел в сторону, он стоял, а они просто... Анастасия Семенова: ...не увидели. Юрий Капштык: Ограниченная видимость, тяжелые условия, и они просто наехали. И местные сотрудники ГАИ приехали и сказали: «Это вы виноваты, вы наехали на препятствие, которое находилось». А то, что... Анастасия Семенова: А почему он знак не поставил? Он же обязан его поставить. Юрий Капштык: Совершенно верно. Во-первых, согласно Правилам дорожного движения, он обязан принять все меры, для того чтобы убрать транспортное средство с проезжей части, не мешать. Во-вторых, даже если произошло ДТП или что-то сломалось, он обязан тогда поставить аварийный знак, для того чтобы обозначить, даже на мотоцикле включить аварийку. Ничего сделано не было. Анастасия Семенова: У нас звонок есть. Руслан Арсланов: Санкт-Петербург. Анастасия Семенова: Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Руслан Арсланов: Здравствуйте, Роман. Зритель: Да. Скажите, пожалуйста, страховые компании отказывают учебному транспорту страховать. Юрий Капштык: Учебному? Руслан Арсланов: Интересно. Зритель: Да. Руслан Арсланов: Чем мотивируют это? Юрий Капштык: Можете развернуть? Зритель: Даже была ситуация, я просил у них официальный отказ, тоже ничего не дали. Руслан Арсланов: А что они говорят? Почему не страхуют? Зритель: А плечами пожимают и ничего не говорят. Юрий Капштык: Извините, я уточню: скажите, вы обращались в страховую как официальный представитель учебного центра или как собственник машины, на которой вы обучаете? Зритель: Нет-нет-нет, собственник автомобиля. Юрий Капштык: Собственник автомобиля. Тогда вам необходимо было взять документы, договор заключения с учебным центром, в который вы предоставляете свой автомобиль для организации процесса обучения, и тогда они пишут свое заявление дополнительно, вы приносите эти документы в страховую, где вам уже страхуют автомобиль как средство, используемое для обучающего процесса. Зритель: Все, я вас понял. Руслан Арсланов: Роман, рады, что вы решили. Анастасия Семенова: Роман, мы рады, что вы поняли. Руслан Арсланов: Потому что я ждал, что Роман сейчас скажет: «Я так и делал, и все равно...» Но, видите... Юрий Капштык: Нет, вопрос распространенный, потому что очень часто учебные центры собственных автомобилей не имеют. Более того, это на сегодняшний день одна из таких проблем. Если вспомнить советские школы ДОСААФ, которые были, у них было жесткое требование: машины были строго их, они были оборудованы специально, т. е. инструктор сидел рядом, у него были дублирующие педали, где он мог нажать в случае экстренной... А сейчас на любой автомобиль ставится значок «У»... Анастасия Семенова: ...и все. Юрий Капштык: ...и ездит. Руслан Арсланов: И не оборудуется педалями? Я думал, что это сейчас тоже происходит. Юрий Капштык: К сожалению. Разговор идет о том, что он говорит: «У меня ручник есть». Анастасия Семенова: Понятно... Руслан Арсланов: Понятно... Анастасия Семенова: Ему это очень классно, на ручничке затормозить. Последний вопрос: «Можно ли в действующий полис вписать еще одного человека?» Юрий Капштык: А почему одного? Можно всех родственников, друзей вписать. Анастасия Семенова: Нет, в действующий уже. Юрий Капштык: Можно. Достаточно обратиться в страховую компанию, и вы вписываете человека, которого вы считаете необходимым вписать. Анастасия Семенова: И еще вопрос быстро: «Права заканчиваются, а полис – нет». Нужно ли страховой сказать, что поменяются у меня права, чтобы они внесли новые, или это автоматически происходит? Юрий Капштык: Нет, обратиться, уведомить необходимо, потому что там указывается водительское удостоверение. Но можно привести по аналогии: если вы имеете оформленную собственность, недвижимость, автомобиль, прочие различного рода договора, но вдруг по истечении срока действия или по состоянию вы меняете паспорт – ваши права никак не нарушатся, просто меняются данные. Руслан Арсланов: Спасибо! Юрий Николаевич Капштык был у нас в гостях, юрист-медиатор, специалист по безопасности дорожного движения. Юрий Николаевич, спасибо большое за ваши ответы! Анастасия Семенова: Спасибо вам большое! Руслан Арсланов: Прерываемся на новости и дальше продолжим.