Петр Кузнецов: Продолжаем эфир. Дорогие друзья, 9:36 по Москве. Спасибо, что вы с нами. Каждый раз тебя смешу своим вступлением? Анастасия Семенова: Мне очень нравится. Петр Кузнецов: Или ты просто в восторге от моего голоса, от подачи? Анастасия Семенова: Я в восторге и от голоса, и от видения. Петр Кузнецов: Да, это надо ценить. Итак, 5445, пишите, родителей много. Тем более, что детей сейчас проводили, может быть, как раз есть то самое ценное время отдохнуть. Потому что скоро их уже забирать, тем более, если речь о первоклассниках. Итак, сократить классы до 20 человек предложил Геннадий Зюганов. Лидер КПРФ заботится прежде всего не об учениках, а, на мой взгляд, это справедливо, об учителях. Потому что, цитата: «Они выполняют роль второй мамы, преподавая сразу несколько дисциплин». Вот уж кто сейчас не напишет, так это учителя, потому что они заняты делом и выполняют роль второй мамы. При этом педагог, по словам Зюганова, должен знать и понимать каждого ученика в классе, а в условиях переполненных классов создать такую атмосферу невозможно. Анастасия Семенова: Я бы сказала, практически невозможно. Петр Кузнецов: Практически, да. Анастасия Семенова: Но кому-то удается. Петр Кузнецов: И не такое еще решали, не такие задачки. Анастасия Семенова: Конечно. Петр Кузнецов: Но, тем не менее, да, практически невозможно, совершенно верно. То есть ты, получается, поправила сейчас, Геннадия Андреевича. Анастасия Семенова: Я не поправила, я добавила. Петр Кузнецов: Смотри, здесь я уже не участвую в этом. В настоящее время в наших образовательных учреждениях не установлено конкретного ограничения по числу учеников. Тем не менее, санитарные правила и нормы утверждают, что на каждого школьника в классе должно приходиться как минимум 2,5 квадратных метра площади. Будем измерять или нет? Два с половиной? Анастасия Семенова: Четыре квадрата, наверное, нет? Вот наших четыре квадрата. Петр Кузнецов: Нормально, да. Анастасия Семенова: Меньше. Петр Кузнецов: В принципе, логично. Сколько человек в классе у вашего ребенка, у ваших детей, мешает ли это процессу? Вы замечаете, что именно количество влияет. Сколько должно быть и как нам найти эту золотую середину? Мы обсуждаем эту тему, естественно, и с учителями, и с руководителями школ. Анжела Рахим с нами на связи. Почему? В студии, а на связи у нас потом будет еще, директор частной школы у нас в студии. Доброе утро. Анжела Рахим: Доброе утро. Анастасия Семенова: Доброе утро. Петр Кузнецов: С другой стороны, это же связь, поэтому вы с нами тоже на связи. Скажите, пожалуйста, как вы на своем уровне решаете эту историю с количеством, с числом детей в классе? Анжела Рахим: Всем здравствуйте. Если говорить конкретно о том, как у нас в школе это происходит, то у нас есть определенное количество детей, которое предполагается в том или ином классе. Допустим, у нас, в принципе, слово «класс», наверное, не очень правильно и нетрадиционно звучит, потому что мы делим внутри ребят по предметам, по профилям. Петр Кузнецов: По-другому, да? Анжела Рахим: Да. Соответственно, у нас там не больше 15 детей может сидеть, условно, пятого класса в профиле по математике, и, допустим, 10 человек в стандартной группе, которая непрофильная, по той же самой математике одновременно. Соответственно, если мы посмотрим, то у нас другое количество педагогов работает, если деток больше 15 человек. Петр Кузнецов: Как вы пришли к этой модели? Это какая-то заимствованная модель? То есть все равно же какой-то план, ориентир, и аналитика должна была осуществляться? Анжела Рахим: Да, действительно, если смотреть, то управлять большим количеством ребят в классе возможно, если это не фронтальные уроки, традиционные, то есть, если это групповые нормы, если это проектные работы, тогда мы можем управлять большим количеством ребят. Если говорим про государственные школы, здесь есть такая сложность, что, как правило, мы ведем фронтальные традиционные уроки. Что имеется в виду? Учитель стоит у доски, все дети повторяют за ним и выполняют эти задания. Как правило, если взять 45 минут фронтального урока, 5 минут идет на организацию начала урока, и 5 минут идет на завершение, то есть остается 35 минут. За 35 минут обойти, даже подойти к каждому ребенку, если их больше, чем 15 человек, это уже намного сложнее. Петр Кузнецов: Чистая математика такая получается. Анжела Рахим: Да, у нас есть федеральный государственный образовательный стандарт, который периодически обновляется, и там сейчас уже указано о том, что надо вводить индивидуальное персонализированное обучение, групповые формы работы. Что это означает? Допустим, у меня сидит, берем госшколу, сейчас 30 ребят, я могу объединить: вы впятером работаете над этим проектом, вы впятером – над этим, вы впятером – над этим, а вот мы с вами впятером, я стою, потому что вам сложненько самим работать. Это идеальная картина, но которая, к сожалению, малореализуема, если так взять уже. Петр Кузнецов: Потому что все управление вот этими потоками, это тоже все на учителе должно быть, он должен все это рассчитать, он должен определить эти группы, он должен понимать, кому он будет помогать и так далее, это целая логистика, и если это делать перед каждым, во время каждого урока, это тоже энергозатратно, конечно. Анастасия Семенова: Для учителя тоже, в первую очередь. Анжела Рахим: Сентябрь такой диагностический, то есть в сентябре ты смотришь на детей, изучаешь их, плюс детки сначала закрываются перед новым педагогом, они раскрываются постепенно, у кого-то внутри есть много неуверенности, из прошлого класса осталось, у меня не получается русский язык и литература. Петр Кузнецов: Конечно, если из государственной в частную перешел, там столько страхов. Анжела Рахим: Очень много страхов, это правда, такое есть, и как правило, первое время ты работаешь не с незнанием ребенка по академическим предметам. Анастасия Семенова: А с его сознанием, психикой. Анжела Рахим: Да, с его страхом, с его уверенностью. То есть здесь мы сначала преодолеваем вот этот барьер, однако после налаживания, как правило, уважительных взаимоотношений, у нас так принято, то дальше уже и академические успехи подтягиваются. Петр Кузнецов: Малая наполняемость сейчас – это конкурентное преимущество, в данном случае, у частных школ? Получается, они способны это регулировать, и они действительно это могут сделать хорошим преимуществом. То есть сейчас запрос у родителей, которые идут, прежде всего: мы пришли к вам, потому что мы хотим, чтобы в классе было комфортно, как дома, то есть такие тепличные условия? Анжела Рахим: Конечно, это одно из конкурентных преимуществ частной школы, и многие родители приходят именно поэтому, не потому, что в госшколах плохие учителя, еще что-то, ни в коем случае, а потому что есть реальность, посмотреть на 35 детей одновременно – это очень сложно. И когда приходят в частную школу, то оценивают несколько факторов. Первый – это технология, инновация школы. Почему у них хорошие результаты? Какие результаты у выпускников? Куда поступают ребята? Наполняемость класса, педагогический состав, коллектив. И пятое, последнее – это безопасность, питание, то, где он находится. Потому что у нас школа полного дня и ребенок находится в школе больше, чем дома, то есть школа реально второй дом. Поэтому, действительно, конкурентным преимуществом является и количество ребят. Анастасия Семенова: Про начальную школу я хочу спросить, потому что вы начали говорить: «5 класс, профиль, математика». А в начальной школе какая система? Петр Кузнецов: Самое важное как раз, те самые условия создать, согласен. Анастасия Семенова: Да. Первый класс, тут математика, подождите, там еще и оценок нет, там у нас что, облачка, солнышки, наклеечки. Как там распределяется нагрузка? Петр Кузнецов: Плавный переход из детского садика. Анастасия Семенова: Со шкафчика наклеечка перешла в дневник, мне кажется, тут так это выглядит. Анжела Рахим: Сейчас нет дневников у нас, особенно в первом классе. Действительно, с первого класса у нас также начинается разделение, но оно здесь идет не по знаниям детей, потому что, хотя прием в первые классы сейчас есть везде, тестирование, а по скорости ребенка, по его психологическим особенностям. Кому-то покомфортнее, например, если педагог помедленнее с ним работает, то есть надо же, чтобы еще совпали педагог и группа, с которой он работает. Кому-то, наоборот, нужно больше динамики, нужно больше самостоятельности. Если смотреть на детей, которые приходят сейчас, то для них первично – это все-таки совпасть, синхронизироваться с учителем. И здесь тоже делится, 15 и 10, точно так же, у нас такая же технология. Анастасия Семенова: А парты у вас есть в школе? Анжела Рахим: Конечно, у нас парты очень мобильные. Когда мы их выбираем, то мы специально смотрим на то, чтобы они были легкие, чтобы можно было в начале урока быстренько соединить: здесь пять человек, здесь трое, где-то одного отсадить, потому что детки бывают такие. То есть парты должны быть действительно легкие, мобильные. Классы у нас с большим количеством досок. У нас одна доска полностью меловая, потом рядышком электронная доска и маркерная. То есть ребенок может, в принципе, как бы ты его не поставил, не посадил, он все равно видит какую-то наглядность и визуализацию. Петр Кузнецов: Я не зря упомянул тепличные условия. Не получится ли так, что учась здесь, что все прекрасно, комфортные абсолютно условия, как дома, мы же близки к таким идеалам, не получится так, что немножко будет оторван от реальности, скажем так, знаете, как говорят, от суровой реальности, от этого, в хорошем смысле, сурового образования с внешними раздражителями, ученик, вышедший из этой школы? Анжела Рахим: Петр, давайте представим, что вы работаете, например, на математике в одной группе ребят с одноклассниками не потому, что вы с ними дружите. Петр Кузнецов: Я как учитель? Анжела Рахим: Как ученик. Петр Кузнецов: Ученик. Анжела Рахим: Например, на следующем уроке, на английском, вас сажают в абсолютно другую группу ребят. И вам нужно там тоже проявить себя и поработать хорошенечко. Петр Кузнецов: Да, социальные навыки всякие, нетворкинги, да-да-да, я понял, коллектив. Анжела Рахим: И получается, что сейчас очень много говорят про софты, софт скилл. Петр Кузнецов: Которые даже важнее хардов. Анжела Рахим: Они даже не важнее, они просто работают в пропорциональности. Петр Кузнецов: По крайней мере, подтягиваются до этого уровня. Стали цениться. Анжела Рахим: Точно, 25% и 75%, да. И, соответственно, скиллы тоже надо прокачивать. В мою бытийность, сейчас, кстати, уже убирают, существовала такая идея о том, что троечники дальше пробиваются. Анастасия Семенова: Постоянно это обсуждаем, да. Анжела Рахим: Обсуждаете? Анастасия Семенова: Да. Петр Кузнецов: По крайней мере, есть сухие цифры, которые об этом говорят, целые исследования. Анастасия Семенова: И говорят, что отличники у нас где-то там, а троечники очень успешны в бизнесе. Вот на прошлой неделе мы это обсуждали. Петр Кузнецов: Я даже по своим отличникам это знаю, когда просто изучаешь истории одноклассников, если встречаешься. Анжела Рахим: Есть разница. Анастасия Семенова: Так, мы вас так, перебили, простите. Есть разница, да? Вы начали говорить просто про троечников в вашу бытность. Анжела Рахим: Да, что софты, чем развитее у тебя софты, тем ты успешнее, да? Хотя, безусловно, и без академических знаний там тоже никуда. И представляете, если ребенок, он и с софтами классными, реализованными, к 11 классу какой он, он выходит абсолютно адаптивный к тому, что будет. Ни я, ни вы не знаем, что будет через 10 лет. Есть, конечно, масса исследований о том, какой у нас будет мир, какие будут профессии. Но если вы даже посмотрите на эти исследования, то профессии каждый год предлагают абсолютно новые. И учат в университетах все время новые и новые программы. И бизнес спускается в университеты. Соответственно, наша с вами задача как взрослых, это сделать ребят, у которых будут сильно развиты скиллы: проектное мышление, предпринимательское мышление, управленческие скиллы, социальные навыки. И тогда ребенок, один из самых важных навыков – учись учиться, чтобы ты в любой мир, в который ты попадешь на выходе из школы, ты не потерялся, не забился, не знал, что тебе делать, потому что тебе 11 лет говорили: «Открой тетрадку, пропусти там две клеточки, напиши число». То есть ты не робот такой, которому все время говорят, что сделать, а ты человек, который понимает: «Так, сейчас я могу поработать с этими. Окей, хорошо. Сейчас, так, какая у нас цель на уроке? Я должен сделать проект с вот этими ребятами. А где мне найти информацию? А, я пойду, не в библиотеку, конечно, я поищу в Гугле, что есть». Петр Кузнецов: Хотя не помешало бы, знаете ли. Давайте послушаем наших телезрителей, с нами на связи. Анастасия Семенова: Сейчас человек представится. Петр Кузнецов: Ирина. Анастасия Семенова: Ирина из Москвы. Здравствуйте, Ирина. Петр Кузнецов: Доброе утро, Ирина. Зритель: Здравствуйте. Я хотела бы, очень давно хотела поговорить с кем-нибудь на эту тему, здорово, что вы ее подняли. Петр Кузнецов: Да, я слушаю вас. Зритель: У меня педагогический стаж более 25 лет, я из Москвы. Последние 15 лет я работаю с дошкольниками. И переполненность групп, действительно, вы же понимали такую проблему, как СанПиН, он не соблюдается. В раздевалке 34 ребенка, которая рассчитана максимум на 25 человек. А когда они маленькие, им полтора года, вы не представляете, им тяжело, и воспитателям тоже тяжело. А еще есть такая проблема, она действительно состоит... Анастасия Семенова: Родители. Зритель: Нет, это наличие не в каждой группе помощника-воспитателя. И когда у тебя маленькие дети, полтора годика, они еще теряются, им еще страшно, и они еще в таких скованных условиях. Я считаю, что, конечно, 20 человек в классе, в группе – это нормально. Это и детям хорошо, и тем, кто с ними работает, тоже хорошо, это действительно здорово. И к этому, я думаю, надо прийти. Перенасыщенные группы, дети устают друг от друга. И наши помещения, к сожалению, у нас не новое помещение, не предназначенное, ни спальни, ни раздевалки, ни игровые комнаты. Игровая зона не предназначена для такого количества, дети устают в стесненных условиях и взрослые тоже. Я думаю, вы понимаете, это действительно проблема, я думаю, что ее надо решать. Анастасия Семенова: Поэтому мы об этом говорим. Ирина, спасибо вам большое за ваше мнение. Петр Кузнецов: Спасибо, вы высказались, да. Мы рады, что мы вам помогли. Анастасия Семенова: Эксперта подключим? Петр Кузнецов: Да, нам пишут как раз, что, понятно, что частная школа – это совсем другой мир. Давайте этот мир, наш, тот, который привычен многим, большинству пока еще. Наталья Карпова с нами на связи, учитель начальных классов. Доброе утро. Наталья Карпова: Здравствуйте, уважаемая студия. Петр Кузнецов: Да, скажите, пожалуйста, сейчас плана нет, вот мы выяснили, что есть санитарные нормы и правила, но конкретных правил по нахождению, по числу учеников в классе, не существует. Как в вашей конкретной школе это решается? Есть ли какой-то план, ориентир? Наталья Карпова: На самом деле как плана нет? Плана нет, но есть СанПиНы, которых мы должны придерживаться. Если мы говорим о том, что 2,5 квадратных метра на ученика, я не могу сейчас назвать или вспомнить ни одну из школ, где бы эта норма выполнялась. Знаете, какую мне хотелось бы озвучить проблему именно наполняемости классов? Анастасия Семенова: Давайте. Наталья Карпова: Это то, что сейчас у многих родителей существует такая традиция – идти к определенному учителю. И вот тот самый запрос, который у нас создают именно родители, ажиотаж на того или иного учителя, он как раз-таки тоже влияет на наполняемость классов. Порой бывает в одном классе 38-40 учеников, а в одном классе – только лишь 20. Вот это тоже стоит учитывать, именно мнение родителей. Петр Кузнецов: Наши телезрители пишут про то, что не число важно, а навыки и так далее, убежало куда-то сообщение. В общем, вопрос заключается в следующем: есть ли у вас какие-то наблюдения, измерения, статистические данные? Влияет ли на успеваемость учеников и дисциплину их количество в классе? Наталья Карпова: Да, но, конечно, я думаю, ни один учитель не откажется работать в классе, в котором 20 учеников, а не 40. Но, опять же, нужно смотреть на тех детей, на тот набор, который пришел, например, в этом году к тебе в класс. Если это дети высокомотивированные, то неважно, 15 их или 25 человек сидит. Поэтому, подбирая определенные приемы, конечно, мы уже умеем работать и с детьми, которых в классе 38 человек и даже 40. Анастасия Семенова: Наталья Николаевна, а ваша цифра, сколько вам комфортно, когда сколько учеников? Наталья Карпова: Я 30 лет отработала. Самый маленький класс, который был у меня, это 27 человек, но был класс, в котором 38 человек было. Я, конечно, не отказалась бы поработать в классе, в котором 20 учеников. А если еще они высокомотивированы, то, конечно, на работу летишь как на крыльях. Анастасия Семенова: То еще два класса по 20 вы готовы взять, да? Наталья Карпова: Да. Петр Кузнецов: Да, мы как-то забываем в наших разговорах, вот в этом разговоре об учителях, собственно, и Геннадий Андреевич об этом заботился, когда он говорил о снижении числа в классе. Нагрузка на учителей с большими классами, она как-то учитывается школой? Анастасия Семенова: Например, у вас есть 27 учеников и 38? Наталья Карпова: К сожалению, нет. Идет ставка учителя, и зарплата идет абсолютно одинаковая. Это не только в нашей школе, это везде так. Анжела Рахим: В Москве не так. Анастасия Семенова: Да, Наталья Николаевна, спасибо вам большое. Наталья Николаевна Карпова с нами была на связи, учитель начальных классов. К нам много сообщений, пишут и спрашивают, как раз о чем Петя сказал, что не будет ли потом, когда ученик выйдет из частной школы, немножко он как будто бы чужак. Но вы ответили на этот вопрос. По поводу ЕГЭ. «Такое ощущение, что в частных школах не нужны репетиторы», – нам задала вопрос тоже Ирина из Москвы, написала нам на WhatsApp-портал. Так ли это? Потому что много всего. Петр Кузнецов: В смысле, что уровень другой, и просто не нуждается в дополнительной подготовке, да? Анастасия Семенова: Получается, что ты вкладываешь, сейчас все пишут, что частные школы многим недоступны, это дорого и так далее, но если посчитать, как будто бы ты на репетиторов вкладываешь с пятого класса. Петр Кузнецов: Вопрос об уровне преподавательского состава, наверное, получается, насколько сильно он отличается? Анжела Рахим: Да, смотрите, все еще зависит от того, в каком классе пришел ребенок в частную школу. Бывают дети, которые пришли, например, в 10 класс, сейчас, благодаря тому, что появилась стобалльная система, то есть войти в 10 класс тоже стало непросто поступить, то, если ребенок пришел в 10 класс, и на тестировании уже видны какие-то пробелы, то частная школа, мы не говорим сейчас конкретно про нашу, либо может не взять ребенка, либо сказать: «Мы вас возьмем, но вам нужна поддержка, потому что до этого восполнить 5 лет обучения и знаний по русскому языку довольно сложно». Если же ребенок пришел, на опыте нашей школы, к нам хотя бы в 5 классе, при переходе из начальной школы в среднее звено, то, как правило, в 10-11 классе репетиторы не нужны. Есть еще такой момент, что некоторые дети в 11 классе решают: «А мне нужно теперь вот это сдать». И тут получается, что, если с 10  класса ты в профиле, например, изучал обществознание, английский, а тут тебе резко нужно... Анастасия Семенова: Химия, биология, физика. Анжела Рахим: Да, то тут уже, конечно, надо восполнять. Но здесь надо еще понимать то, что, как правило, мы очень заинтересованы в наших выпускниках. Наши выпускники – это наше лицо, это наши результаты в том числе. Поэтому конкретно мы прилагаем все усилия, и дни, и ночи, чтобы с ребятами дозаниматься и хорошо их подготовить к ЕГЭ. Петр Кузнецов: В связи с этим вопрос, все-таки по преподавательскому составу, как у вас измеряется эффективность учителя? Анастасия Семенова: KPI у вас существует? Петр Кузнецов: Да, внутренний KPI. Измеряется ли оценка, учитывая, сколько у него учеников, у одного класс больше… Анастасия Семенова: Отзывы учеников? Петр Кузнецов: Родителей. Анжела Рахим: Конечно, кадры – это очень большая составляющая любой школы. Была озвучена фраза, что не влияет количество учеников, в государственных школах Москвы влияет, есть так называемая система оплаты труда, ее ввели в 2025 году. И учитель получает так называемый ученико-час, то есть 35 рублей, это московская ставка. Петр Кузнецов: То самое подушевое финансирование. Анжела Рахим: Да, это так работает. Поэтому, если мы сейчас посмотрим на другую сторону, 20 ребят в классе – это здорово, но насколько это отражается на зарплате, если у учителя 35 человек в классе, то здесь тоже нужно еще и вот этот момент понимать. Что касается частных школ, то у нас есть ставка за урок, то есть у нас внутри не зависит от того, сколько внутри ребят сидит на занятии. Мы проверяем также эффективность педагога. Здесь идет и стимулирующие, и участие в проектах, в олимпиадах, и также, если ребята получают высокие баллы по ОГЭ и ЕГЭ, также премии у нас бывают. То есть, это раз в году такая история. Однако у нас есть свой норматив, скажем так, который должен выполнять педагог. Петр Кузнецов: Нормативы тоже существуют, да. Анжела, много еще вопросов ставится, но, к сожалению, времени у нас не хватает. Анжела Рахим, директор частной школы. Ваши комментарии почитаем обязательно, будет на это время, 5-7 минут точно, потому что сейчас небольшой перерыв. Во втором часе с тремя темами рады будем вас, кого-то и снова, приветствовать.