Анастасия Семенова: Давайте узнаем вообще о корпоративной этике в компании. Руслан Арсланов: Да, начнем вообще с классики. То есть корпоративное мероприятие – это все-таки корпоративное мероприятие в первую очередь. Светлана Скакун, HR-специалист, у нас в эфире. Светлана, здравствуйте! Как вы нас слышите? Светлана Скакун: Доброе утро, прекрасно вас слышу. Прекрасная тема, как раз для декабря самое то. Руслан Арсланов: Да, вот мы как раз про нее и говорим. Светлана, вы у нас часто бываете, заглядываете и разные вопросы мы обсуждаем. Давайте про новогодние вечеринки. Сегодня вообще это важная часть корпоративной культуры? И почему важно организовывать такие мероприятия? Почему они вообще существуют? Начнем с азов. Светлана Скакун: Конечно, давайте с азов. Конечно, это очень важная часть корпоративной культуры. Потому что, во-первых, новогодний корпоратив, помимо того, что это повод для веселья, это весело, классно, здорово, это прекрасная возможность для руководства компании, условно, отблагодарить своих сотрудников, подвести итоги, отметить победы. И вот говорили в комментариях, что нет ничего хуже вот этих длинных скучных речей. И вот как раз найти вот этот баланс между словами, которые обязательно хочется сказать сотрудникам, но так, чтобы их было приятно слушать, чтобы каждый получил свою вот эту дозу дофамина, дозу приятных слов, вдохновение на следующий год. На самом деле это шикарный повод. И в течение года не все руководители, давайте будем честны, не все руководители находят повод сказать «спасибо» сотрудникам. А новогодний корпоратив – это просто сам Бог велел именно здесь всех собрать, отметить то, какие мы молодцы, как классно прошел год, озвучить победы. Почему я делаю на этом акцент? Это, наверное, один из самых мощных способов нематериальной мотивации сотрудника, когда сотрудник чувствует свою принадлежность к компании. Люди, которые идут в найм, они же идут в найм не только потому, что там зарплата стабильная и так далее, они еще идут, удовлетворяя такую внутреннюю потребность быть частью коллектива, частью компании, знаете, часть команды, часть корабля. Руслан Арсланов: Да. Светлана Скакун: Поэтому корпоративы, конечно, нужная штука. Руслан Арсланов: Да, а вот почему они сейчас вызывают негативные эмоции? Ведь раньше, мне казалось, все говорили про корпоратив что-то: «у нас будет корпоратив. Ты представляешь? Этого вообще никогда не было, а тут будет». А сейчас все как будто как-то опасаются, и у каждого есть уже свои мысли. Анастасия Семенова: Свои воспоминания. Руслан Арсланов: Опыт, да, это опыт показал так? Или же что-то другое? Светлана Скакун: Тут есть разные варианты, конечно. У кого-то действительно негативный опыт, и мы знаем, что не всегда к вопросу организации корпоративов подходят грамотно. И опросы, которые сейчас проводили, как раз показали, что люди вспоминают в основном какие-то очень странные истории с алкоголем, с непонятными ситуациями, вот это все. Плюс очень важно учитывать все-таки разницу поколений, потому что очень часто компания, допустим, 20 лет делала все по одному сценарию, и не учитывает, что пришло новое поколение, новые люди, им интересно другое. Условно, им интересно всей компанией пройти какой-то квест, найти какое-то сокровище, а их вместо этого запирают в актовом зале и заставляют смотреть концерт какого-нибудь, не знаю, певца, певицы, который им не интересен, который интересен их бабушкам. И вот это несоответствие очень часто вызывает ощущение: «Господи, опять корпоратив, да ну вас». Конечно, очень важно учитывать, что хотят люди. Анастасия Семенова: Светлана, скажите, пожалуйста, может быть, есть у вас какой-то свой, не знаю, обзор, почему на корпоративе всегда раскрывается бухгалтерский отдел? Мне кажется, любой корпоратив: «А вот бухгалтерия, да она так отжигала». То есть обычно это как бы такие невзрачные... Руслан Арсланов: Их не видно просто в обычной деятельности. Анастасия Семенова: Да, их не видно, а вот на корпоративе они раскрываются во всей красе. Светлана Скакун: Бухгалтерия, на самом деле, отжигает всегда, потому что действительно не видно. Руслан Арсланов: Понятно. Светлана Скакун: Бухгалтерия, из моего опыта, там работают обычно потрясающие люди, которые, несмотря на то, что у них очень скрупулезный, дотошный такой труд, им нужно очень много мелкой информации детально держать в голове, они, как правило, на самом деле очень творческие, очень открытые. У них просто работа такая, и на корпоративе это становится видно, то, какие они на самом деле. И плюс, давайте по-честному, если бы не бухгалтерия, кто бы этот корпоратив оплатил? Анастасия Семенова: Это да. Светлана Скакун: Конечно, на них всегда делают акцент. Руслан Арсланов: Вот тут как раз была история про то, как бухгалтер утопила телефон. Светлана Скакун: Да-да-да, со всеми паролями. Руслан Арсланов: Сейчас часто компании отказываются от корпоративов и как-то по-другому мотивируют своих сотрудников. Анастасия Семенова: Премией какой-то, да. Руслан Арсланов: Мы не будем проводить корпоратив, а на эти деньги, например, раздадим премии. Эта история, с точки зрения корпоративной культуры, она тоже имеет место быть рабочей или же нет? Светлана Скакун: История имеет место быть, такие случаи действительно есть, но у этой истории есть один большой подводный камень. Премию вы людям выдадите, они порадуются, и все равно останется чувство незавершенности, потому что душа-то требует праздника. Новый год, давайте по-честному, все равно создает ощущение, что его надо праздновать, нам хочется. Если мы часть компании, которая этот праздник, условно, проигнорировала, то вот это ощущение, что вроде бы мне дали денег, но вот что-то все равно не хватает, знаете, осадочек остался, то, конечно, это не очень комфортно, поэтому опасная практика. Руслан Арсланов: Скорее всего, многие соберутся, может быть, своим отделом, бухгалтерия-то уж точно, для того, чтобы на эту премию и сделать какую-то историю. Светлана Скакун: Конечно, обязательно. Анастасия Семенова: Они всех подтянут. Руслан Арсланов: Она же будет не такая организованная. Анастасия Семенова: Дружите с бухгалтерским отделом. Если в компании нет корпоратива, в бухгалтерии он есть всегда, мне кажется. Руслан Арсланов: У них точно есть, да. Анастасия Семенова: Спасибо большое. Руслан Арсланов: Светлана Скакун, HR-специалист, была у нас на связи. Спасибо большое, Светлана. HR-специалисты говорят, что корпоративы нужны. Давайте послушаем мнение нашей телезрительницы. Наталья из Москвы. К нам дозвонилась Наталья, слушаем вас. Анастасия Семенова: Интересно, бухгалтер ли она? Руслан Арсланов: Здравствуйте, Наталья. Анастасия Семенова: Здравствуйте, Наталья. Зритель: Уважаемые ведущие. Анастасия Семенова: Здравствуйте. Зритель: Очень приятно, что я до вас дозвонилась. Руслан Арсланов: Ура, наконец-то, мы рады. Зритель: Особенно приятно, что сегодня день мой рождения. Анастасия Семенова: Поздравляем вас! Руслан Арсланов: Поздравляем вас! С днем рождения! Анастасия Семенова: С днем рождения! Зритель: Да, спасибо большое. Руслан Арсланов: «А еще у нас сегодня корпоратив», – сказала бы Наталья. Ладно, простите. Зритель: У нас 19-го числа корпоратив. Руслан Арсланов: А, скоро. Зритель: Мы активно готовимся, да. Но декабрь у всех эвентов – это самый тяжелый месяц, поэтому работа идет круглосуточная. Соответственно, всем отделом работаем ради этого красивого праздника, этого вечера. Нашей компании 26 лет, у нас как раз IT- специалисты, молодые специалисты – это Big Data , искусственный интеллект, который внедряют активно, и AV-индустрия. И, соответственно, как и сказал предыдущий выступающий, что люди разного поколения, разного возраста, и надо придумать активности, которые бы всех объединили. Руслан Арсланов: Что вы придумали, расскажите, Наталья. Зритель: Что мы придумали? У нас в этот раз музыкальные конкурсы, и у нас будет новый ведущий, мы уже его испытали на маленьком мероприятии, нам он всем понравился, и это смена ведущего, это один плюс. Второе, это объединяющий конкурс, один, веселый, чтобы запомнили, послевкусие было такое долгое, это второе. И обязательное условие корпоратива – это как следует накормить гостей. Вот если мало еды, об этом будут говорить, вспоминать очень долго. Анастасия Семенова: Кормить и отдать с собой. Руслан Арсланов: Да, Наталья, спасибо вам большое за то, что поделились опытом. Мне кажется, звучит интересно, даже любопытно побывать на таком корпоративе. Анастасия Семенова: Не спросили, куда идти. Руслан Арсланов: Было бы неплохо побывать в качестве ведущего. Анастасия Семенова: Да. Ты же не заметил, я же показывала на тебя. Руслан Арсланов: А, да? Анастасия Семенова: Да. Руслан Арсланов: Спасибо, спасибо тебе большое. Анастасия Семенова: Такая микрореклама. Давайте подключать нашего следующего эксперта. Евгений Фетисова с нами на связи, организатор праздников. Узнаем, какие же запросы на этот год. Здравствуйте, доброе утро, Евгения. Руслан Арсланов: Евгения, здравствуйте. Евгения Фетисова: Доброе утро. Анастасия Семенова: Чего хотят? Руслан Арсланов: Евгения, чего хотят люди? Какие тренды в этом году? Как изменились корпоративы? Стоит ли бояться танцев на столах? Бухгалтерия действительно самая яркая? Пока достаточно. Евгения Фетисова: Желание-то у всех одно – это отпраздновать Новый год, провести время в кругу сотрудников в другой атмосфере, в неформальной атмосфере. Вообще запросы – только веселье, а вот что предлагают уже организаторы, ведущие, даже режиссеры, я бы больше сказала, потому что режиссируется новогодний корпоратив зачастую и превращается в такой новогодний перформанс. Что касается каких-то новинок, то мы в этом году практикуем музыкальное лото, это очень весело и не заморочно, не напрягает гостей, барная викторин тоже имеет место быть, но зачастую, допустим, средний топ-менеджмент обижается, потому что они остаются где-нибудь на последних рядах, а все остальные побеждают. Поэтому музыкальное лото делает интересный музыкальный фон, веселый и, соответственно, где-то минут 30-40 такой тимбилдинг, скажем так, музыкальный, он имеет место быть. Еще интересные вещи – это подготовка к новогодним корпоративам. Руслан Арсланов: О, это да. Евгения Фетисова: Когда не во время уже самого мероприятия, а немножко заранее мы начинаем готовиться. В прошлом году мы снимали ремейк к фильму «Ирония судьбы, или С легким паром!». Руслан Арсланов: Интересно. Евгения Фетисова: С участием сотрудников. И потом его уже монтировали и транслировали. Премьера показа фильма. Мы, естественно, делали концепцию новогоднего корпоратива в таком стиле. И премьера показа была уже на мероприятии. Также можем давать задания сотрудникам внутри компании. И, конечно, они уже какие-то творческие номера готовят и показывают их непосредственно на корпоративе. Анастасия Семенова: Евгения, скажите, пожалуйста... Евгения Фетисова: В компании свои собственные артисты рождаются. Анастасия Семенова: Это понятно, главный бухгалтер. Мы знаем. Руслан Арсланов: Мы знаем, откуда, они из бухгалтерии все. Анастасия Семенова: А конкурсы? Евгения Фетисова: У нас в прошлом году был отдельно выведен конкурс, в блоке «Деды Морозы и Снегурочки» мы чествовали бухгалтеров, потому что это надо было как-то «спасибо» сказать творческим способом. Анастасия Семенова: Вопрос. Многие пишут, что боятся вот этих нелепых конкурсов, мы уже не раз говорили. Руслан Арсланов: Большинство, да. Анастасия Семенова: Большинство, да. Вот этот карандаш в бутылочку. Руслан Арсланов: Перекатить куриное яйцо из одной штанины в другую. Анастасия Семенова: Лопнуть шарик между собой. Ну, то есть, такие конкурсы, вроде бы ты сидишь, никого не трогаешь, но тебя ведущий начинает задействовать, и ты вот... Руслан Арсланов: Казалось бы, уже столько времени прошло, но все равно все про них вспоминают, все про них думают. Как вот с вашей точки зрения? Это уже прошлое или же еще можно это встретить? Евгения Фетисова: Нет, для нас это уже давно превратилось в ретроспективу. Это даже есть такая концепция «тамадапатия», сделать корпоратив в таком стиле. Руслан Арсланов: Постирония такая. Евгения Фетисова: Потому что такие конкурсы, конечно, уже давным-давно не используются. Мы перешли на формат караоке-баттлов, каких-то танцевальных баттлов, как я уже сказала, музыкального караоке, видео викторин. Ммы, допустим, делаем какие-то кавер-версии телешоу и внутри запускаем терминологию компании, и получается достаточно интересно. Техника идет вперед, на каждом корпоративе есть видеоэкраны разного формата, поэтому здесь все технологично. Руслан Арсланов: Да, поэтому не обязательно брать карандаши. Евгения Фетисова: Да, и в связи с тем, что корпоратив вообще отличается от любого другого мероприятия – свадьбы, юбилея, мы сейчас уже говорим про праздники в ресторанном формате, то мы, конечно, в большей степени делаем уклон на количество артистов для того, чтобы сделать шоу. То есть мы продумываем, какое эффектным должно быть начало, у нас не может просто выйти ведущий и сказать: «Здравствуйте, дорогие друзья, мы приветствуем вас на вашем новогоднем корпоративе». Нет, здесь идет уже такая режиссерская тема с выходом, например, каких-то барабанщиц или какие-то цирковые номера, может быть, это все будет в коллаборации. Либо это выходит шоу-балет, опять же, если это, допустим, концепция «Вернулись в СССР», то значит, у нас шоу-балет выходил в специальных образах и делали такую ретро-дискотеку в начале, такую массовку, и потом уже выходил ведущий. Мы за картинку, за эстетику, которая прикоснулась к веселью, конечно же, интерактивному веселью с участием наших гостей. Анастасия Семенова: Остались еще награждения или это тоже в прошлом? Весельчак опенспейса. Руслан Арсланов: Лучший весельчак года. Самый молодой сотрудник. Анастасия Семенова: Да, спасибо. Как-то хочется, что можно отметить каких-то сотрудников? Или уже просто такое общее веселье? Евгения Фетисова: Нет, еще есть подведение итогов года, награждение в различных номинациях. Номинации также помогаем продумывать, если такие запросы есть, потому что, сами понимаете, чем интереснее номинации, тем процесс награждения переходит уже в более интересный формат, творческий, неординарный. И не затягивается, скажем так, вот эта торжественная часть, первый час этого корпоратива. Анастасия Семенова: Да, главное не перетянуть. Руслан Арсланов: Да, Евгения, спасибо вам большое. Анастасия Семенова: Спасибо большое. Руслан Арсланов: Евгения Фетисова, организатор праздников, была с нами на связи.