Антон Липовский: Прямо сейчас Наиля Бирарова, психолог, член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги. Наиля, здравствуйте. Мария Карпова: Здравствуйте, Наиля. Наиля Бирарова: Доброе утро, здравствуйте. Антон Липовский: Давайте сразу прямо пойм ем вот про это особое время, кто-то называет его золотым, 10-15 минут. Для начала, оно вообще работает? 10-15 минут в день, это правда, что достаточно? Наиля Бирарова: 10-15 минут – нет, но хотя бы 30-45 – да. Антон Липовский: А что же это за особое время, как оно проводится, в ч ем его особенность? Наиля Бирарова: Дело в том, когда родитель находится тотально рядом с ребенком, у ребенка вырабатывается такой внутренний инстинкт защищенности, безопасности. Ребенок понимает, что вот это время только мое и именно этот фрагмент нашей жизни сегодняшнего дня посвящен только мне, то есть родитель отложил все свои дела и целостно погружен в мои интересы. И для ребенка это важно ощущать хотя бы два-три раза в неделю. Если это получается делать каждый день, то для каждого ребенка в его психике формируется такое состояние, где меня любят, меня уважают, я чувствую себя нужным, важным и, может быть, если там еще есть какие-то интерактивные игры, полезным. То есть если родитель сумеет посвятить это время только ребенку, при этом не находиться в телефоне, не заниматься бытовыми делами, не обсуждать друг с другом какие-то личные конфликты, дискуссии и так далее, то ребенку это даст очень хорошую опору и внутреннюю устойчивость в будущем для формирования своей психики. Антон Липовский: Да, но смотрите, нам прислали сообщение про пап: «Чем реже ребенок видит папу, тем больше он его любит. Вывод сделала из своего детства». Смотрите, какие разные мнения. Вот само разделение: больше мама, больше папа, насколько важен перекос? Потому что, видите, сколько сообщений про то, что мама проводит время с детьми. Наиля Бирарова: Я бы здесь больше говорила про дефицит внимания. То есть «ребенок больше любит папу» – это, наверное, не любит, а ему больше не хватает папы, он путает любовь с зависимостью. Потом, когда такой ребенок вырастает, если это девочка, то она будет перебирать мужчин в поисках отцовского внимания. И это, знаете, такие девушки, которые ищут не мужчину, а папика, которые хотят, чтобы мужчина давал им вторичную компенсацию. Но если папа реже появляется, то все равно очень важно, чтобы был какой-то период, где папа находится конкретно с сыном или с дочерью. Ребенок же маленький, он же сам не понимает, почему так, он думает, что он больше любит папу, когда меньше его видит. А на самом деле этот недостаток любви компенсируется в какой-то другой сфере, может быть, гиперактивности или, может быть, не очень таком хорошем поведении в школе или в детском саду. Мария Карпова: Особенно часто, мне кажется, это бывает у отцов, когда супруга заставила 15 минут просидеть в комнате с ребенком, а что с ним делать? То есть, бывает, что и в каком классе находится ребенок, не знают. Антон Липовский: Именно про качество, да. Мария Карпова: Действительно, давайте поговорим про качество времени. Если 15 минут, наверное, я бы пыталась его максимально насытить – поиграть, поговорить, куда-то вместе еще попробовать сходить. А что нужно ребенку на самом деле? Наиля Бирарова: Я вообще предложила бы в это время не нравоучать, то есть не давать ребенку никаких советов, не критиковать, не делать замечания, не обижать его, не оскорблять его, не воспитывать в это время, то есть это время любви. Это время, когда родитель занимается делами ребенка, когда родитель погружается в его жизнь, в детскую жизнь, когда родитель уделяет ему не только время, но и внимание. «А что бы ты сейчас хотел сделать?» Даже если ребенок предлагает какие-то несуразные вещи, игры, какие-то формы контакта, родителю хорошо было бы на это пойти, попробовать на вкус жизнь своего ребенка. У ребенка очень хорошо в этот момент формируются защитные функции организма. Ребенок понимает, что со мной в данный момент находится папа или мама, я в тотальной защищенности, я внутри, в безопасности, и внешне я получаю очень большую дозу любви. Да, он, может быть, это не отслеживает, он, может быть, не понимает конкретно, что с ним происходит, но внутреннее состояние у него меняется, может быть, где-то с беспокойства на состояние благости, удовлетворения. Мария Карпова: Да, как написала наша телезрительница из Псковской области, что просто сидела за одним столом с родителями, слушала их разговоры, и уже хорошо, и какие вот у нее воспоминания остались на всю жизнь. Антон Липовский: «Да, наши дети не нуждаются, чтобы мы на них тратили много времени, хотят быть взрослыми сами, а нам хочется тискать их и тискать» – пишут нам из Ельца. Ладно, спасибо большое. Наиля Бирарова, психолог, член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, была с нами на связи. Спасибо большое. Ну, мы поняли, 30-40 минут, что такое активное время, как его нужно проводить. И не критиковать, самое главное, не воспитывать и не поучать. Мария Карпова: Не воспитывать и не нравоучать. Мы с вами увидимся буквально через пять минут, после новостей, потом поговорим о том, как совмещать учебу в ВУЗе и работу. Антон Липовский: Непросто. Как? Непросто.